Усинский городской суд Республики Коми при секретаре Хуснутдиновой Г.М. с участием помощника прокурора г. Усинска Долговой Ж.А. рассмотрев 23 августа 2011г. в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковым требованиям Прокурора г. Усинска Республики Коми в интересах А к Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском в интересах А просит обязать Администрацию МО ГО «Усинск» предоставить А благоустроенное жилое помещение в г. Усинске Республики Коми, отвечающее санитарным и техническим нормам на состав семьи - один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра жилой площади. В обоснование заявленного требования указал, что А, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является сиротой. Мать В умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец С лишен родительских прав. Жилое помещение за А закреплено не было. В 2007 году А поступила в ГОУ СПО «УПТ», в 2009 году забрала документы из образовательного учреждения. В соответствии с приказом Агентства РК по социальному развитию от 16.07.2008 № А поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемого по договору социального найма как гражданин из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени А жильем не обеспечена, в нарушение положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, согласно Постановления Конституционного суда РК от 11.07.2011г., часть 1 ст. 9 Закона РК от 22.11.2010г. № 139-РЗ в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции РК. В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска - Долгова Ж.А., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истица А в судебном заседании на требованиях настаивала, пояснила, что до настоящего времени жильем не обеспечена, проживает в общежитии по адресу: ... на основании договора безвозмездного пользования, ей предлагали жилье в поселках Зеленец и Визинга г. Сыктывкара, от которого она отказалась. Представитель ответчика - Шакирова Н.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что согласно письма Агентства Республики Коми по социальному развитию № 17/4025 от 21.07.2008г. А принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК, номер очередности при принятии на учет - 342, на основании договора безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия 5 лет, А предоставлена комната № размером 11, 5 кв.м. в общежитии по .... На учете в Администрации МО ГО «Усинск» стоит 16 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма, А в данной очереди стоит под номером 13. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 главы 4 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями имеют право на своевременное и полное получение средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) из Республиканского фонда компенсаций, образованного в составе республиканского бюджета Республики Коми, предназначенных для осуществления государственных полномочий. Согласно ст. 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ, жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. Решением двенадцатой сессии второго созыва от 02.06.2005г. № 142, учетная норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м., соответственно при предоставлении жилого помещения А норма составляет 15 кв.м. 15.02.2011 года между Администрацией МО ГО «Усинск» и Агентством Республики Коми по социальному развитию заключено Соглашение № 605-6, о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования городского округа «Усинск» на строительство, приобретение, реконструкцию жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Предметом данного соглашения является предоставление из республиканского бюджета Республики Коми в 2011 году субвенций бюджету МО ГО «Усинск» на строительство, приобретение, реконструкцию жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Согласно пункту 2.1.1. Агентство РК по социальному развитию обязуется предоставить субвенции бюджету МО ГО «Усинск». Согласно пункту 2.1.2. Агентство по социальному развитию предоставляет субвенции бюджету МО ГО «Усинск» в размере всей суммы субвенции, установленной таблицей 15 приложения 11 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2011 год», т.е. в размере <данные изъяты> рублей и не более. Согласно пункта 2.2.1. Администрация МО ГО «Усинск» обеспечивает оплату расходов на строительство, приобретение и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот по договорам социального найма, за счет субвенций. Согласно пункту 2.2.2. обеспечение должно быть не менее одного человека. 15.06.2011г. А было предложено рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения в п. Зеленец и Визинга Сыктывкарского района, на что А был дан письменный отказ. Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на исковое заявление указал, что с 01.01.2011г. полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке не пригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания переданы органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов Республики Коми, учетное дело А по акту № от ДД.ММ.ГГГГ передано в Администрацию МО ГО «Усинск». Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из материалов дела, мать А - В умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - С решением Похвистневского районного суда Самарской обл. лишен родительских прав. Постановлением Главы Администрации МО ГО «Усинск» № от ДД.ММ.ГГГГ А признана нуждающейся в защите государства и ей назначен опекун Г ДД.ММ.ГГГГ А окончила вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа ... РК». На основании Приказа Агентства РК по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ № А принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК под № 342, на учете в Администрации МО ГО «Усинск» А состоит на учете в качестве лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставления им жилых помещений по договорам социального найма под № 13. Согласно договора безвозмездного пользования жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ, А предоставлена для проживания комната №, по ..., договор заключен сроком на 5 лет. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Само по себе право А, являющейся сиротой, на получение жилого помещения вне очереди ответчиком не оспаривается. В соответствии со ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. На основании изложенного суд приходит к выводу, что А. по действующему жилищному законодательству должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам по месту ее жительства. Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ установлено, что государственные полномочия по обеспечению этих лиц жилыми помещениями по договорам социального найма передаются органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в ... с предоставлением бюджетам муниципальных образований соответствующих субвенций. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. В соответствии с Решением двенадцатой сессии второго созыва Совета города МО «Город Усинск» от 02.06.2005 года № 142, учетная норма площади жилого помещения предоставляемых по договорам социального найма установлена в размере 15 квадратных метров. Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011г. положения части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признаны не соответствующими статьям 4, 11, 17, 18, 41 Конституции Республики Коми. Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра как одиноким гражданам. С учетом Постановления Конституционного суда РК от 11.07.2011г., при предоставлении жилого помещения А не подлежит применению Решение двенадцатой сессии второго созыва Совета города МО «Город Усинск» от 02.06.2005 года № 142, устанавливающее учетную норму площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма в размере 15 квадратных метров. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что А должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора г. Усинска Республики Коми в интересах А к Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» предоставить А благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с подачей жалобы через Усинский городской суд Республики Коми. Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2011 Председательствующий - С.Г. Волкова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