о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости



                                                                                                            

                                                                                                                  Дело №2-483/11 г.

                                               Р Е Ш Е Н И Е

                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи                  Кашина Н.А.,

при секретаре                               Тарола Е.В.,

15 апреля 2011 г. в г. Усинске Республики Коми рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Баранова А.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усинске Республики Коми о признании периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работой с тяжелыми условиями труда, признании за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии, о понуждении ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с производством перерасчёта,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

             Баранов А.В. обратился с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усинске Республики Коми (ГУ УПФ РФ по РК в г. Усинске) о признании периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника <данные изъяты> и <данные изъяты> в ОАО «Коминефть» <данные изъяты> работой с тяжелыми условиями труда, признании за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии с учётом суммирования списков № 1; 2 (календарно), обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с производством перерасчёта. В заявлении истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал <данные изъяты> ОАО «Коминефть» <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> также в ОАО «Коминефть» <данные изъяты>. Его производственная деятельность в эти трудовые периоды была связана с вредными условиями труда. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ УПФР в г. Усинске Республики Коми за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с п. 2 и 1 ст.27 и ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЭ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На момент подачи документов его страховой стаж (календарно) составил ... год ... месяцев ... дней, страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 года 1,5 - год за полтора отменено с 2000 года и не применяется при подсчете) ... года ... месяцев ... дней, стаж работы в районах Крайнего Севера, с учетом местности приравненной к районам Крайнего Севера, составил ... лет ... месяца ... дня. При исчислении стажа работы на соответствующих с тяжелыми условиями труда применяются списки № 1; 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Советом Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173. В списке №2 должность «<данные изъяты>» не значится, поэтому ответчик не зачислил ему при подсчете трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также был не засчитан. В решении Пенсионного фонда г. Усинска об отказе ему в установлении пенсии сказано, что заявитель не осуществлял непосредственную добычу нефти и газа. Это утверждение, по мнению истца, противоречит закону. По его должностным обязанностям его работа проходила не только в кабинете, но, в основном, на производственных объектах.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ по РК в г. Усинске по доверенности Тайгузанова Л.А., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором заявленные исковые требования не признает, считает их необоснованными. В частности в отзыве ответчик указывает, что из стажа истца на соответствующих видах работ исключены следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. Данные периоды исключены из стажа на соответствующих видах работ по следующим причинам: Согласно Списка №2 правом на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрена должность - начальники цехов, оперативно-производственных служб по добыче нефти, газа и газового конденсата (нефтегазопромыслов) и их заместители, которые заняты непосредственно добычей нефти, газа и газового конденсата. Истец не осуществлял непосредственную добычу нефти и газа. Указанные выше наименования должностей, которые занимал в указанные периоды истец, не соответствуют наименованию должностей установленных Списком № 2 Производств, работ, профессий и должностей..., утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Подразделом 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздела XII Списка № 2 от 26.01.1991 г. предусмотрена должность "начальники цехов, оперативно производственных служб по добыче нефти, газа и газового конденсата (нефтегазопромыслов) и их заместители", т.е. предусмотрены работники, которые заняты непосредственно добычей нефти, газа и газового конденсата, а согласно Положения о цехе поддержания пластового давления <данные изъяты> где осуществлял работу Баранов А.В. цех выполнял работы по закачке рабочего агента в пласт, т.е. не осуществлял непосредственную добычу нефти и газа. Согласно штатных расписаний в <данные изъяты> и <данные изъяты> кроме цеха поддержания пластового давления и участка поддержания пластового давления имелись цеха по добыче нефти и газа и участок по добыче нефти и газа, в которых были установлены должности начальников цехов и заместителя начальника цеха участка добычи нефти и газа. Значит непосредственно добычей нефти и газа в <данные изъяты> и <данные изъяты> занимались цеха по добыче нефти и газа и участок добычи нефти и газа. Пенсионный фонд Российской Федерации является правоприменительным органом и осуществляет свою деятельность в соответствии с полномочиями, определенными законодательством, и не вправе расширительным образом толковать законы и нормативные акты, которые принимались в соответствии с законами и в рамках предоставленных Правительству Российской Федерации полномочий. В судебном заседании представитель возражения, изложенные в отзыве поддержала, просит отказать в исковых требованиях Баранову А.В. в полном объеме за необоснованностью.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Баранов А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в качестве <данные изъяты> ОАО «Коминефть» <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> также в ОАО «Коминефть» <данные изъяты>.

ГУ УПФ РФ по Республики Коми в г. Усинске указанные периоды работы в стаж истцу, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, не включены. При этом, причиной данного решения является то, что должности <данные изъяты> и заместителем <данные изъяты>, которые занимал в указанные периоды истец, не соответствуют наименованию должностей, установленных Списком № 2 Производств, работ, профессий и должностей..., утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Подразделом 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздела XII Списка № 2 от 26.01.1991 г.

