Дело № 2-1413/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Воробьевой Е.А., при секретаре Витенко Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске, Республики Коми 06 октября 2011г. гражданское дело по жалобе Бурангуловой Д.А., Бурангулова Ф.Б., Мотрич А.А. действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурангуловой М.Ф., Бурангулова В.Ф., Бурангулова Я.Ф. о признании действий Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г.Усинске по отказу в регистрации незаконными, возложении обязанности совершить действия по регистрации, УСТАНОВИЛ: Заявители Бурангулова Д.А., Бурангулов Ф.Б., Мотрич А.А. действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурангуловой М.Ф., Бурангулова В.Ф., Бурангулова Я.Ф. обратились в суд с жалобой о признании действий Отделения УФМС России по Республики Коми в г.Усинске по отказу в регистрации незаконными, возложении обязанности совершить действия по регистрации, обосновывая тем, что Бурангулова Д.А. имеет в собственности квартиру расположенную по адресу: г.Усинск Республика Коми, ..., которая оформлена на ее фамилию до вступления в брак - ФИО2. Заявители имеют намерения переехать проживать в г.Усинск, с этой целью выдали доверенности на отца Бурангуловой Д.А. - Мотрич А.М., для регистрации их по указанному адресу в г.Усинске. Однако Отделение УФМС России по Республики Коми в г.Усинске отказало им в регистрации в г.Усинске, мотивируя необходимостью их личного присутствия, с чем они не согласны, считают действия Отделения УФМС России по Республики Коми в г.Усинске незаконными, поскольку все заявители выдали нотариальные доверенности, в том числе от имени детей на Мотрич А.М., при этом действующее законодательство Закон РФ № 5242-1 от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правила регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.07.1995г. не содержат такой обязанности для гражданина, желающего зарегистрироваться по месту жительства, как его личная явка. В судебное заседание заявители Бурангулова Д.А., Бурангулов Ф.Б., Мотрич А.А. действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурангуловой М.Ф., Бурангулова В.Ф., Бурангулова Я.Ф. не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель Отделения УФМС России по Республики Коми в г.Усинске в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в их отсутствие, представили суду письменный мотивированный отзыв, в котором просят отказать в удовлетворении жалобы. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ. Суд, исследовав материалы дела, изучив доводы заявителей, приходит к следующим выводам. Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Из материалов дела следует, что Бурангулова Д.А. (до вступления в брак - ... является собственником жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью ... расположенной по адресу: ..., на основании договора № на передачу квартиры в собственность на условиях приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Брак между Бурангуловым Ф.Б. и Мотрич Д.А. заключен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО1. Согласно ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные подразделения. В силу требований ст.6 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: -паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; -документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства и перечень необходимых для ее осуществления документов установлены пунктом 9 и пунктом 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713. Согласно абз.2 пункта 4 указанных Правил, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. В соответствии с п.16 указанных Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. Данный пункт Правил также воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, в том числе документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Пункт 9 Правил устанавливает обязанность обратиться за регистрацией по любому адресу, где лицо намеревается временно проживать свыше 10 дней. Согласно ч. 1 ст. 64 СК РФ, родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Исходя из пункта 12 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007г. № 208, заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители,опекуны). Как следует из материалов дела, ОУФМС России по Республике Коми в г.Усинске в регистрации по месту жительства заявителям было отказано со ссылкой на п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713. При этом, в письменном отзыве ОУФМС России по Республике Коми в г.Усинске указывают, что Закон РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», указанные Правила, Приказ МВД Российской Федерации от 23.10.1995г. № 393 «Об утверждении инструкции о применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» не предусматривают возможности использования добровольного представительства, в смысле применения доверенности при регистрации граждан по месту жительства, напротив устанавливают обязанность каждого гражданина, прибывшего на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию. Заявители к новому месту жительства в г.Усинск не прибыли, жить в г.Усинске не собираются, работают в ..., дети посещают МДОУ ..., и поскольку у них отсутствует жилье в ..., они решили оформить регистрацию по месту жительства в указанной квартире в г.