о взыскании средств материального стимулирования за 2 и 3 кварталы 2010 года, ежеквартальной премии за 2 и 3 кварталы 2010 года,



                              Дело № 2-865/2011г.

                    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Воробьевой Е.А.,

при секретаре Витенко Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Республики Коми 01 июля 2011г. дело по иску Щербаковой Ю.А. к Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Усинску Республики Коми о взыскании средств материального стимулирования, ежеквартальных премий, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Щербакова Ю. обратилась в суд с иском к ответчику ИФНС России по г.Усинску Республики Коми о взыскании средств материального стимулирования, ежеквартальных премий за 2 и 3 кварталы ...., компенсации морального вреда в размере ... рублей, обосновывая тем, что работала в Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Усинску Республики Коми в должности ... в отделе камеральных проверок с ДД.ММ.ГГГГ Уволилась ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. В настоящее время истице стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведена выплата средств материального стимулирования работникам по итогам работы ИФНС России по ... РК за 2 квартал ...., ДД.ММ.ГГГГ- за 3 квартал .... Истица получила денежную выплату за 2 квартал .... в виде средств материального стимулирования в размере ... рублей. Между тем, приказов о лишении ее премий, средств материального стимулирования за 2 и 3 квартал .... ответчиком не издавалось, к дисциплинарной ответственности истица не привлекалась, замечаний по работе не поступало, в связи с чем, просит произвести взыскание с ответчика невыплаченных ей средств материального стимулирования и ежеквартальных премий за 2 и 3 квартал ...., а также взыскать компенсацию морального вреда в размере ... рублей за невыплаченные денежные средства в которых она нуждается.

    В судебное заседание истица не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Ответчик начальник Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Усинску Республики Коми Н.. в судебном заседании исковые требования не признал, просит в удовлетворении иска отказать, предоставив письменный мотивированный отзыв по заявленным требованиям и дополнение к нему. Просит отказать в иске Щербаковой Ю.А. по требованию о взыскании премии за 2 квартал ...., в связи с пропуском срока обращения в суд за защитой нарушенного права в соответствии со ст.392 ТК РФ.

    Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, письменные доводы истца, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

    При рассмотрении ходатайства заявленного представителем ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд по заявленным требованиям в соответствии со ст.392 ТК РФ, судом установлено, что в листе согласования с приказом о премировании работников ИФНС России по г.Усинску РК от ДД.ММ.ГГГГ , которым определен порядок выплаты премий, Щербаковой Ю.А. снижен размер премии за 2 квартал .... на ...%, имеется подпись Щербаковой Ю.А. (л.д.24). Премия, согласно данного приказа, начислена и выплачена Щербаковой Ю.А. в сумме ... руб.(...% премии), с учетом удержанного НДФЛ, что подтверждается расчетным листом по заработной плате, сводной ведомостью к платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ

    Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Щербакова Ю.А. ознакомившись с приказом, которым ей снижен размер премии за 2 квартал ...., зная о нарушении своих трудовых прав должна была обратиться с иском в суд об оспаривании данного приказа и взыскании премии в срок до ДД.ММ.ГГГГ, между тем, с указанными требованиями истица обратилась в суд спустя длительный период времени - ДД.ММ.ГГГГ согласно почтового штампа на конверте. Каких-либо доказательств, подтверждающих уважительную причину пропуска срока обращения в суд с указанными требованиями (нахождение на стационарном излечении, длительная командировка и т.п.) истицей не представлено. После ДД.ММ.ГГГГ Щербакова Ю.А. продолжала работать в ИФНС России по г.Усинску РК, после чего ей был предоставлен очередной отпуск с последующим увольнением, уволена ДД.ММ.ГГГГ, и даже после увольнения истица не оспорила данный приказ, из чего суд делает вывод, что истице ничто не препятствовало своевременно обратиться в суд с требованием об отмене приказа о снижении премии и взыскании оспариваемой выплаты.

    Возникшие правоотношения не носят длящийся характер, поскольку выплата премии за 2 квартал ... произведена истице - ДД.ММ.ГГГГ, что бесспорно подтверждается представленными письменными доказательствами. Таким образом, суд приходит к выводу, что Щербакова Ю.А. пропустила установленный законом срок обращения с иском в суд об оспаривании приказа о снижении размера премии и взыскании премии за 2 квартал ...., каких-либо уважительных причин суду не представила, оснований для восстановления срока не усматривается, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении искового заявления истицы по данному требованию по указанным основаниям.

    Разрешая требования истца о взыскании невыплаченных средств материального стимулирования за 2 и 3 квартал ...., премии за 3 квартал ...., суд приходит к следующему.

