Дело № 2-1543/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Волковой С.Г.,
при секретаре Гвозденко К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Пашинской З.А. к Муниципальному учреждению «Усинская центральная районная больница», Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» об изменении должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией и индексацией, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Пашинская З.А. обратилась в суд с иском к ответчикам об изменении должностного оклада, а именно установлении оклада не ниже минимального размера оплаты труда, перерасчете заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая дни пребывания в отпуске, на больничном, командировках, а также за работу, выполняемую по совместительству с денежной компенсацией, обосновывая свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в МУ «УЦРБ», ее должностной оклад в настоящее время составляет - ... руб., что, по мнению истицы, не соответствует закону, поскольку с 01.09.2007г. минимальный размер оплаты труда на территории РФ был установлен в размере 2 300 руб., а с 01.01.2009г. - 4 330 руб., Президиум Верховного суда РФ постановлением от 10 марта 2010г. разъяснил, что в минимальный размер оплаты труда не входят доплаты, надбавки, премии и иные дополнительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты, на основании чего истица полагает, что при установлении тарифных ставок (должностных окладов) работодатель должен принять за основу размера первого разряда - минимальный размер оплаты труда, то есть с 01.09.2007г. не менее 2 300 руб., а с 01.01.2009г. не ниже 4 330 руб. с применением к указанным суммам тарифных коэффициентов согласно занимаемой должности и последующим начислением выплат компенсационного и стимулирующего характера, районного коэффициента и северной надбавки с учетом того, что работа выполняется в районе Крайнего Севера, истица просит обязать ответчика сделать перерасчет ее заработной платы исходя из размера оклада, установленного в соответствии с вышеизложенным порядком за указанный период с денежной компенсацией.
В судебном заседании истица на требованиях настаивала по основаниям, изложенным исковом заявлении, а также по основаниям, приведенным в судебном заседании ее представителем, кроме того, просит взыскать с ответчика Администрации МО ГО «Усинск» компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб., объясняя это тем, что переживала по поводу низкой заработной платы, суду пояснила, что в оспариваемый период заработную плату получала ежемесячно, так же как и расчетные листы. Ранее не обращалась в суд по данному вопросу, поскольку не знала о нарушении ее прав.
Представитель истицы Загуменнов Ю.П. считает требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом в обоснование требования об изменении должностного оклада указывает, что истице Постановлением Правительства Республики Коми № 223 от 01.10.2007г. был занижен тариф, считает, что с 01.01.2007г. тариф первого разряда должен составлять не менее чем 2 394 руб., с 01.10.2007г. - 2 430 руб., с 01.01.2008г. - 2 550 руб., с 01.01.2009г. - 3 500 руб., заработная плата истицы должна быть пересчитана на основании указанных размеров тарифов с учетом индексации в связи со снижением потребительских свойств денежных средств на основании ст. 134 ТК РФ.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей (л.д. 56,77). Согласно отзыва МУ «УЦРБ» с предъявленными требованиями не согласно, поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства меньше минимального размера оплаты труда не должна быть заработная плата, а не тарифная ставка, при этом в понятие заработная плата включаются должностной оклад, выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Также представителем ответчика МУ «УЦРБ» заявлено ходатайство о применении последствий пропуска трехмесячного срока исковой давности, установленного ст. 392 ТК РФ (л.д. 33,40).
Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство здравоохранения Республики Коми и Фонд обязательного медицинского страхования РК в судебное заседание не явились, представили мотивированные отзывы по предъявленным исковым требованиям, согласно которых требования считают не подлежащими удовлетворению, как не основанные на нормах трудового законодательства, в соответствии с которыми меньше минимального размера оплаты труда не должна быть месячная заработная плата, а не должностной оклад, также полагают, что необходимо учесть нормы законодательства о сроках исковой давности (л.д. 44-45, 52-54), ФОМС РК просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ФОМС РК.
