Дело №2-1638/11г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Зайцева С.Б. при секретаре Ванеевой В.А. с участием помощника прокурора г. Усинска Козак Г.А. рассмотрев 05 декабря 2011 в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковым требованиям прокурора г. Усинска, поданное в защиту прав и законных интересов М (К) А.Н., к администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов М (К) А.Н., которым просит суд обязать Администрацию МО ГО «Усинск» предоставить ей, как лицу из числа детей сирот, и окончившей ГОУ НПО профессиональное училище № ..., благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади. В обоснование заявленного требования указал, что М (К) А.Н. является сиротой, мать лишена родительских прав, а сведения об отце в актовую запись о рождении ребенка внесены со слов матери. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ М (К) А.Н. находилась в ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска. ДД.ММ.ГГГГ М (К) А.Н. окончила ГОУ НПО профессиональное училище № .... В соответствии с приказом МОиВШ от ДД.ММ.ГГГГ № М (К) А.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемого по договору социального найма как гражданин из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, до настоящего времени она жильем не обеспечена. В судебном заседании помощник прокурора г. Усинска - Козак Г.А. исковые требования поддержала. Истица М (К) А.Н. в судебное заседание не явилась по неизвестным причинам. Представитель ответчика - Ш.Н.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании суду пояснила следующее. На основании Приказа МОиВШ № от ДД.ММ.ГГГГ, М (К) А.Н. принята на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК. Также, М (К) А.Н. состоит на учете в Администрации МО ГО «Усинск» из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, под №. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 5 статьи 19 главы 4 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией МО ГО «Усинск» и Агентством Республики Коми по социальному развитию заключено Соглашение №, о предоставлении субвенций бюджету муниципального образования городского округа «Усинск» на строительство, приобретение, реконструкцию жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Предметом данного соглашения является предоставление из республиканского бюджета Республики Коми в 2011 году субвенций бюджету МО ГО «Усинск» на строительство, приобретение, реконструкцию жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Согласно пункту 2.1.1. Агентство РК по социальному развитию обязуется предоставить субвенции бюджету МО ГО «Усинск». Согласно пункту 2.1.2. Агентство по социальному развитию предоставляет субвенции бюджету МО ГО «Усинск» в размере всей суммы субвенции, установленной таблицей 15 приложения 11 к Закону Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2011 год», т.е. в размере <данные изъяты> рублей и не более. При этом, согласно пункта 2.2.1. Администрация МО ГО «Усинск» обеспечивает оплату расходов на строительство, приобретение и реконструкцию жилых помещений для детей-сирот по договорам социального найма, за счет субвенций. Согласно пункту 2.2.2. обеспечение должно быть не менее одного человека. Таким образом, Администрация МО ГО «Усинск» считает, что в рамках данного соглашения, заключенного между Администрацией МО ГО «Усинск» и Агентством РК по социальному развитию обеспечения категории детей-сирот жилыми помещения по договорам социального найма возможно только в рамках выделенных субвенций, в размере <данные изъяты> рублей. Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В отзыве на исковое заявление указал, что поскольку в настоящее время учетные дела детей-сирот по Усинскому району Агентством Республики Коми по социальному развитию переданы Администрации МО ГО «Усинск» по акту № от ДД.ММ.ГГГГ, надлежащим ответчиком следует считать именно Администрацию МО ГО «Усинск». Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с положениями статей 2, 3, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» социальная защита нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), заключается в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки в виде бесплатного и внеочередного обеспечения этих лиц, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из материалов дела, Усинским городским судом Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о лишении А.Н.Н., являющейся одинокой матерью в отношении М (К) А.Н., в родительских правах (л.д. 10-11). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ М (К) А.Н. находилась в ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска (копия справки на л.д. 14). ДД.ММ.ГГГГ М (К) А.Н. окончила ГОУ НПО профессиональное училище № ... (копия диплома от ДД.ММ.ГГГГ на обороте л.д. 14) ДД.ММ.ГГГГ истица заключила брак с М.Р.С., после заключения брака сменила фамилию на «М» (копия свидетельства о заключении брака серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 9). Также, М (К) А.Н. состоит на учете в Администрации МО ГО «Усинск» из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, под № (л.д. 19). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, у истицы М (К) А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося сиротой, возникло право на получение жилого помещения вне очереди. Однако, благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры М (К) А.Н. до настоящего времени не предоставлено. В соответствии со ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 6 ст.57 ЖК РФ комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 Жилищного кодекса, то есть при предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. Анализ указанных выше норм закона в совокупности и взаимосвязи позволяет суду сделать вывод о том, что истице по действующему жилищному законодательству должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам. Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ установлено, что государственные полномочия по обеспечению этих лиц жилыми помещениями по договорам социального найма передаются органам местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с предоставлением бюджетам муниципальных образований соответствующих субвенций. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке нуждающихся в предоставлении им жилых помещений по договорам социального найма», жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления. В соответствии с Решением двенадцатой сессии второго созыва от 02.06.2005 года № 142, учетная норма площади жилого помещения предоставляемых по договорам социального найма установлена в размере 15 квадратных метров. Однако, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 положения части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» признаны не соответствующими статьям 4, 11, 17, 18, 41 Конституции Республики Коми. Соответственно, при предоставлении жилого помещении по договору социального найма жилого помещения истице, норма составляет 33 квадратных метров. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что М (К) А.Н. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республики Коми, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Усинска, поданное в защиту прав и законных интересов М (К) А.Н., к администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о предоставлении благоустроенного жилого помещения - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» предоставить М (К) А.Н. благоустроенное жилое помещение в городе Усинске Республике Коми, отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с подачей жалобы через Усинский городской суд Республики Коми. Мотивированное решение составлено 06 декабря 2011 Председательствующий - С.Б. Зайцев