Дело № 2-1415/11г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Воробьевой Е.А. при секретаре Правдюк Д.Х. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске, Республики Коми 24 ноября 2011 года гражданское дело по иску прокурора г. Усинска поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа - 1» о возложении обязанности по оборудованию объектов специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г.Усинска обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам Администрации муниципального образования городского округа «Усинск», МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа - 1», которым просил суд обязать ответчиков привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» пандус, расположенный в здании по адресу: ..., в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию МО ГО «Усинск», МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа - 1» оборудовать пандус, расположенный в здании по адресу: ..., поручнями в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования прокурор г.Усинска обосновывает тем, что прокуратурой города Усинска в ходе проверки деятельности Администрации МО ГО «Усинск», МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа - 1», расположенного по адресу: ..., установлено, что вход в указанное здание расположенное по адресу: ..., не надлежащим образом оборудован пандусом и перилами, пандус выполнен с отступлением от СНиП 35-01-2001.Наружная лестница, ведущая к входу в помещение учреждения ненадлежащим образом оборудована пандусом и перилами, обеспечивающим доступ инвалидов, в том числе пользующихся креслами-колясками (отсутствуют поручни). Согласно акта проверки, составленного совместно с инженером проектировщиком ООО «Эльстар» и ведущим специалистом Управления Архитектуры, строительства и землепользования, на объекте МАОУ ДОД «ДЮСШ-1» (здание по ...) имеется возможность выполнить работы по устройству пандуса с поручнями для маломобильных групп населения. В судебном заседании истец помощник прокурора г.Усинска Чуйков И.И. уточнил исковые требования и просил суд обязать Администрацию МО ГО «Усинск», МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа - 1» привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» пандус, расположенный в здании по адресу: ..., в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчиков оборудовать пандус, расположенный в здании по адресу: ..., в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа-1» извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил дела рассмотреть в его отсутствии, с исковыми требованиями не согласен. Представитель Администрации МО ГО «Усинск» Шакирова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящем судебном заседании уточненные исковые требования прокурора г.Усинска не признала, представила письменный мотивированный отзыв по заявленным требованиям. Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В силу статей 18, 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 09 декабря 1975г., инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его семье. Статья 8 Декларации о правах инвалидов определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Согласно указанных норм действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и помещения МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа - 1», поскольку в соответствии с Уставом МАОУ ДОД «ДЮСШ-1» предметом деятельности учреждения является осуществление и повышение мастерства занимающихся различными видами спорта и организация оздоровительного отдыха и занятости детей и подростков. Согласно п.п.... Устава МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа-1» учредителем Автономного учреждения является Администрация МО ГО «Усинск», создано в соответствии с постановлением Главы администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ №. Собственником имущества Автономного учреждения является муниципальное образование городской округ «Усинск», следовательно, предъявление исковых требований по настоящему делу, в том числе и к Администрации МО ГО «Усинск» является обоснованным. Свидетельством о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, имущество учреждения передано в оперативное управление МАОУ ДОД «ДЮСШ-1» на основании постановления Главы администрации МО ГО «Усинск» от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче в оперативное управление муниципального имущества». Согласно п.... Устава МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа-1» автономное учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении имущество, самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях, круглую печать со своим наименованием; приобретает и осуществляет имущественные и иные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством. Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001г. № 73, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил. Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001. Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05м. по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45м. для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой города зафиксировано, что вход в рассматриваемое здание не надлежащим образом оборудован пандусом и перилами, пандус выполнен с отступлением от СНиП 35-01-2001. При этом, наружная лестница, ведущая к входу в помещение учреждения, не надлежащим образом оборудована пандусом и перилами, обеспечивающим доступ инвалидов, в том числе пользующихся креслами-колясками (отсутствуют поручни). Согласно акта проверки, составленного совместно с инженером проектировщиком ООО «Эльстар» и ведущим специалистом управления Архитектуры, строительства, землепользования, на объекте МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа-1» на объекте МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа-1» (здание расположенное по адресу: ...) имеется возможность выполнить работы по устройству пандуса с поручнями для маломобильных групп населения. Путем возложения обязанности по обеспечению, беспрепятственного доступа инвалидов и граждан с ограниченными физическими возможностями к пользованию объектами социальной инфраструктуры - государство реализует установленные гарантии социальной защиты инвалидов. В связи с чем, крайне важным является установление гарантий запрета на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Неисполнение требований Федерального Закона № 181-ФЗ, в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение их прав и законных интересов в удовлетворении своих общественных потребностей, возможности участия в культурной жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами, то есть прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать. Подлежат отклонению как несостоятельные доводы представителя ответчика Администрации МО ГО «Усинск» о том, что строительство спорного объекта недвижимости было завершено до вступления в силу Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку исполнение установленной в законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства данного объекта. Названные гарантии являются конституционными, направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление прокурора г.Усинска следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39, 167, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Усинска поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа - 1» о возложении обязанности по оборудованию объектов специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа-1» привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» пандус, расположенный в здании по адресу: ..., в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск», Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа-1» оборудовать пандус, расположенный по адресу: ..., поручнями в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Усинский городской суд с даты вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий - подпись - ... Копия верна: - судья - Е.А.Воробьева ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...