о признании завышения потребления электроэнергии на общедомовые нужды, снятии задолженности, перерасчете,



Дело № 2-489/11 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кашина Н.А.,

при секретаре                                               Тарола Е.В.,

06 июня 2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми дело по иску Дмитриева М.В. кУсинскому отделению Открытого акционерного общества«Коми энергосбытовая компания», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Форма» о завышении потребления электроэнергии на общедомовые нужды,

                                                     

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с заявлением к УО ОАО «Коми энергосбытовая компания», ООО УК «Форма» о снятии задолженности по электропотреблению в квартире, расположенной по адресу: ..., решении вопроса по правильному учёту электропотребления на общедомовые нужды, перерасчете начислений на общедомовые нужды за ДД.ММ.ГГГГ год, обязании ответственного за обслуживание электрооборудования дома установить электросчетчик на учёт потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Заявленные требования мотивирует тем, что отдельный счетчик учёта потребления электроэнергии на общедомовые нужды в доме не установлен. Как производится учёт не понятно. В счетах за оплату по потреблению электроэнергии указывается значительно большее количество электроэнергии, чем норма потребления на общедомовые нужды (7 кВт/час на человека). Установленная мощность потребителей на общедомовые нужды составляет 3,8 квт, а в счетах получается значительно больше: от 6 кВт до 18 кВт. Истцу не понятно, откуда берутся дополнительно установленные мощности, за которые жильцы дома должны оплачивать. Кроме того, истцу не понятно, почему при оплате потребления по индивидуальному счетчику снимается часть суммы на общедомовые нужды. Истец просит решить вопрос по правильному учёту электропотребления на общедомовые нужды, произвести перерасчет начислений на общедомовые нужды за ДД.ММ.ГГГГ год, обязать ответственного за обслуживание электрооборудования дома установить электросчетчик на учёт потребления электроэнергии на общедомовые нужды. В обоснование заявленных требований истец представил сравнительный расчет максимально возможного потребления электроэнергии на общедомовые нужды за месяц с фактическим потреблением электроэнергии, которое значительно превышает расчетное (л.д.).

Представитель ответчика ОАО «Коми энергосбытовая компания» Типнер О.Р., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв, в котором ссылаясь на нормы действующего законодательства и фактические обстоятельства связанные, связанные с исполнение Правил предоставления коммунальных услуг, возражает против удовлетворения заявленных истцом исковых требований. В подтверждение изложенных в отзыве возражений прилагает пакет соответствующих документов (л.д.).

Представители ответчиков ООО «УК «Форма» и ООО «УК «Форма-1» - директор Былкова Л.С., а также действующие на основании доверенности Пономарева Г.Е., Шестопалова И.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражают, представили письменные отзывы на исковое заявление, в котором свои возражения мотивируют положениями действующего жилищного законодательства и положениями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ №307 от 26.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг». В подтверждение изложенных в отзыве возражений прилагает пакет соответствующих документов (л.д.).

Представитель филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» производственное отделение «Печорские электрические сети» Константинова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседание не явилась, представила мотивированный письменный отзыв на исковое заявление, в котором против удовлетворения заявленных исковых требований возражает. В подтверждение изложенных в отзыве возражений прилагает пакет соответствующих документов (л.д.).

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец считает, что расчет потребляемой в доме электроэнергии на общедомовые нужды производится неправильно и, согласно его расчетам, является значительно завышенным, считает, что необходимо обязать ответственного за обслуживание электрооборудования дома установить электросчетчик на учёт потребления электроэнергии на общедомовые нужды и произвести перерасчет начислений на общедомовые нужды за ДД.ММ.ГГГГ год.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153); плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (части 1, 2 статьи 155).

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение предоставленных полномочий Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг). Постановление официально опубликовано в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации», 29 мая 2006 г., №22, ст. 2338, «Российская газета», №114, 31 мая 2006 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам). Постановление официально опубликовано в «Российской газете», №115, 1 июня 2006 г.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к Правилам (подпункт «а» пункта 21).

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение определяется по формуле с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме), количества граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (подпункт 1 пункта 2 Приложения № 2 к Правилам).

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Правил объем потребленных коммунальных услуг (холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения) рассчитывается исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении и, следовательно, потребляющих коммунальные услуги, что соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ.

Из указанных положений следует, что поскольку обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает не с момента регистрации, а с момента заключения договора найма, аренды, возникновения права собственности на жилое помещение, а круг лиц, обязанных уплачивать коммунальные услуги, определен законодательством.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги ЖК РФ возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (часть 2 статьи 153 ЖК РФ). Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника, а также члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с собственником и нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (часть 3 статьи 31, часть 2 статьи 69 ЖК РФ). Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

Кроме этого, в жилом помещении могут проживать и пользоваться коммунальными услугами иные лица (временные жильцы), о проживании которых потребитель обязан информировать исполнителя не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (подпункт «ж» пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.

Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).

Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.

