о признании незаконным бездействия по невыполнению мероприятий по реализации особых условий лицензии



Дело № 2 - 1270/2010г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Ком

в составе председательствующего судьи Воробьевой Е.А.,

при секретаре Витенко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Прокурора г.Усинска в интересах Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми о признании незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ по реализации особый условий лицензии № и обязании исполнить указанные мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Усинска обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми о признании незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ по реализации особый условий лицензии №, обосновывая тем, что проведенной прокуратурой г.Усинска проверкой исполнения ООО «Тера-сеть» законодательства о связи при реализации уполномоченными государственными органами оперативно-розыскных мероприятий, установлено, что взаимодействие ООО «Тера-сеть» с УФСБ России по РК осуществляется на основании утвержденного ДД.ММ.ГГГГ плана мероприятий по реализации ООО «Тера-сеть» особых условий лицензии. Указанным планом мероприятий, утвержденным директором ООО «Тера-сеть» Ларионовым А.В. и согласованного с УФСБ России по РК, ООО «Тера-сеть» приняло на себя обязательства по реализации всех пунктов вышеуказанного плана. Пунктом 5 плана мероприятий предусмотрено заключение контракта на поставку оборудования системы оперативно-розыскных мероприятий. Между тем ООО «Тера-сеть» уклоняется от выполнения вышеуказанного пункта плана мероприятий, мотивируя свое решение тем, что пункт 5 обязано выполнить УФСБ России по РК. Между тем, исходя из норм законодательства, а также положений плана мероприятий, указанная обязанность лежит на ООО «Тера-сеть», которое обладая лицензией № «Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации» нарушает ее условия невыполнением требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В последствии в судебном заседании прокурором г.Усинска увеличены исковые требования заявленные в интересах Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми к ООО «Тера-сеть», просят обязать ООО «Тера-сеть» исполнить пункт 5 плана мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ по реализации особых условий лицензий №, а также №, № в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ решение Усинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивает, установив месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу для выполнения ответчиком указанных в заявлении мероприятий.

Представитель истца Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми, действующий на основании доверенности, в судебном заседании, поддержал заявленные исковые требования, предоставив письменное мотивированное мнение по заявленному иску.

Представитель ответчика ООО «Тера-сеть» в судебном заседании действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, предоставив письменный отзыв по заявленным исковым требованиям.

Суд, заслушав стороны, специалиста, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Тера-сеть» является оператором связи и имеет лицензии №, №, № выданные Федеральной службой по надзору в сфере связи на осуществление видов услуг: «Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации», «Телематические услуги связи», «Услуги связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации»(л.д.7-12).

В соответствии с пунктом 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № на «Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации», выданной ООО «Тера-сеть», лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № и пункте 10 Условий в соответствии с лицензией №.

Из материалов дела следует, что взаимодействие ООО «Тера-сеть» с Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Коми осуществляется на основании плана мероприятий по реализации оператором сети связи ООО «Тера-сеть» особых условий лицензий Министерства РФ по связи и информатизации РФ №, №, № по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий при предоставлении услуг передачи данных голосовой информации и телематических служб, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ и согласованным Управлением ФСБ РФ по РК ДД.ММ.ГГГГ, который включает в себя 11 мероприятий.В соответствии с пунктом 5 указанного плана мероприятий предусмотрено заключение контракта на поставку оборудования системы оперативно-розыскных мероприятий, со сроком исполнения - ДД.ММ.ГГГГ.,где ответственным по данному мероприятию указан Х.

Ответчик ООО «Тера-сеть» не выполняет вышеуказанный пункт 5 плана мероприятий, ссылаясь на то, что его обязано выполнить Управление ФСБ РФ по РК, поскольку Федеральным законом № 144-ФЗ от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом РФ «О безопасности», Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», а также Указом Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» № 891 от 01.09.1995г. прямо устанавливается, что финансирование мероприятий по обеспечению безопасности, включая расходы на приобретение, установку и функционирование технических средств, обеспечивающих СОРМ, должно покрываться за счет бюджетных средств или внебюджетных целевых фондов, также возражал в судебном заседании против установки указанного оборудования за счет собственных средств.

