о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию



Дело №2-752/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Беляевой И.А.,

                 при секретаре Гаврюшиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по исковым требованиям Макарова Н.С. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Макаров Н.С., ДД.ММ.ГГГГг.рождения, является получателем трудовой пенсии по старости в соответствие с п.1 пп.6. ст. 28 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначенной ему УПФР в г. Усинске ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 55 лет 4 месяца.

Обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании незаконным решения УПФР в г. Усинске от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по пп.6 п.1 ст. 28 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ с момента достижения пенсионного возраста 55 лет ДД.ММ.ГГГГ Просил включить в стаж, дающий право на назначение пенсии по указанным основаниям, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и <данные изъяты> колхоза ... Коми АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по договору подряда ООО «Сыня», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ... Республики Коми и сделать перерасчет, взыскав с ответчика сумму невыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец отказался от исковых требований по включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствие с пп.6 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разнорабочим по договору подряда ООО «Сыня», производство по указанным требованиям истца было прекращено определением суда.

На требованиях о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и <данные изъяты> колхоза ... ... Коми АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ... Республики Коми в стаж для назначения пенсии в соответствие с пп.6 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях», взыскании сумм невыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ настаивал.

Представитель УПФР в г. Усинске исковые требования истца не признал.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для заявленных истцом требований. К указанным выводам суд приходит на основании следующего.

Досрочная трудовая пенсия по п.1 пп.6. ст. 28 Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в районах приравненных к районам Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Судом установлено, что на дату обращения Макарова Н.С. в УПФР в г. Усинска с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной трудовой пенсии по достижении возраста 55 лет с ДД.ММ.ГГГГ он имел стаж: страховой стаж (календарно) - 26 лет 04 месяца 08 дней, страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 год за полтора) - 29 лет 10 месяцев 08 дней, северный стаж (календарно) - 14 лет 01 месяц 16 дней.

Решением УПФР в г. Усинске в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с недостаточностью северного стажа. Пенсия истцу была назначена по пп.6 п.1 ст. 28 Закона по достижении возраста 55 лет 4 месяца с ДД.ММ.ГГГГ

При рассмотрении заявленных истцом требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и <данные изъяты> колхоза ... Коми АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ... Республики Коми в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствие с пп.6 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», взыскании сумм невыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судом установлено следующее.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий определен «Правилами и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002г. №555.

В соответствие с п.6,7 Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка). В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Из пояснений истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> и <данные изъяты> колхоза им. Ленина ... Коми АССР. Трудовая книжка истцу в колхозе не заводилась по неизвестной причине. При обращении истца в архивный отдел администрации МО ГО «Усинск», архив администрации Муниципального района «Печора», ГУ Республиканский архив по личному составу были получены ответы об отсутствии в архивах сведений о его работе в указанный период в колхозе ... Республики Коми.

Пояснения допрошенного в судебном заседании по ходатайству истца свидетеля Ч, подтвердившего, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, когда свидетель был призван в армию, он работал вместе с истцом <данные изъяты> колхоза им. Ленина ... Коми АССР не могут быть приняты судом в качестве подтверждения характера работы территориальных условий местности для подтверждения специального стажа работ в районах Крайнего Севера, поскольку в соответствие с вышеуказанными Правилами могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица только периоды работы, включаемые в страховой стаж.

Требования истца о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и включении периода работы в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ... Республики Коми не основаны на нормах действующего законодательства.

Военная служба и служба в органах внутренних дел является особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Право     на     пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, основан на принципах обязательного пенсионного страхования: согласно его статье 3 право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

           При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы. В одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.

       Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475).

       Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

       При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

       Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и вступившей в силу с 1 января 2005 года) установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

       Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.

       Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5 - 10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.

На основании изложенного суд приходит к вводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом Макаровым Н.С. исковых требований к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и <данные изъяты> колхоза им. Ленина ... Коми АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ... Республики Коми в стаж для назначения пенсии в соответствие с пп.6 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», взыскании сумм невыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Макарова Н.С. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Усинске Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и <данные изъяты> колхоза им. Ленина ... Коми АССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с... Республики Коми в стаж для назначения пенсии в соответствие с пп.6 п.1 ст. 28 Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», взыскании сумм невыплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отказать в полном объеме в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Усинский городской суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:                                                        И.А.Беляева.