Истец считает, что из буквального толкования текста Списка № 2 Производств, работ, профессий и должностей..., утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Подразделом 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздела XII Списка № 2 от 26.01.1991 г. указание на должность "начальники цехов, оперативно производственных служб по добыче нефти, газа и газового конденсата (нефтегазопромыслов) и их заместители", подразумевает всех начальникам цехов, в том числе и <данные изъяты>, а не только начальников цехов по добыче нефти, газа и газового конденсата (нефтегазопромыслов). По мнению истца, такое толкование Списка следует не только из последовательности и структуры построения перечисленных в списке должностей, но из фактической неразрывной производственной связи процессов по добыче нефти, газа и газового конденсата и поддержания пластового давления, поскольку поддержание пластового давления является одним из элементов производства по добыче нефти, газа и газового конденсата. Так, в правилах разработки нефтяных и газовых месторождений, утвержденных коллегией Министерства нефтяной промышленности СССР (протокол от 15 октября 1984 № 44 п. IV) «система поддержания пластового давления» является частью разработки нефтяных и газонефтяных месторождений и добычи нефти и газа. Все объекты ДНС и БКНС, водоводы и нефтепроводы связаны между собой единой технологической цепью и отдельно друг от друга существовать не могут. В качестве подтверждения своей позиции истец представляет приказ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> управляемых организаций, согласно которому п.№ цех по поддержанию пластового давления исключается в связи с проведением мероприятий по оптимизации организационной структуры и созданием комплексных цехов добычи нефти и газа штатных единиц. Истец также указывает, что работы по закачке рабочего агента в пласт, являются работой с тяжелыми и вредными условиями труда, при которых зачастую вредность является еще более высокой, чем при работе по добыче нефти, газа и газового конденсата, поскольку, в пластовой воде, используемой в процессе разработки нефтяного месторождения на объектах ППД, которыми он в то время руководил, имеется наличие сероводорода. Объекты входили в состав цеха ППД. В подтверждение данного довода истец прилагает к заявлению копию специального расследования группового несчастного случая, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ с работниками цеха ППД ФИО6, ФИО7 (отравление сероводородом при производстве работ), который напрямую подтверждает о наличии опасных и вредных условий труда. Кроме того, истец указывает, что он, как <данные изъяты>, большую часть рабочего времени находился не в кабинете, а непосредственно на производственных объектах, поэтому также как и работники цеха, а именно: мастера по поддержанию пластового давления, механики, старшие механики по поддержанию пластового давления, машинисты насосных станции по закачке рабочего агента в пласт, операторы по поддержанию пластового давления, которые входят в список №2, подвергался воздействию вредных условий труда в равной степени.

Проанализировав указанные доводы истца, суд считает позицию истца о том, что буквальное толкования текста Списка № 2 Производств, работ, профессий и должностей..., утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Подразделом 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздела XII Списка № 2 от 26.01.1991 г. указание на должность "начальники цехов, оперативно производственных служб по добыче нефти, газа и газового конденсата (нефтегазопромыслов) и их заместители", подразумевает всех начальникам цехов, в том числе и начальника цеха поддержания пластового давления, а не только начальников цехов по добыче нефти, газа и газового конденсата (нефтегазопромыслов), недостаточно обоснованной. Об этом может свидетельствовать предшествующие перечисление должностей мастеров, старших мастеров (2130200б-23187), механиков, старших механиков (2130200б-23485), где указывается не только должность, но и конкретизируется вид выполняемых лицами, занимающими указанные должности, работ, в частности: занятые на работах по добыче нефти, газа и газового конденсата (на нефтегазопромыслах), на работах по подземному и капитальному ремонту скважин, по поддержанию пластового давления, вторичных методов добычи нефти, газа и газового конденсата, по повышению нефтеотдачи пластов. Если же следовать логике истца, то указанные выше должности также должны быть перечислены без указания перечисленных видов выполняемой работы.

Суд не ставит под сомнение утверждения истца о том, что работы по поддержанию пластового давления являются работами с тяжелыми и вредными условиями труда, поскольку должности отдельных работников цеха, а именно: мастеров по поддержанию пластового давления, механиков, старших механиков по поддержанию пластового давления, машинистов насосных станции по закачке рабочего агента в пласт, операторов по поддержанию пластового давления включены в список №2 Производств, работ, профессий и должностей..., утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 Подразделом 2 "Добыча нефти, газа и газового конденсата" раздела XII. В тоже время, суд не может согласиться с тем, что работа начальника цеха постоянно происходила и происходит в тех же условиях, что и работа лиц, занимающих указанные выше должности, поскольку в основе предполагает организационно-контрольные функции, в связи с чем она и не включена в указанный выше Список.

Кроме того, работа по поддержанию пластового давления хотя и непосредственно связана с добычей нефти, газа и газового конденсата (нефтегазопромыслов), однако имеет свою специфику. Так, согласно положению о цехе поддержания пластового давления нефтегазодобывающего управления "Усинскнефть" Цех поддержания пластового давления (ЦППД) является производственным подразделением НГДУ "Усинскнефть" и осуществляет технологический процесс закачки рабочего агента (технической воды) в пласт в целях поддержания пластового давления. Главной задачей цеха по поддержанию пластового давления является выполнение установленных производственных заданий по закачке рабочего агента в пласт с соблюдением утвержденных норм и качества закачиваемого рабочего агента и режимов работы насосных станций, водоводов и нагнетательных скважин.

При указанных обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Баранова А.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

                                              Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Баранова А.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усинске Республики Коми о признании периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> и <данные изъяты> в ОАО «Коминефть» <данные изъяты> работой с тяжелыми условиями труда, признании за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии с учётом суммирования списков № 1;2 (календарно), обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, с производством перерасчёта, отказать в связи с необоснованностью.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней через Усинский городской суд.

Председательствующий:                                                                                   Н.А. Кашин

...н