обеспечить инвалидов, граждан с ограниченными физическими возможностями транспортным средством



Дело № 2-1591/11г.      Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующей судьи Зайцева С.Б.

                при секретаре Суворовой А.С.

                с участием помощника прокурора г. Усинска Козак Г.А.

рассмотрев 01 декабря 2011 в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковым требованиям прокурора города Усинска, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» и МУП "М.П" о возложении обязанности по созданию условий инвалидам, гражданам с ограниченными возможностями для беспрепятственного пользования городским и пригородным автомобильным транспортом,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Усинска обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, с иском о понуждении ответчиков Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» (далее по тексту - АМОГО «Усинск») и МУП "М.П" (далее по тексту - МУП "М.П"») в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать условия инвалидам, гражданам с ограниченными физическими возможностями для беспрепятственного пользования городским и пригородным автомобильным транспортом, в соответствии с требованиями Федерального Закона №181-ФЗ, путем обеспечения беспрепятственного доступа указанной категории в транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров по маршрутам, указанным в договоре .

В обоснование заявленного требования указывает на то, что прокуратурой г. Усинска проведена проверка исполнения прав инвалидов в части обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и пользования автомобильным транспортом. Проверкой установлено, что на территории МО ГО «Усинск» всего зарегистрировано <данные изъяты> инвалидов, в том числе детей-инвалидов - <данные изъяты> человек. Из них <данные изъяты> инвалида, используют для передвижения кресло-коляску, в том числе детей-инвалидов - <данные изъяты> человек. Вместе с тем, транспортные средства МУП "М.П", используемые в целях исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией МО ГО «Усинск», не оборудованы специальными техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, которые позволяли бы гражданам с ограниченными физическими возможностями беспрепятственно пользоваться названными объектами транспорта.

В ходе настоящего судебного заседания представитель истца - помощник прокурора г. Усинска Козак Г.А. исковые требования прокурора г. Усинска уточнила. Просила исключить из числа ответчиков МУП "М.П" и обязать администрацию МО ГО «Усинск» обеспечить инвалидов, граждан с ограниченными физическими возможностями транспортным средством, отвечающим требованиям ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 16.09.1997 №307, а также ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические условия», принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.1995 №634, для осуществления перевозок пассажиров по маршрутам: «Усинск-ж/д вокзал»; «Городское кольцо»; «Малое городское кольцо»; «Усинск-Парма»; «Усинск-Аэропорт»; «Усинск-Усадор»; «Усинск-Колва»; «Усинск-Дача»; «Усинск - Усть-Уса».

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Усинск» - С.К.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора г. Усинска не признала, пояснила о том, что администрация не отказывается необходимое транспортное средство, но для этого необходимо решить вопрос с финансированием, который решится до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ МУП "М.П" переходят на полный хозрасчет.

Представитель МУП "М.П" в судебное заседание не явился по неизвестной причине. Судебная повестка, направленная по адресу: ..., вернулась в адрес Усинского городского суда с отметкой отделения почтовой связи г. Усинска «истек срок хранения».

В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», указанное обстоятельство признается волеизъявлением не явившейся стороны, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Суд, с учетом согласия участников процесса, определил: рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя МУП «Муниципальные перевозки» в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статей Конституции РФ права и свободных человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447 (ХХХ) от 1975г.), инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье. Статья 8 Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447 (ХХХ) от 1975г.) определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Требования к общественному пассажирскому транспорту предназначенному для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов предусмотрены ГОСТом Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 16.09.1997 № 307, а также ГОСТом Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов».

В судебном заседании установлено, что требования вышеуказанных нормативно-правовых актов администрация МО ГО «Усинск» не выполняет, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов инвалидов, граждан с ограниченными физическими возможностями в удовлетворении своих общественных потребностей, возможности участия в жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами, то есть неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите.

При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление прокурора г. Усинска следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», ст. 15 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, статьей 7 Конституции РФ, Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция 3447 (ХХХ) от 1975г.), суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить инвалидов, граждан с ограниченными физическими возможностями транспортным средством, отвечающим требованиям ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 16.09.1997 №307, а также ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические условия», принятого и введенного в действие Постановлением Госстандата России от 26.12.1995 №634, для осуществления перевозок пассажиров по маршрутам: «Усинск-ж/д вокзал»; «Городское кольцо»; «Малое городское кольцо»; «Усинск-Парма»; «Усинск-Аэропорт»; «Усинск-Усадор»; «Усинск-Колва»; «Усинск-Дача»; «Усинск - Усть-Уса».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента получения мотивированного решения с подачей жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Мотивированное решение составлено 05 декабря 2011

Председательствующий -                                                                           С.Б. Зайцев