Анализ представленных и исследованные в судебном заседании доказательств, исходя из положений нормативных актов, регулирующих права и обязанности оператора связи и уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, позволяет суду сделать вывод, что обязанность по приобретению, а также установлению технических средств ОРМ на узлах связи сети связи оператора связи, возлагается на оператора связи - ООО «Тера-сеть» за счет собственных средств.

В соответствии с п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» следует, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Руководствоваться при вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи Российской Федерации несут операторы связи.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» следует, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п.4 ст.64 Закона).

В соответствии с пунктами 1,4,7,10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005г. № 538, они определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность в сети связи оператора связи, при предоставлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

Сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств.

Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.

Согласно пункта 13 указанных Правил, технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности.

В соответствиями с Требованиями к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008г. № 6, оператор связи должен иметь сети электросвязи, оборудованные техническими средствами (СОРМ) для предоставления уполномоченному государственному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность на его пункт управления: информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи; информации передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского оборудования или из присоединенной сети связи; каналов связи, обеспечивающих возможность доступа к информации, передаваемой по каналам связи, указанным в запросе с пункта управления ОРМ, и передачи ее на пункт управления ОРМ и.т.д. Кроме того, указанные требования, распространяются на сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования, и выделенные сети связи (п.1); технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи…(п.10).

Ссылку ответчика в возражение заявленных исковых требований на Указ Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» № 891 от 01.09.1995г., суд признает несостоятельной, поскольку данный Указ упорядочивает проведение оперативно-розыскных мероприятий в случаях, когда для некоторых сетей связи не установлены технические требования в части выполнения установленных действий при проведении ОРМ, и в соответствии с п.12 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008г. № 6, оператор связи на основании обращения взаимодействующего подразделения (органа осуществляющего ОРМ) предоставляет ему технологическое помещение, в котором используются оперативно-технические средства органов федеральной службы безопасности, приобретенные за счет средств органов осуществляющих ОРМ. В данном случае, требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий определены указанным приказом Министерства связи Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно - розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи РФ № 5 и Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 8 от 15.01.2008г., план мероприятий разрабатывается для сети связи оператора связи, таким образом, непосредственно указывая на его исполнителя.

Соединение сети электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (за которые отвечает ООО «Тера-сеть»), с пунктом управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, (находящегося в ведении Управления ФСБ РФ по РК), в соответствии с пунктом 13 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2005г. № 538, и пунктом 11 Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, производится в точке подключения, которая определена органом федеральной безопасности в письме Управления ФСБ РФ по РК направленного в адрес ООО «Тера-сеть» от ДД.ММ.ГГГГ за №(л.д.131) и согласована Актом № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.16).

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что точка подключения оборудования СОРМ к пульту управления УФСБ РФ по РК и базам данных об абонентах и оказанных услугах связи расположенная в помещении аппаратного зала АТС Коми филиала ОАО «Северо-Западный Телеком» по адресу: 1, между сторонами была определена, согласована и ответчиком не оспаривается.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника отдела по надзору в сфере связи и информационных технологий Управления Роскомнадзора по Республики Коми Е., суду пояснил, что Управление Роскомнадзора по РК является контролирующим органом по Республики Коми в сфере связи в отношении ООО «Тера-сеть», имеющих три лицензии в сфере связи на предоставление услуг. ООО «Тера-сеть» является оператором связи, и в соответствии со ст.ст. 64, 46 Федерального закона «О связи» обязаны нести расходы по приобретению и установке оборудования СОРМ, которое будет принадлежать ответчику и находиться на его балансе, а уполномоченные государственные органы (ФСБ,ОВД) осуществляющие оперативно-розыскную деятельность использовать его. При этом, место установки оборудования, тип, марка оборудования, согласовываются оператором связи с управлением федеральной службы безопасности, точка подключения оборудования СОРМ к пункту управления органа федеральной службы безопасности определяется непосредственно органом ФСБ в соответствии с Правилами (п.13), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005г. № 538. В данном случае, точка подключения определена и согласована между сторонами - аппаратный зал АТС Коми филиала ОАО «Северо-западный Телеком» расположенный по адресу: 1. Марка оборудования СОРМ может быть любой, но должна соответствовать установленным требованиям законодательства. Для передачи информации в органы федеральной службы безопасности, оператор связи обязан обеспечить реализацию требований установленных к сетям связи и средствам связи, что также указано в условиях выданных ответчику лицензий, то есть оператор связи для предоставления услуг должен иметь сети связи оснащенные СОРМ. Оператором связи могут предоставляться услуги связи без СОРМ, но это будет незаконно. Оборудование СОРМ является составной частью системы связи (один из компонентов услуг связи) с помощью которого оператором связи предоставляются услуги связи третьим лицам.

