о применении правовых актов, перерасчете заработной платы



Дело № 2-1157/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Волковой С.Г.,

при секретаре Гвозденко К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Дата обезличена года гражданское дело по иску Шайхутдиновой М.Ш. к Муниципальному учреждению «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск», Обществу с ограниченной ответственностью «СтройМастер» об установлении должностного оклада, перерасчете и взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Шайхутдинова М.Ш. обратилась в суд с иском к ответчикам об установлении должностного оклада с Дата обезличена в размере ... руб. на основании Закона «О минимальном размере оплаты труда», перерасчете заработной платы по измененному должностному окладу за период с Дата обезличена по день вынесения решения суда и взыскании недополученной заработной платы за указанный период в размере ... руб. ... коп., обосновывая свои требования тем, что с Дата обезличена года работает в организации ответчика, в Дата обезличена году ей был установлен оклад в размере ... руб., с 01.01.2009г. минимальный размер оплаты труда на территории РФ был установлен в размере – 4 330 руб., поскольку в минимальный размер оплаты труда включены все выплаты за работу в неблагоприятных климатических условиях, а также стимулирующие выплаты, оплата труда работников Крайнего Севера дискриминировано сравнялась с уровнем оплаты труда работников в других регионах. Президиум Верховного суда РФ постановлением от 10 марта 2010г. разъяснил, что в минимальный размер оплаты труда не входят компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, которые должны начисляться на сумму минимального размера оплаты труда.

В судебное заседание истица не явилась, в исковом заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 2).

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 69-70).

Согласно отзыва ответчика ООО «СтройМастер» исковые требования не признает, поскольку в соответствии со ст. 133 ТК РФ меньше минимального размера оплаты труда не должна быть заработная плата работника, а оклад и дополнительные выплаты входят в указанную сумму (л.д. 67-68).

Представитель третьего лица Администрации МО ГО «Усинск», извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, согласно мотивированного отзыва считает требования истицы необоснованными (л.д. 13-16).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Шайхутдинова М.Ш. работает в ООО «СтройМастер» с Дата обезличена согласно трудового договора при приеме на работу Шайхутдиновой М.Ш. был установлен оклад в размере ... руб., и впоследствии оклад был увеличен с Дата обезличена до ... руб., с Дата обезличена до ... руб. (л.д. 42- 45). Согласно п. 5.1 трудового договора Шайхутдиновой М.Ш. также начисляется северная надбавка в размере 80 % и районный коэффициент в размере 50% к окладу, кроме того предусмотрена возможность выплаты ежемесячных надбавок и премий на основании соответствующих Положений. Как следует из имеющихся в материалах дела расчетных листов истице выплачивалась ежемесячная премия, с Дата обезличена. доплата за бригадирство в размере 10% от оклада, а также стимулирующие выплаты, носящие разовый характер. С учетом размера оклада и постоянных ежемесячных доплат компенсационного и стимулирующего характера, в сумме заработная плата истицы за оспариваемый ею период с учетом нормы рабочего времени, установленной в каждом месяце и фактически отработанной истицей превышала минимальный размер оплаты труда (л.д. 20-37).

Исходя из того, что согласно материалов дела истица состояла в трудовых отношениях в оспариваемый период с ООО «СтройМастер», которое не является образовательным учреждением и осуществляет совершенно иные виды деятельности, суд считает предъявление истицей требований к МУ «Управление образования администрации МО ГО «Усинск» ничем не необоснованным.

В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов и при условии выполнения нормы труда за месяц, должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться работникам свыше этого размера, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Разъяснение по данному вопросу в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г. от 10.03.2010г. на котором, в том числе, истица основывает свои требования было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010г.

Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ и с 1 января 2009 года его размер составляет 4 330 рублей в месяц.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требование истицы об установлении должностного оклада в размере 4 330 руб. с 01.01.2009г. не основано на законе и не подлежит удовлетворению, поскольку ответчиком не допущено нарушений в части установления истице должностного оклада, за оспариваемый период размер ее заработной платы, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный на территории РФ в соответствующий период, в связи с чем также не подлежит производное требование о перерасчете заработной платы за период с Дата обезличена по день вынесения решения суда и взыскании недополученных сумм заработной платы, поскольку оснований для изменения должностного оклада истицы в заявленном ею порядке судом не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Шайхутдиновой М.Ш. к Муниципальному учреждению «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск», Обществу с ограниченной ответственностью «СтройМастер» об установлении должностного оклада, перерасчете и взыскании недополученной заработной платы - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – Волкова С.Г.