Дело № 2-264/11г.
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе: председательствующего судьи Беляевой И.А.
при секретаре Гаврюшиной В.А.
с участием: старшего помощника прокурора Гусаковой Г.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске, Республики Коми
18 февраля 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Усинска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «АРМ-КОАТИНГ» о возложении обязанности по разработке, согласованию и утверждению в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны и обеспечения проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха на открытой территории,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «АРМ-КОАТИНГ» (далее по тексту ЗАО «АРМ-КОАТИНГ») о возложении обязанности на ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны и обеспечения проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха на открытой территории с предоставлением результатов производственного контроля за загрязнение атмосферного воздуха в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске (далее по тексту территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г. Усинске).
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой г. Усинска проведена проверка исполнения природоохранного законодательства. Проверкой установлено, что территориальным отделом Роспотребнадзора ДД.ММ.ГГГГ производилась проверка деятельности ЗАО «АРМ-КОАТИНГ». По результатам проверки было установлено, что в нарушении выданного территориальным отделом Роспотребнадзора предписания №, ЗАО «АРМ-КОАТИНГ» не устранило нарушения и не разработало, согласовало и не утвердило в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны и обеспечения проведения лабораторного контроля атмосферного воздуха на открытой территории.
В ходе настоящего судебного заседания представитель истца - старший помощник прокурора г. Усинска Гусакова Г.П. исковые требования прокурора г. Усинска поддержала.
Ответчик ЗАО «АРМ-КОАТИНГ», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление о вручении судебной повестки, в судебное заседание не явился.
Суд, с учетом согласия истца, определил: в соответствии со ст. 233 ГПК РФ рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в редакции от 29.12.2010) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из преамбулы Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В ст. 4 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, дегенерации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Статьей 1 Федерального закона РФ № 96-ФЗ от 04.05.99г. «Об охране атмосферного воздуха» определено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых юридическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.
Вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка в отношении ЗАО «АРМ-КОАТИНГ».
В ходе проверки, были выявили нарушения требований действующего санитарного законодательства РФ, а также наличие условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о чем был составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данному акту было установлено, что ходе проведения проверки выявлены нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, в том числе:
1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
п.5.4.- Результаты (протоколы исследования) производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха не предоставляются в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РК в г.Усинске.
2. СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция. С изменениями.)
п. 1.5., п. 2.1.- Эксплуатация объектов начата и ведется при отсутствии разработанного, согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» 3.1.6., п. 3.4.1., 3.4.8., п. 5.1., 5.3.;
3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий» (с изменениями и дополнениями) / утв. Главным государственным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 10.07.01)
п. 1.5, п.2.5,п.2.6., п.2.7. Отсутствует программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил. Производственный лабораторный контроль не проводится.
Предписанием об устранении нарушений санитарного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ ТО Роспотребнадзора по РК в г. Усинске было предписано ЗАО «АРМ-КОАТИНГ» в том числе:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны;
- проводить лабораторный контроль атмосферного воздуха на открытой территории. Результаты (протоколы исследования) производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха предоставлять в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РК в г. Усинске.
Лицо, в отношении которого выдано настоящее предписание, должно известить должностное лицо, выдавшее предписание, о его исполнении в срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ предоставить доказательства принятия мер по результатам выполнения предписания.
В судебном заседании установлено неисполнение ответчиком предписания ТО Роспотребнадзора по РК в г. Усинске, не сообщения о принятых мерах должностному лицу, вынесшему предписание в установленный срок.
При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление прокурора г. Усинска следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход МО ГО «Усинск» в размере <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст. 333.19 НК РФ ст.ст. 103, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования прокурора города Усинска, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Закрытому акционерному обществу «АРМ-КОАТИНГ».
Обязать Закрытое акционерное общество «АРМ-КОАТИНГ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны;
- обеспечить проведение лабораторного контроля атмосферного воздуха на открытой территории с предоставлением результатов (протоколы исследования) производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске
Взыскать с Закрытого акционерного общества «АРМ-КОАТИНГ» государственную пошлину в доход муниципального образования городского округа «Усинск» в размере <данные изъяты>
Направить настоящее решение Закрытому акционерному обществу «АРМ-КОАТИНГ», для исполнения.
Ответчик вправе подать в Усинский городской суд Республики Коми заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Стороны могут также обжаловать данное решение суда в Верховный суд Республик Коми в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении указанного заявления.
Председательствующий - И.А. Беляева