Оценивая показания специалиста в совокупности с другими доказательствами имеющимися в материалах дела, суд приходит к выводу, что они не вызывают сомнений в обоснованности, а также компетентности специалиста.

Таким образом, судом установлено, что оборудование, о приобретение которого заявлены исковые требования, представляет собой комплекс аппаратно-программных средств, размещающийся на узле связи сети связи оператора связи, являющееся составной частью сети связи оператора связи (ООО «Тера-сеть), который обеспечивает передачу информации из сети связи на пункт управления органа федеральной службы безопасности, следовательно, СОРМ приобретается и устанавливается оператором связи, то есть ООО «Тера-сеть».

В судебном заседании ответчик также ссылался на решение Арбитражного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Управления Роскомнадзора по Республике Коми о привлечении ООО «Тера-сеть» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КРФ оАП, которым в удовлетворении заявленных требований отказано, и постановление мирового судьи Девонского судебного участка г.Усинска Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ которым прекращено производство по делу в отношении ООО «Тера-сеть» о совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КРФ оАП, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФ оАП за отсутствием состава правонарушения. Между тем, основанием для отказа в удовлетворении требований Управления Роскомнадзора по Республике Коми о привлечении ООО «Тера-сеть» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КРФоАП в решение Арбитражного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылается ответчик в судебном заседании, явилось нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч.2 ст.206 АПК РФ). Постановление мирового судьи Девонского судебного участка г.Усинска Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу о совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КРФ оАП в отношении ООО «Тера-сеть», на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КРФ оАП за отсутствием состава правонарушения, не свидетельствует о правомерности действий ООО «Тера-сеть» по невыполнению требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с лицензией № «Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации».

Доводы представителя ответчика ООО «Тера-сеть» в судебном заседании, что пункт 5 плана мероприятий должен исполнять работник Управления ФСБ РФ по РК Х.., который указан в плане мероприятий, суд признает несостоятельными, поскольку согласно справки представленной Управлением ФСБ РФ по РК от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в списках личного состава Управления ФСБ РФ по РК гражданина по фамилии Х. не было, следовательно, он не мог являться ответственным лицом по исполнению п.5 плана мероприятий.

С учетом изложенных обстоятельств, исковое заявление прокурора г.Усинска следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Оценивая доводы и возражения сторон по установлению ООО «Тера-сеть» срока исполнения указанного п.5 плана мероприятия, суд приходит к выводу, что срок исполнения ответчиком указанных мероприятий установленный прокурором по исковым требованиям - в течение месяца со дня вступления данного решения в законную силу, является разумным и реальным.

В соответствии со ст. ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход МО ГО «Усинск» в размере ... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г.Усинска в интересах Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми о признании незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ по реализации особый условий лицензии № и обязании исполнить указанные мероприятия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ по реализации особый условий лицензии №.

Обязать ООО «Тера-сеть» в месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу выполнить пункт 5 плана мероприятий по реализации оператором сети связи ООО «Тера-сеть» особых условий лицензий Министерства РФ по связи и информатизации РФ №, №, № по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий при предоставлении услуг передачи данных голосовой информации и телематических служб, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ООО «Тера-сеть» государственную пошлину в доход МО ГО «Усинск» в размере ... рублей.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Усинский городской суд с даты вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Е.А.Воробьева