о применении правовых актов, перерасчете заработной платы



Дело № 2-1579/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Волковой С.Г.,

при секретаре Гвозденко К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске, Республики Коми Дата обезличена года гражданское дело по иску Назаровой Н.А. к Муниципальному учреждению Управление культуры, спорта и по делам молодежи Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальному образованию городского округа «Усинск», Муниципальному учреждению культуры «Усинский дворец культуры» об изменении размера должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией,

УСТАНОВИЛ:

Назарова Н.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному учреждению Управление культуры, спорта и по делам молодежи администрации МО ГО «Усинск», Муниципальному образованию городского округа «Усинск» об изменении размера должностного оклада, просит установить должностной оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда с применеием тарифного коэффициента согласно занимаемой должности, произвести перерасчет заработной платы за период с Дата обезличена по Дата обезличена включая дни пребывания в отпуске, на больничном в командировках, за работу, выполняемую по совместительству, обосновывая свои требования тем, что работает в МУК «УДК» , размер ее должностного оклада составляет ... руб. и по мнению истицы не соответствует закону, поскольку он ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. Истица считает, что в соответствии с Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010г. размер должностного оклада по первому разряду должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, то есть с сентября 2007 года не ниже 2300 руб., а с 01.01.2009г. не ниже 4330 руб. с последующим применением к нему тарифных коэффициентов соотносительно занимаемой должности и начислением на указанную сумму выплат стимулирующего и компенсационного характера, районного коэффициента и северной надбавки. На основании указанных доводов истица просит также произвести перерасчет заработной платы за указанный выше период в размере ... руб. с денежной компенсацией за нарушение сроков выплаты пересчитанных сумм заработной платы в размере не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета.

Судом в качестве соответчика к участию в деле привлечено муниципальное учреждение культуры «Усинский дворец культуры», являющееся работодателем истицы в спорный период.

В судебное заседание истица, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела не явилась, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель Муниципального учреждения Управление культуры, спорта и по делам молодежи Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, доверенность от МУК «УДК» на представительство интересов в суде, а также мотивированный отзыв по предъявленным исковым требованиям, согласно которого исковые требования не признает, поскольку заработная плата истице начислялась и выплачивалась в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и в соответствии с требованиями ст. 133 ТК РФ не была ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующий период, полагает, что истица необоснованно подменяет понятия оклад и минимальный размер оплаты труда, также просит применить последствия пропуска срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ, поскольку истица была уволена по собственному желанию переводом в МУК «УМВЦ «Вертас» Дата обезличена и обратилась в суд по истечении установленного законом трехмесячного срока (л.д. 18-20,28).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Назарова Н.А. работала в Управлении культуры, спорта и по делам молодежи администрации МО ГО «Усинск» с Дата обезличена., Дата обезличена переведена в Муниципальное учреждение культуры «Усинский дворец культуры» Управления культуры, спорта и по делам молодежи администрации МО ГО «Усинск» на ту же должность , оклад истицы в оспариваемый период составлял ... руб., как следует из справок о начисленной и выплаченной заработной платы (л.д. 12-14) и расчета, представленного ответчиком (л.д. 21-22), ее размер с учетом стимулирующих выплат и компенсационных за работу в районах крайнего севера превышал размер минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующий период. Истица уволена по собственному желанию переводом в МУК «УМВЦ «Вертас» Дата обезличена (приказ Номер обезличен от Дата обезличена -л.д. 23).

В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности(квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад с применением тарифного коэффициента не может быть меньше минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться работникам свыше минимального размера оплаты труда, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Разъяснение по данному вопросу в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г. от 10.03.2010г. на котором, в том числе, истица основывает свои требования было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010г.

Частью первой статьи 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по требованиям истицы, в судебном заседании уважительных причин пропуска трехмесячного срока на обращение в суд не установлено, истица уволена с Дата обезличена., получила окончательный расчет, с настоящим заявлением в суд обратилась спустя 10 месяцев после увольнения, свои требования истица основывает на нормах действующего законодательства, содержащихся в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе, регулирующем установление минимального размера оплаты труда на территории РФ в период с 01.09.2007г., которые официально опубликованы и общедоступны, в связи с чем истица имела реальную возможность и должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Таким образом, в связи с пропуском истицей срока исковой давности, суд в соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Назаровой Н.А. к Муниципальному учреждению Управление культуры, спорта и по делам молодежи Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальному образованию городского округа «Усинск», Муниципальному учреждению культуры «Усинский дворец культуры» об изменении размера должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

Волкова С.Г.