    Как следует из материалов дела, истица Щербакова Ю.А. была принята для замещения должности ... отдела ввода и обработки данных в Инспекцию федеральной налоговой службы России по г.Усинску Республики Коми с ДД.ММ.ГГГГ(приказ о приеме от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность ... в отделе камеральных проверок (приказ о переводе от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Щербаковой Ю.А. предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с последующим увольнением с государственной гражданской службы по собственному желанию, п.3 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При увольнении с истицей произведен окончательный расчет.

    Согласно ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы(далее должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы(далее оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего(далее оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся в том числе, и премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты указанных премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (п.п.4 п.5 ст.50 Закона).

    Указанные нормы закона касающиеся оплаты труда гражданского служащего предусмотрены служебным контрактом заключенным ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя в лице начальника ИФНС по г.Усинску РК с Щербаковой Ю.А., и дополнительным соглашением к нему, из которого следует, что выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается в соответствии с Положением, утвержденным представителем нанимателя. Размер указанной премии не установлен.

    В силу статьи 22 ТК РФ работодатель имеет право: поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

    Согласно статье 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

    Порядок премирования государственных гражданских служащих аппарата УФНС России по Республики Коми и территориальных органов ФНС России по Республики Коми установлен Положением о порядке премирования…,являющимся приложением к приказу УФМС России по Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ

    Разделом 2 указанного Положения о порядке премирования… (далее - Положение), установлено, что премирование федеральных государственных гражданских служащих аппарата УФНС России по Республики Коми и территориальных органов ФНС России по Республики Коми осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций возложенных на Управление Федеральной налоговой службы по Республики Коми и территориальные органы ФНС России по Республики Коми. Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов. Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий. Решение о выплате премий гражданским служащим территориального органа ФНС России по Республики Коми принимается руководителем налогового органа и оформляется приказом.

    На основании п.2 приказа начальника ИФНС России по г.Усинску РК от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников ИФНС России по г.Усинску Республики Коми» за выполнение особо важных и сложных заданий по обеспечению выполнения задач и функций ФНС должностных инструкций, регламентов и обязанностей в 3 квартале ...., на основании приказа УФНС Росси по Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ. «О премировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по ...», выплата премии произведена сотрудникам Инспекции, состоящим в штате на момент издания приказа, в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств соответствующих налоговых органов из расчета проработанного времени в 3 квартале ...., за исключением времени нахождения работников в том числе, и ежегодных оплачиваемых отпусках.

    Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске с последующим увольнением, уволена с гражданской службы по собственному желанию, на момент принятия решения о выплате премии в штате Инспекции не состояла, конкретного вклада гражданского служащего в выполнение особо важных и сложных заданий за отработанный период времени не внесла, связи с чем, выплата премии истице не произведена.

    С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что установленные законом основания для выплаты истице премии за 3 квартал .... отсутствуют, поскольку указанным Положением не предусмотрено обязательное премирование сотрудников ИФНС России по г.Усинску РК. Оценка результатов труда государственных гражданских служащих, установление размера дополнительной выплаты - премии, за счет каких средств, находится в исключительной компетенции начальника ИФНС России по г.Усинску Республики Коми (п.2.4 указанного Положения). Основанием для применения к гражданскому служащему мер поощрения являются особые достижения в труде, и выплачивается за выполнение особо важных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций возложенных на Управление Федеральной налоговой службы по РК и территориальные органы ФНСР в РК, на основании приказа руководителя, при определенных условиях, изложенных в указанном Положении. Следовательно, выплата премии государственному гражданскому служащему является правом представителя нанимателя с учетом личного вклада государственного служащего, а не его обязанностью, то есть не является гарантированной выплатой в конкретно установленном размере. Кроме того, суд принимает во внимание, что истица уволились по собственному желанию, то есть по неуважительной причине, и на ДД.ММ.ГГГГ не являлась сотрудником Инспекции, в штате ИФНС России по г.Усинску РК не состояла.

    Порядок и условия выплаты премий, установленный Положением, не противоречит нормам Трудового кодекса РФ и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    С учетом обстоятельств дела, действующего Положения о порядке премирования государственных гражданских служащих аппарата УФНС России по Республики Коми и территориальных органов ФНС России по Республики Коми, суд не находит оснований для удовлетворения требований Щербаковой Ю.А. о взыскании с ответчика премии за 3 квартал ....

    В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации № 611 от 25.09.2007г. «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено осуществлять с 01 января 2007г. и в 2008г.-2010г. материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Согласно п.3 указанного постановления, данное материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников ее территориальных органов.

