о применении правовых актов, перерасчете заработной платы



Дело № 2-1127/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Волковой С.Г.,

при секретаре Гвозденко К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Дата обезличена года гражданское дело по иску Лащевской Н.К. к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа-1», Муниципальному учреждению Управление культуры, спорта и по делам молодежи Администрации Муниципального образования городской округ «Усинск» об изменении должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Лащевская Н.К. обратилась в суд с иском к ответчикам об изменении должностного оклада, а именно установлении его в размере не ниже минимального размера оплаты труда: с ... руб. на ... руб. за период с Дата обезличена по Дата обезличена и на ... с Дата обезличена по настоящее время, взыскании недополученной заработной платы по измененному окладу за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере ... руб. ... коп., обосновывая свои требования тем, что с Дата обезличена года по настоящее время работает в МОУ ДОД «ДЮСШ-1» , размер должностного оклада в настоящее время составляет ... руб., что ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, в связи с чем, истица считает, что заработная плата начисляется ей неправильно. По мнению истицы размеры тарифных ставок, должностных окладов, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, то есть ниже 2300 руб. до 31.12.2008г. и 4330 руб. с 01.01.2009г., при этом компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, в том числе и связанные с работой в районах Крайнего севера должны устанавливаться свыше указанного минимального размера труда, об этом указано в Постановлении Президиума Верховного суда РФ от 10.03.2010г., о котором истица узнала Дата обезличена., прочитав статью в газете .

В судебное заседание истица не явилась, в материалах дела имеется заявление истицы о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 13).

Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представитель Муниципального учреждения Управление культуры, спорта и по делам молодежи Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, доверенность от МОУ ДОД «ДЮСШ-1» на представительство интересов в суде, а также мотивированный отзыв по предъявленным исковым требованиям, согласно которого исковые требования не признает, поскольку заработная плата истице начислялась и выплачивалась в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, ее заработная плата не была ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующий период, полагает, что истица необоснованно подменяет понятия оклад и минимальный размер оплаты труда (л.д. 19-21).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Лащевская Н.К. работает в МОУ ДОД «ДЮСШ-1» , оклад истице установлен в размере ... руб., установлены ежемесячные стимулирующие выплаты в процентном соотношении к окладу: надбавка за особые условия труда в размере 4%, повышение оклада в размере 30%, ежемесячные доплаты из фонда оплаты труда, компенсационные выплаты: северная надбавка в размере 80%, районный коэффициент в размер 50%, а также в указанный период выплачивались разовые стимулирующие выплаты.(л.д. 31-33, 35-40). В общей сумме размер заработной платы истицы превышал 2 300 руб. в период с 01.09.2007г. по 31.12.2008г. и 4 300 руб. с 01.01.2009г. исходя из фактически отработанного времени в учетный период, что подтверждается расчетом представленным истицей (л.д. 4), справками о выплаченной истице заработной плате за оспариваемый период (л.д. 8-11), а также расчетом начисленной истице заработной платы представленным ответчиком (л.д. 35-40).

В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности(квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться работникам свыше минимального размера оплаты труда, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Разъяснение по данному вопросу в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г. от 10.03.2010г. на котором, в том числе, истица основывает свои требования было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010г.

Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ и с 1 января 2009 года его размер составляет 4 330 рублей в месяц, с 01.09.2007г. до 01.01.2009г. его размер составлял 2 300 рублей в месяц.

Как следует из материалов дела, а именно расчетов, представленных как истицей так и ответчиком (л.д. 4, 8-11, 35-40) ее заработная плата включая должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, за оспариваемый период с Дата обезличена по Дата обезличена превышала размер установленного законом минимального размера оплаты труда, в связи с чем нарушений трудовых прав истицы относительно установления истице размера должностного оклада и выплаты заработной платы за данный период ответчиком не допущено.

На основании вышеизложенного суд находит требования истицы об изменении должностного оклада и о взыскании недополученной заработной платы не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Лащевской Н.К. к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа-1», Муниципальному учреждению Управление культуры, спорта и по делам молодежи Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» об изменении должностного оклада, взыскании недополученной заработной платы - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

Волкова С.Г.