Заслушав пояснения истца, ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью первой статьи 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, уважительных причин пропуска истицей трехмесячного срока на обращение в суд в судебном заседании не установлено, как следует из пояснений истицы в судебном заседании она ежемесячно получала заработную плату и расчетные листы, которые содержали информацию о видах и размерах начислений, свои требования она основывает на нормах действующего законодательства, содержащихся в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе, регулирующем установление минимального размера оплаты труда в период с 01.09.2007г., постановлении Правительства РК № 223 от 01.10.2007г., которые официально опубликованы и общедоступны, в связи с чем, истица имела реальную возможность и должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Таким образом, учитывая отсутствие уважительных причин пропуска срока исковой давности, суд в соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ применяет последствия пропуска срока исковой давности и проверяет правильность установленного размера должностного оклада, начисления и выплаты заработной платы истице в пределах последних трех месяцев до обращения с иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ), с учетом того, что требования о перерасчете предъявлены по ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что Пашинская З.А. работает в МУ «УЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 36,37-38), согласно п. 6.2 трудового договора истице установлен оклад в размере ... руб., а также стимулирующие и компенсационные выплаты. Согласно бухгалтерской справки о заработной плате Пашинской З.А, с учетом ежемесячных стимулирующих и компенсационных выплат (оклад - ... руб., доплата за качество в размере 20% (... руб.), районный коэффициент в размере 50% (... руб. ... коп.), северная надбавка в размере 80% (... руб. ... коп.), совместительство до 0,5 ставки (... руб.), доплата за вредность в размере 15% (... руб.), гарантированная заработная плата истицы составляет ... руб. ... коп. (л.д. 74). Также согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ истица работала по совместительству на 0,5 ставки в той же должности и с аналогичной как и по основному месту работы оплатой труда за фактически отработанное время. Таким образом, из указанных трудовых договоров, бухгалтерской справки, расчетных листов и пояснений истицы следует, что ее ежемесячная заработная плата как по основной работе, так и за выполнение работы по совместительству (0,5 ставки) с учетом установленной нормы рабочего времени и фактически отработанной истицей в месяце, превышает минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
Тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности(квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых(должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3-5 указанной статьи).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в которые включаются размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Статьей 133 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), частью третьей данной статьи закреплено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Анализируя вышеуказанные нормы трудового законодательства в их взаимосвязи, суд приходит к выводу, что законом допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньше минимального размера оплаты труда, при этом заработная плата, с учетом всех составляющих элементов и при условии выполнения нормы труда за месяц, должна быть не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Доводы истицы о том, что именно должностной оклад с применением коэффициента согласно разряда не может быть меньше минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера должны устанавливаться работникам свыше минимального размера оплаты труда, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права. Разъяснение по данному вопросу в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за четвертый квартал 2009г. от 10.03.2010г. на котором, в том числе, истица основывает свои требования было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного суда РФ от 16.06.2010г.
Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ и с 1 января 2009 года его размер составляет 4 330 рублей в месяц, с 01.09.2007г. до 01.01.2009г. его размер составлял 2 300 рублей в месяц.
Что касается доводов представителя истца о том, что постановлением Правительства Республики Коми № 223 от 01.10.2007г. «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми», снижен уровень гарантий для работников государственных учреждений, в том числе истца, установленный федеральным законодателем, суд находит их не обоснованными, поскольку указанным постановлением установлена тарифная ставка, оклад (должностной оклад) первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми в размере 1404 рубля. При этом, работникам госучреждений, предусматривается доплата, обеспечивающая оплату труда работника не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, в пределах фонда оплаты труда.
Статьей 134 ТК РФ предусмотрена индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Устанавливая обязанность работодателя на индексацию заработной платы, законодатель до настоящего времени не разработал конкретный механизм индексации, в связи с чем, по мнению суда, реальное повышение работодателем уровня дохода работника, путем установления ежемесячных доплат, а также повышение минимального размера оплаты труда и повышение величины тарифной ставки 1-го разряда ETC отвечает требованиям ст. 134 ТК РФ и направлено именно на повышение уровня реального содержания заработной платы.
Из материалов дела следует, что заработная плата истцы, как по основной работе, так и по совместительству, включая должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, за рассматриваемый судом период, с учетом нормы рабочего времени, установленной в каждом месяце и фактически отработанной истицей, превышала размер установленного на территории Российской Федерации минимального размера оплаты труда, таким образом, нарушений трудовых прав истицы относительно установления размера должностного оклада ответчиком не допущено, оснований для перерасчета заработной платы истицы в порядке, указанном ее представителем также не имеется, в связи с чем, требование об изменении размера должностного оклада и производные от него требования о перерасчете заработной платы с денежной компенсацией и индексацией, взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку оснований для изменения должностного оклада истицы в заявленном ею порядке судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Пашинской З.А. к Муниципальному учреждению «Усинская центральная районная больница», Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» об изменении должностного оклада, перерасчете заработной платы с денежной компенсацией и индексацией, компенсации морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Волкова С.Г.