Дело № 2-1217/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Волковой С.Г.,
при секретаре Гвозденко К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Дата обезличена года гражданское дело по иску Чупровой В.П. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска», Агентству Республики Коми по социальному развитии о взыскании недополученной заработной платы, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с законодательством РФ,
УСТАНОВИЛ:
Чупрова В.П. обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании недополученной заработной платы в размере ... руб. ... коп., обязании производить начисление заработной платы в соответствии с законодательством РФ, обосновывая свои требования тем, что с Дата обезличена по Дата обезличена работала в сфере социальной защиты населения, ее должностной оклад составлял ...руб., истица считает, что заработная плата начисляется ей неправильно, поскольку с 01.09.2007г. минимальный размер на оплаты труда на территории РФ был установлен законом в размере 2 300 руб., а с 01.01.2009г. – 4 300 руб., Президиум Верховного суда РФ постановлением от 10 марта 2010г. разъяснил, что в минимальный размер оплаты труда не входят доплаты, надбавки, премии и иные дополнительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты, на основании чего истица полагает, что при установлении тарифных ставок (должностных окладов) работодатель должен принять за основу размера первого разряда – минимальный размер оплаты труда, то есть с 01.09.2007г. не менее 2 300 руб., а с 01.01.2009г. не ниже 4 330 руб. с последующим применением тарифных коэффициентов согласно занимаемой должности, выплат компенсационного и стимулирующего характера, районного коэффициента и северной надбавки.
В судебное заседание истица не явилась, в исковом заявлении просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 4).
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 28,31), а также представили мотивированные отзывы по предъявленным исковым требованиям, согласно которых исковые требования не признают по следующим основаниям.
Представитель ГУ РК «ЦСЗН г.Усинска» считает, что требования истицы не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ ниже минимального размера оплаты труда не может быть месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), с учетом определения заработной платы в ст. 129 ТК РФ в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором, в том числе компенсационные и стимулирующие, таким образом оклад (должностной оклад, тарифная ставка) являются частью заработной платы и могут быть ниже минимального размера оплаты труда. В период оспариваемый истицей с учетом фактически отработанного времени ее заработная плата (включая должностной оклад в размере ... руб., надбавку за выслугу лет в размере 30% от оклада, надбавку за особые условия труда в размере 15% от оклада, северную надбавку в размере 80%, районный коэффициент в размере 50 %) превышала минимальный размер оплаты труда, в связи с чем требования истицы о перерасчете заработной платы необоснованны. Также представителем ГУ РК «ЦСЗН г. Усинска» заявлено о пропуске истице срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, поскольку истица ежемесячно получала заработную плату и расчетные листы, знала свой должностной оклад, размер начисленных стимулирующих и компенсационных выплат, могла сопоставить размер своей заработной платы с минимальным размером оплаты труда и имела возможность обратиться за защитой нарушенных по ее мнению прав (л.д. 9-11).
Представитель ответчика Агентства РК по социальному развитию сообщает, что Чупрова В.П. работала в ГУ РК «ЦСЗН г. Усинска» и не состояла в трудовых отношениях с Агентством РК по социальному развитию, также считает по существу исковые требования необоснованными по основаниям аналогичным доводам представителя ГУ РК «ЦСЗН г. Усинска» (л.д. 23-28).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Чупрова В.П. работала в ГУ РК «ЦСЗН» (ГУ РК «ЦСОН») , истице был установлен оклад в размере ... руб., надбавка за выслугу лет в размере 30% от оклада, надбавка за особые условия труда в размере 15% от оклада, северная надбавка в размере 80%, районный коэффициент в размере 50 %, по результатам работы выплачивалась премия в процентном отношении к окладу (л.д. 15-22).
Требования истицы к Агентству РК по социальному развитию суд находит необоснованными, поскольку как следует из материалов дела работодателем истицы являлось Государственное учреждение РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» (ГУ РК «ЦСОН»).
В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности(квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов и при условии выполнения нормы труда за месяц, должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Доводы истицы о том, что именно должностной оклад с применением тарифного коэффициента согласно занимаемой должности не может быть меньше минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться работникам свыше минимального размера оплаты труда, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Разъяснение по данному вопросу в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г. от 10.03.2010г. на котором, в том числе, истица основывает свои требования было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010г.
Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ и с 1 января 2009 года его размер составляет 4 330 рублей в месяц, с 01.09.2007г. до 01.01.2009г. его размер составлял 2 300 рублей в месяц.
Частью первой статьи 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Представителем ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска» заявлено о пропуске истицей срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового, уважительных причин пропуска истицей трехмесячного срока на обращение в суд в судебном заседании не установлено, как следует из искового заявления в оспариваемый ею период, размер заработной платы, оклада, и иных составляющих частей заработной платы истице были известны, она ежемесячно получала заработную плату, Дата обезличена истица уволилась по собственному желанию, в судебном порядке требований относительно расчета при увольнении не предъявляет, требования о перерасчете заработной платы предъявлены ею спустя более чем полтора года с даты увольнения, свои требования истица основывает на нормах действующего законодательства, содержащихся в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе, регулирующем установление минимального размера оплаты труда в период с 01.09.2007г., которые официально опубликованы и общедоступны, в связи с чем, истица имела реальную возможность и должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Таким образом, учитывая отсутствие уважительных причин пропуска срока исковой давности, суд в соответствии с ч. 1 ст. 392 ГПК РФ применяет последствия пропуска срока исковой давности и находит требования истицы о взыскании недополученной заработной платы на подлежащими удовлетворению в связи с их необоснованностью по изложенным выше основаниям и пропуском срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Требование об обязании ответчика производить начисление заработной платы в соответствии с действующим законодательством РФ также не подлежит удовлетворению, поскольку истица не состоит с ответчиком в трудовых отношениях и начисление заработной платы ей не производится.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Чупровой В.П. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Усинска», Агентству Республики Коми по социальному развитии о взыскании недополученной заработной платы, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с законодательством РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней.
Председательствующий – Волкова С.Г.