Дело № 2-866/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усинский городской суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Волковой С.Г., при секретаре Третьяковой Ю.Ю., 23 мая 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми дело по иску Мифтахова А.Р. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, Администрации МО ГО «Усинск» о признании незаконным приказа № 3601 от 27.12.2010г. об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, У С Т А Н О В И Л: Митахова А.Р. обратилась в суд с иском к Агентству РК по социальному развитию, Администрации МО ГО «Усинск» о признании незаконным приказа № 3601 от 27.12.2010г. об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, предоставлении единовременной денежной выплаты для приобретения жилья. В обоснование своих требований указывает, что является <данные изъяты>, состояла на учете в очереди как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, в 2010г. Агенством РК по социальному развитию в ее адрес было направлено письмо извещение о возможности предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Истцом были поданы необходимые документы, однако в предоставлении выплаты было отказано приказом № 3601 от 27.12.2010г. по причине того, что по мнению Агентства РК по социальному развитию истец обеспечена жилым помещением. С данным отказом истец не согласна, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, расположенное по адресу: ... было предоставлено по решению суда ее матери Сабировой Р.А. на состав семьи два человека, включая истицу на условиях договора найма. Указанная квартира является собственностью ОАО «Коминефть» и истица имеет в нем только право пользования и проживания. В судебное заседание истица, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела не явилась. Представители истицы Сабирова Р.А., действующая на основании доверенности и адвокат Аркушина Е.Э. поддержали заявленные требования, по тем, основаниям, что истица фактически жильем не обеспечена, так как проживает на условиях найма в квартире принадлежащей ОАО «Коминефть», не может приватизировать указанное жилое помещение, каким либо образом распоряжаться им и ее проживание фактически зависит от собственника жилого помещения. Представитель ответчика Администрации МО ГО «Усинск» в настоящее судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в судебном заседании 17 мая 2011г. пояснила, то находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку фактически Мифтахова А.Р. не обеспечена жильем, однако Администрация МО ГО «Усинск» в данном случае является ненадлежащим ответчиком, так как они только передают информацию в Агентство по соцразвитию. Ответчик Агентство РК социальному развитию своего представителя в судебное заседание не направил, просит суд рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, согласно мотивированного отзыва, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку Мифтахова А.Р. и ее мать Сабирова Р.А. имеют постоянную регистрацию и проживают в отдельной благоустроенной квартире, расположенной по адресу: ..., общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., то есть жилая площадь, приходящаяся на одного члена семьи составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает норму жилой площади на одного члена семьи, установленную правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере <данные изъяты> кв.м. на человека. Таким образом Мифтахова А.Р. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, каких либо ограничений по времени проживания Мифтаховой А.Р. в жилом помещении, предоставленном на основании решения суда, данным решением суда не установлено. Представитель третьего лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Рубанская М.В., действующая на основании доверенности поддержала исковые требования, пояснила, чтожилое помещение, в котором проживает Мифтахова А.Р. было предоставлено ее матери Сабировой Р.А. ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - управляющей компанией ОАО «Коминефть» на основании кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 28.06.2004г. Ежегодно с Сабировой Р.А. перезаключаются договора найма жилого помещения, в настоящее время ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» проводит мероприятия по отчуждению жилого фонда, в связи с чем нанимателям в письменной форме предлагают выкупить квартиры в которых они проживают. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.. В соответствии с п. 3 постановления Правительства Республики Коми «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» на Агентство РК по социальному развитию возложена обязанность обеспечить формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на основании списков, представляемых органами местного самоуправления. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мифтахова А.Р.. является инвалидом, проживает в ... РК общей площадью <данные изъяты> кв.м на основании договора найма жилого помещения, заключенного на срок до ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение находится в собственности ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и предоставлено Сабировой Р.А. - матери истицы на основании кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 28.06.2004г., которым удовлетворены исковые требования Сабировой Р.А. к ОАО «Коминефть» о предоставлении жилого помещения на состав семьи 2 человека в г. Усинске. Мифтахова А.Р. постановлением Усинской городской администрации № 585 от 01.06.1994г. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «<данные изъяты>» на основании п.п.9п.8 Указа Главы Республики Коми от 27 мая 1999г. № 190 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РК, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ Приказом Агентства РК по социальному развитию № от ДД.ММ.ГГГГ Мифтаховой А.Р. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, она исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,16,21 ФЗ «О ветеранах» и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в связи с обеспеченностью жилым помещением, расположенным по адресу: ..., где Мифтахова А.Р. зарегистрирована и имеет законное право постоянного пользования без указания срока. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 28.2 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Во исполнение указанного федерального Закона принят Закон РК от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных, вставших на учет до 1 января 2005 года. Согласно ст. 1 Закона РК № 69-РЗ формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным ст. 14, 16 и 21 ФЗ «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Получение гражданином единовременной денежной выплаты, указанной в пункте 1 либо пункте 2 части 1 настоящей статьи, является основанием для снятия указанного гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан»). Мифтахова А.Р. поставлена на учет на основании п.п. «д» п. 8 действующих на тот момент Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РК, утвержденных Указом Главы РК № 190 от 27.05.1999г., как проживающая на условиях поднайма в частном жилищном фонде и не имеющая другой жилой площади, указанное основание являлось самостоятельным и не ставилось в зависимость от размера обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи в данном жилом помещении. В соответствии ч.2 ст.6 Федерального Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные Жилищным кодексом РФ, содержатся в ст. 51, в качестве таковых признаются граждане:: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Ссылка Агентства РК по социальному развития на то что размер площади жилого помещения, занимаемого семьей Мифтаховой А.Р. превышает установленную законом норму необоснованна, поскольку ограничение в виде обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы предусмотрено для категории граждан, указанных в п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, то есть для тех, кто является нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Между тем, Мифтахова А.Р. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, Мифтахова А.Р. проживает по договору найма в жилом помещении, являющемся частной собственностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и попадает под п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Принимая во внимание, что Мифтахова А.Р. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, основания, по которым она поставлена в очередь инвалидов в настоящее время не отпали, жилых помещений на праве собственности либо на условиях договора социального найма не имеет, ее право на получение жилого помещения не реализовано, суд приходит к выводу, что истец до настоящего времени не утратил права на меры социальной поддержки в виде права на получение единовременной денежной выплаты. При таких обстоятельствах, Приказ Агентства РК по социальному развитию № 3601 от 27.12.2010г. Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Мифтаховой А.Р. является незаконным и подлежит отмене. Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления единовременной денежной выплаты гражданину, имеющему соответствующее право во внеочередном порядке, суд считает необходимым обязать Агентство РК по социальному развитию предоставить Мифтаховой А.Р. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Республиканским списком. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным и отменить Приказ Агентства РК по социальному развитию № 3601 от 27.12.2010г. Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения Мифтаховой А.Р. Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию предоставить Мифтаховой А.Р. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Республиканским списком. В удовлетворении требований к Администрации МО ГО «Усинск» - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий - Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2011г. С.Г. Волкова