Указанные Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2).

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4 Правил).

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30 Правил).

Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).

Абзацами 1, 3 пункта 25 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении лифтового оборудования - 7 кВт. ч в месяц на 1 человека.

Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт. ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

В соответствии с пунктом 26 Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Согласно ст.162 ЖК РФ и п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг управляющая компания по отношению к жильцам многоквартирного дома является исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. №53, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретает электроэнергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальные услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Компанией, управляющей домом по ... является ООО УК «Форма».

Дом оснащен общедомовыми приборами учета типа <данные изъяты> зав. , . Общедомовые учеты были смонтированы в ВРУ дома в ДД.ММ.ГГГГ г. В ДД.ММ.ГГГГ г. приборы учета были перенесены из ВРУ на ТП на основании писем ООО «АРМС», обслуживающего дом по ул. ... по договору с ООО «УК Форма» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Приборы учета соответствуют требованиям нормативно-технической документации, что подтверждается актами проверки узла расчетного учета электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ и введены в промышленную эксплуатацию приказом производственного отделения «Печорские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

В связи с расположением приборов учета не на границе балансовой принадлежности, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета в порядке, предусмотренном п. 143 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии. Поскольку между ООО «УК Форма» и ОАО «Коми энергосбытовая компания» заключен агентский договор, расчеты за потребленную электрическую энергию производит ОАО «Коми энергосбытовая компания» (л.д.).

Снятие показаний общедомовых приборов учета по д. по ул. ... осуществляется персоналом ОАО «МРСК «Северо-Запада» на основании п. 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии. Показания приборов учета фиксируются в ведомостях и передаются в ОАО «Коми энергосбытовая компания». Показания приборов учета также предоставляются в ООО «УК «Форма» на основании письменных запросов информации.

Расчет за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, производится в соответствии с порядком, установленным Приложением к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым размер платы (в данном случае за электроснабжение) впомещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

                                VD

            P      = ------------------- x V ip x T ky,      

           ky3.i        V np + V nn

                                              

где:        

VD     - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб.м, кВт·час);

Vnp - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

Vnn - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);

V ip - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячейводы, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

T ky - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что расчет потребляемой в доме электроэнергии на общедомовые нужды производится в соответствии с указанными положениями закона и оснований для перерасчета начислений на общедомовые нужды за ДД.ММ.ГГГГ год не имеется.

В судебном заседании представители ответчиков согласны с тем, что предусмотренные законодателем правила расчета потребления электроэнергии на общедомовые нужды будут в полной мере соответствовать интересам потребителей лишь в том случае, когда каждое жилое помещение в многоквартирном доме будет оборудовано прибором учета потребленной электроэнергии. В настоящее же время, когда большая часть квартир, в частности в доме истца указанными приборами учета не оснащена, собственники и наниматели жилых помещений, в том числе истец, находятся в менее выгодных условиях, поскольку фактически им приходится возмещать электроэнергию, потребляемую в доме на общедомовые нужды, в большем размере, чем собственники и наниматели квартир, необорудованных приборами учета.

Как пояснили в судебном заседании представители управляющей компании, они ведут постоянную работу с собственниками и нанимателями квартир, направленную на убеждение их в установке индивидуальных приборов учета, однако, большинство граждан, на указанные меры не реагируют и в настоящее время больше половины квартир в доме истца указанными приборами не оснащены. Обязательное же оснащение квартир индивидуальными приборами учета предусмотрено с ДД.ММ.ГГГГ

Решением данной проблемы могло бы быть, как предлагает это сделать истец, установление в доме отдельного приборов учета потребленной электроэнергии на общедомовые нужды. Однако, как пояснили в судебном заседании представители ответчиков, существующая в домах, построенных 25-30 лет назад, схема электроснабжения не позволяет установить такой прибор учета. Для создания новой схемы необходимы соответствующие технические условия, которые потребуют серьезные финансовые затраты, которые готовы нести собственники дома, и которые в конечном итоге не гарантируют положительность принятого решения. На день рассмотрения дела в суде от собственников дома в установленном законом порядке инициатива решения существующей проблемы указанным выше способом не поступала.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, которое полномочно принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном, принимать решения по другим вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников в многоквартирном доме.

Проанализировав обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства и положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении всех заявленных истцом исковых требований, поскольку установленные Правительством РФ Правила предоставления коммунальных услуг в отношении истца ответчиками не нарушаются.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 1064, 1079 ГК РФ 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

                                           

В удовлетворении исковых требований Дмитриева М.В. кУсинскому отделению Открытого акционерного общества«Коми энергосбытовая компания», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Форма» о понуждении к правильному учёту электропотребления на общедомовые нужды, перерасчету начислений на общедомовые нужды за ДД.ММ.ГГГГ год, установление электросчетчика на учёт потребления электроэнергии на общедомовые нужды отказать в связи с необоснованностью

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение 10 дней со дна изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:                                                                                 Н.А. Кашин

...