Дело № 2-1589/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Волковой С.Г.,
при секретаре Гвозденко К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске РК Дата обезличена года гражданское дело по иску Батыровой Ю.А. к Муниципальному учреждению «Усинская центральная районная больница», Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» об изменении должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией,
УСТАНОВИЛ:
Батырова Ю.А. обратилась в суд с иском к ответчикам об изменении должностного оклада, а именно установлении оклада не ниже минимального размера оплаты труда, перерасчете заработной платы за период с Дата обезличена по Дата обезличена года включая дни пребывания в отпуске, на больничном, командировках, а также за работу выполняемую по совместительству с денежной компенсацией, обосновывая свои требования тем, что с Дата обезличена является работником МУ «УЦРБ», должностной оклад ей установлен в размере Дата обезличена руб., что, по мнению истицы, не соответствует закону, поскольку с 01.09.2007г. минимальный размер оплаты труда на территории РФ был установлен в размере 2300 руб., а с 01.01.2009г. - 4 330 руб., Президиум Верховного суда РФ постановлением от 10 марта 2010г. разъяснил, что в минимальный размер оплаты труда не входят доплаты, надбавки, премии и иные дополнительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты, на основании чего истица полагает, что при установлении тарифных ставок (должностных окладов) работодатель должен принять за основу размера первого разряда - минимальный размер оплаты труда, то есть с 01.09.2007г. не менее 2300 руб., а с 01.01.2009г. не ниже 4330 руб. с применением к указанным суммам тарифных коэффициентов согласно занимаемой должности и последующим начислением выплат компенсационного и стимулирующего характера, районного коэффициента и северной надбавки с учетом того, что работа выполняется в районе Крайнего Севера, истица просит обязать ответчика сделать перерасчет ее заработной платы исходя из размера оклада, установленного в соответствии с вышеизложенным порядком за указанный период с денежной компенсацией.
В судебном заседании истица на исковых требованиях настаивает, поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении пояснила суду, что работала в МУ «УЦРБ», Дата обезличена уволилась по собственному желанию, считает, что ей неправильно начислялась заработная плата, в связи с чем обратилась с настоящим заявлением в суд, просит взыскать недополученную заработную плату за период работы в МУ «УЦРБ» - с Дата обезличена по Дата обезличена исходя из оклада, установленного в размере не ниже минимального размера оплаты труда, в период работы заработную плату получала своевременно, также получала расчетные листы, ее заработная плата была не ниже минимального размера оплаты труда, окончательный расчет при увольнении получила своевременно, ранее не обращалась в суд, так как не знала о нарушении своих прав.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, от ответчика МУ «УЦРБ» поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУ «УЦРБ» и мотивированный отзыв, согласно которого МУ «УЦРБ» не согласно с предъявленными требованиями не согласно, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства меньше минимального размера оплаты труда не должна быть заработная плата, а не тарифная ставка, при этом в понятие заработная плата включаются должностной оклад, выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Также представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска трехмесячного срока исковой давности, установленного ст. 392 ТК РФ (л.д. 22,28,29).
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство здравоохранения Республики Коми и Фонд обязательного медицинского страхования РК в судебное заседание не явились, представили мотивированные отзывы по предъявленным исковым требованиям, согласно которых требования считают не подлежащими удовлетворению, как не основанные на нормах трудового законодательства, в соответствии с которыми меньше минимального размера оплаты труда не должна быть месячная заработная плата, а не должностной оклад, также полагают, что необходимо учесть нормы законодательства о сроках исковой давности л.д. 33-35,36-37), ФОМС РК просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ФОМС РК.
Заслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Батырова Ю.А. работала в МУ «УЦРБ» с Дата обезличена (трудовой договор Номер обезличен от Дата обезличена., приказ о приеме на работу Номер обезличен от Дата обезличена-л.д. 25,26) по Дата обезличена ( приказ о прекращении трудового договора Номер обезличен от Дата обезличена -л.д.38). Согласно бухгалтерской справки о размере заработной платы истицы в оспариваемый период ее гарантированный размер составлял ... руб. ... коп.: оклад - ... руб., доплата за непрерывный стаж работы - 30% (... руб.), районный коэффициент в размере 50% (... руб.), северная надбавка - 80% (... руб. ... коп.), при действующем в данный период времени минимальном размере оплаты труда - 2 300 руб.
В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности(квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов и при условии выполнения нормы труда за месяц, должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью первой статьи 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Представителем ответчика МУ «УЦРБ» заявлено о пропуске истицей срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового, уважительных причин пропуска истицей трехмесячного срока на обращение в суд в судебном заседании не установлено, согласно пояснений истицы данных в судебном заседании размер должностного оклада и заработной платы ей были известны, заработную плату и расчетные листы она получала ежемесячно, также с ней был своевременно произведен окончательный расчет при увольнении, Дата обезличена Батырова Ю.А. уволилась по собственному желанию, свои требования она основывает на нормах действующего законодательства, содержащихся в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе, регулирующем установление минимального размера оплаты труда в период с 01.09.2007г., которые официально опубликованы и общедоступны, в связи с чем, истица имела реальную возможность и должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно, в суд истица обратилась спустя более двух лет с даты увольнения.
Таким образом, учитывая отсутствие уважительных причин пропуска срока исковой давности, суд в соответствии с ч. 1 ст. 392 ГПК РФ применяет последствия пропуска срока исковой давности и отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Батыровой Ю.А. к Муниципальному учреждению «Усинская центральная районная больница», Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» об изменении должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - Волкова С.Г.