Усинске. Анализируя представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что отказывая заявителям в регистрации по месту жительства Отделением УФМС России по Республике Коми в г.Усинске нарушен действующий порядок регистрации, поскольку в вышеназванных правовых актах не содержится такой обязанности для гражданина, желающего зарегистрироваться, как его личная явка в регистрирующие органы для оформления регистрации, что также изложено и в позиции Верховного Суда Российской Федерации в решении от 05.08.2003г.№ ГКПИ 03-809, определениях от 17.07.2006г. № 18-В06-20, от 16.10.2003г. № КАС03-459. Удовлетворяя жалобу заявителей, суд исходит из того, что в силу положений ст.3 и ст.6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация гражданина по месту жительства или месту пребывания носит уведомительный характер. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Оснований для отказа в регистрации гражданина по месту жительства при предоставлении всех перечисленных в ст.6 названного закона документов Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не предусматривает. Не содержится оснований для отказа в регистрации по месту жительства гражданина, предоставившего все перечисленные в ст.6 указанного выше закона документы, и в ином действующем законодательстве. Бурангулова Д.А. как собственник жилого помещения расположенного по адресу: ..., в силу ст.30 Жилищного кодекса РФ имеет право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом. Из текста жалобы заявителей следует, что они собираются проживать в указанном жилом помещении, в связи с чем снялись с регистрационного учета в ... ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями адресных листков убытия, однако им необходимо время, чтобы решить вопросы по увольнению с работы, а также учесть нахождение на иждивении троих малолетних детей с которыми возникнут трудности при переезде в другой город. Таким образом, доводы ОУФМС России по Республике Коми в г.Усинске, что заявители к новому месту жительства в г.Усинск не прибыли и жить в г.Усинске не собираются, то есть регистрация носит формальный характер, послужившие в том числе основанием для отказа в регистрации заявителей и их малолетних детей по спорному адресу, не основаны на законе и носят характер предположений. Принимая во внимание, что Мотрич А.М. были выданы нотариально заверенные доверенности от заявителей и их малолетних детей на совершение всех действий, связанных с оформлением документов и постановкой на регистрационный учет по месту жительства по адресу: ..., и все соответствующие документы, необходимые для регистрации заявителей и их малолетних детей в г.Усинске по указанному адресу были представлены в ОУФМС России по Республике Коми в г.Усинске, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в регистрации заявителей и их несовершеннолетних детей не имелось. Ссылку, указанную в письменном отзыве Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г.Усинске на пункт 4.1.1 Приказа МВД Российской Федерации от 23.10.1995г. № 393, суд признает несостоятельной, поскольку указанный приказ признан утратившим силу. В соответствии с изложенным жалоба Бурангуловой Д.А., Бурангулова Ф.Б., Мотрич А.А. действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурангуловой М.Ф., Бурангулова В.Ф., Бурангулова Я.Ф. подлежит удовлетворению. В соответствии с. ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку суд признает действия Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г.Усинске по отказу в регистрации заявителей действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей незаконными, то в силу положений ст. 258 ГПК РФ, в порядке восстановления нарушенного права заявителей суд считает необходимымобязатьОтделение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г.Усинске произвести регистрацию по месту жительства заявителей и их несовершеннолетних детей по адресу: ... д.д..... На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254,258,194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать действия Отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г.Усинске по отказу в регистрации Бурангуловой Д.А., Бурангулова Ф.Б., Мотрич А.А. действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурангуловой М.Ф., Бурангулова В.Ф., Бурангулова Я.Ф. по адресу: ... д.д.... ..., незаконными. ОбязатьОтделение Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Коми в г.Усинске произвести регистрацию Бурангуловой Д.А., Бурангулова Ф.Б., Мотрич А.А. действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бурангуловой М.Ф., Бурангулова В.Ф., Бурангулова Я.Ф. по месту жительства по адресу: .... Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Усинский городской суд с даты вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий - подпись - ... Копия верна: - судья - Е.А.Воробьева ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
Согласно положениям пункта 123 указанного Административного регламента…, по результатам рассмотрения обращения должностным лицом органа (ФМС России, его территориального органа, структурного подразделения территориального органа), которому оно адресовано, принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении с указанием причины.