о применении правовых актов и перерасчете заработной платы



Дело № 2-1327/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми в составе:

Председательствующего судьи Волковой С.Г.,

при секретаре Гвозденко К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Уляшевой И.В. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Уса, Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» об установлении должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией,

УСТАНОВИЛ:

Уляшева И.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Усинск» об установлении должностного оклада в размере не ниже минимального размера оплаты труда - 4 330 руб. с его индексацией согласно разряда, перерасчете заработной платы на основании указанного размера должностного оклада за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с денежной компенсацией, обосновывая свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в СОШ с. Усть-Уса, ее должностной оклад составляет ... руб. и его размер, по мнению истицы, не соответствует требованиям закона, поскольку с 01.09.2007г. минимальный размер оплаты труда на территории РФ был установлен в размере 2 300 руб., а с 01.01.2009г. - 4 330 руб., Президиум Верховного суда РФ постановлением от 10 марта 2010г. разъяснил, что в минимальный размер оплаты труда не входят доплаты, надбавки, премии и иные дополнительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные и социальные выплаты, на основании чего истица полагает, что при установлении тарифных ставок (должностных окладов) работодатель должен принять за основу размера первого разряда - минимальный размер оплаты труда, то есть с 01.09.2007г. не менее 2 300 руб., а с 01.01.2009г. не ниже 4 330 руб. с применением к указанным суммам тарифных коэффициентов согласно занимаемой должности и последующим начислением выплат компенсационного и стимулирующего характера, районного коэффициента и северной надбавки с учетом того, что работа выполняется в районе Крайнего Севера, истица просит обязать ответчика сделать перерасчет ее заработной платы исходя из размера оклада, установленного в соответствии с вышеизложенным порядком за указанный период.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Уса, являющееся работодателем истицы.

В судебное заседание истица не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.14).

Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, согласно представленных отзывов исковые требования не признают, поскольку считают, что меньше минимального размера оплаты труда не должна быть заработная плата, а не оклад (л.д. 18, 37-38).

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Уляшева И.В. работает в МОУ «СОШ» с. Усть-Уса (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 20,21-22), согласно трудового договора при приеме на работу истице установлен должностной оклад в размере ... руб., районный коэффициент в размере 50%, северная надбавка в размере 80 %, доплата за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских местностях в размере 25%; дополнительным соглашением № к трудовому договору истице установлена доплата за проверку тетрадей в размере 15%; дополнительным соглашением № к трудовому договору размер должностного оклада истице увеличен до 3 179 руб., дополнительным соглашением № к трудовому договору размер должностного оклада истицы увеличен до ... руб.; дополнительным соглашением № к трудовому договору истице установлена доплата за стаж работы в размере 10%, таким образом, ежемесячная заработная плата истицы при условии выполнения ею нормы рабочего времени в месяце превышала минимальный размер оплаты труда, установленный в соответствующий период.

В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности(квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов и при условии выполнения нормы труда за месяц, должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Доводы истицы о том, что именно должностной оклад с применением тарифного коэффициента согласно занимаемой должности не может быть меньше минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться работникам свыше этого размера, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Разъяснение по данному вопросу в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г. от 10.03.2010г. на котором, в том числе, истица основывает свои требования было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010г.

Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ и с 1 января 2009 года его размер составляет 4 330 рублей в месяц, с 01.09.2007г. до 01.01.2009г. его размер составлял 2 300 рублей в месяц.

Как установлено в судебном заседании в оспариваемый период заработная плата истицы, превышала минимальный размер оплаты труда, что подтверждается материалами дела.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требование истицы об установлении должностного оклада в размере не ниже минимального размера оплаты труда с применением к нему тарифных коэффициентов в соответствии с занимаемой должностью не основано на законе и не подлежит удовлетворению, поскольку ответчиком не допущено нарушений в части установления истице должностного оклада, в связи с чем также не подлежит производное требование о перерасчете заработной платы с денежной индексацией, поскольку оснований для изменения должностного оклада истицы в заявленном ею порядке судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Уляшевой И.В. к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Уса, Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» об установлении должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

Волкова С.Г.