    Во исполнение п. 4 данного постановления Правительства Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее - Порядок), который вступил в действие с 2007 года.

    Материальное стимулирование, предусмотренное п.1 настоящего Порядка, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007г.-2010г.

    Пунктами 2,3,4 названного Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности, при этом решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками соответствующих налоговых органов.

    Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что решение по вопросам материального стимулирования принимаются начальниками Инспекций на основании решения Комиссии, которая определяет оценку эффективности деятельности конкретного работника в налоговом органе за неопределенный период для достижения более высоких результатов в последующем. Состав комиссии утверждается приказом руководителя Инспекции.

    Во исполнение указанного Порядка, ФНС РФ была разработана Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 2 и 3 квартал ....

    В соответствии с п. 5.4. данной Методики, при ротации сотрудника в системе ФНС России, при увольнении в связи с выходом на пенсию, по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением и другим уважительным причинам, материальное стимулирование за расчетный период с учетом фактически отработанного времени осуществляется в том налоговом органе, с которым он состоял в трудовых отношениях в расчетном периоде, в пределах средств материального стимулирования, доведенных до этого налогового органа.

    Таким образом, указанной методикой предусмотрено, что материальное стимулирование уволенным сотрудникам выплачивается в случае увольнения по уважительным причинам, в том числе признанными Комиссией по оценке эффективности деятельности отделов Инспекции таковыми в каждом конкретном случае.

    Согласно п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В соответствии со ст.ст.67,71 ГПК РФ суд принимает решение на основании доказательств, представленных сторонами при разрешении спора.

    Приказом дсп от ДД.ММ.ГГГГначальника ИФНС России по г.Усинску Республики Коми утвержден состав комиссии по оценке эффективности деятельности ИФНС России по г.Усинску Республики Коми.

    Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по оценке эффективности деятельности ИФНС России по г.Усинску Республики Коми, соответственно за 2 и 3 квартал ... выплата средств материального стимулирования государственному гражданскому служащему Щербаковой Ю.А., уволенной с гражданской службы по собственному желанию, на момент осуществления материального стимулирования не произведена, поскольку истица не относится к лицам, перечисленным в п. 5.4. Методики (уволившимся по уважительным причинам), на момент осуществления выплат материального стимулирования в Инспекции не работала, была уволена по собственному желанию, установленных законом оснований для выплаты истице материального стимулирования не имеется. Причина увольнения истицы «по собственному желанию» признаками уважительности не обладает. Доказательств обратного истцом суду не представлено, и судом не добыто.

    Выплаченные истице ДД.ММ.ГГГГ средства дополнительного материального стимулирования в размере ... рублей (сводная ведомостью к платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ) осуществлены непосредственно за счет средств поступающих в распоряжение руководителя ИФНС России по г.Усинску РК, что предусмотрено указанной Методикой оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, расходование которых на цели материального стимулирования осуществляется единолично руководителем ИФНС Росси по г.Усинску РК. Согласно Приложения к протоколу Комиссии по оценке эффективности деятельности ИФНС России по г.Усинску Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа дсп от ДД.ММ.ГГГГ начальника ИФНС России по г.Усинску Республики Коми, федеральным государственным гражданским служащим не являющимся сотрудниками Инспекции за 2 квартал ...., в том числе и Щербаковой Ю.А., произведена выплата средств дополнительного материального стимулирования в размере ... рублей.

    Кроме того, суд учитывает, что исходя из системного анализа нормативных актов о выделении и распределении средств материального стимулирования, в том числе дополнительного материального стимулирования следует, что указанные средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят и направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных налоговых органов, о чем свидетельствует специальный порядок распределения этих средств для осуществления материального стимулирования каждого сотрудника.

    В связи с изложенным, суд не усматривает нарушений законодательства со стороны ответчика при принятии решения Комиссией по оценке эффективности деятельности ИФНС России по г.Усинску РК о невыплате истице средств материального стимулирования за 2 и 3 квартал ...., а также о выплате средств дополнительного материального стимулирования за 2 квартал .... в размере ... рублей, в связи с чем, требования истицы не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

    Не подлежат удовлетворению и производные от основных требования Щербаковой Ю.А. о взыскании с ответчика ИФНС России по г.Усинску Республики Коми компенсации морального вреда.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.392 ТК РФ, ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         

    В удовлетворении исковых требований Щербаковой Ю.А. к Инспекции федеральной налоговой службы России по г.Усинску Республики Коми о взыскании средств материального стимулирования, ежеквартальных премий, компенсации морального вреда, отказать.

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Усинский городской суд с даты вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий - ...

...

...                             Е.А.Воробьева

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...