о перерасчете пенсии с учетом повышенного отношения заработка



                              Дело № 2-1400/2011г.

                      

                         РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Воробьевой Е.А.,

при секретаре Правдюк Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Усинске Республики Коми 22 ноября 2011г. дело по иску Денисовой Л.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усинске Республики Коми о признании действий незаконными, перерасчете пенсии с учетом повышенного соотношения заработков 1,7, взыскании недоплаченной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

    Денисова Л.Г. обратилась в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усинске Республики Коми о признании действий незаконными, перерасчете пенсии с учетом повышенного соотношения заработков 1,7, взыскании недоплаченной пенсии, обосновывая тем, что является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ В .... истице стало известно, что неправомерными действиями ответчика при начислении пенсии ей необоснованно снижен районный коэффициент и применен 1,3 вместо 1,5, который выплачивался истице к заработной плате за весь период работы в г.Усинске Республики Коми, что подтверждается справками о заработной плате истца. С учетом указанных обстоятельств, истец просит произвести перерасчет пенсии с учетом повышенного отношения заработков за работу в районах Крайнего Севера в размере 1,7 вместо применяемого 1,4 с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать недополученную сумму пенсии в размере ... с указанного времени по день вынесения судебного решения.

В судебном заседании истица настаивает на исковых требованиях.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усинске РК, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просит отказать в удовлетворении исковых требований, предоставив письменный мотивированный отзыв по заявленным требованиям.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Денисова Л.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, которая установлена истцу в соответствии с пунктом 1.2 статьи 28 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г.

    Размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных (документов) имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (п.1 ст.17 Федерального закона от 17 декабря 2001г.№ 173-ФЗ).

Размер пенсии установлен Денисовой Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, имеющихся в распоряжении ответчика, а именно: трудовой книжки истца, уточняющих справок, выписки из индивидуального лицевого счета истца. При установлении размера пенсии в соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу произведена конвертация (преобразование) трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ с учетом применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4 как лицу, проживающему на 31.12.2001г. на территории района Крайнего Севера (г.Усинск Республика Коми) с централизованно установленным районным коэффициентом для непроизводственных отраслей - 1,3. При этом средний заработок взят за ....

Согласно ст.39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.

    В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячной заработной платы застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере: не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

    В соответствии с разъяснением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003г. № 3 «О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 22 от 22.04.2003г., повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9, предусмотренное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г.№ 173-ФЗ, применяется (независимо от вида пенсии):

- для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для лиц, независимо от места их жительства - мужчин, достигших возраста 55 лет, если они по состоянию на 1 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Аналогичные положения содержаться в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

    При этом, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные п.2 ст.30 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г., то есть за .... либо за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В состав заработка, приходящегося на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца. Размер начисленного районного коэффициента принимается для определения повышенного отношения заработков, если этот коэффициент установлен централизованно.

    В соответствии с вышеуказанным законом максимальный размер данного отношения по Усинскому району составляет 1,4.

    Статья 30 Закона РФ Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с учетом внесенных изменений и дополнений)также предусматривает определение размера пенсий с применением соответствующего районного коэффициента для граждан, проживающих в районах, где к заработной плате установлен районный коэффициент. Статья 10 вышеуказанного Закона устанавливает порядок выплаты и установления размеров районных коэффициентов.

Из разъяснения, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 01.06.1999г. №11 «О порядке применения ст.112 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» и статей 30, 31 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», зарегистрированного в МЮ РФ 25.06.1999 года № 1815, следует, что при установлении пенсии подлежит учету единый районный коэффициент для всех производственных и непроизводственных отраслей. Применение отраслевых районных коэффициентов приведенные выше законы и нормативный акт не предусматривают.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. № 380/П-18 установлен районный коэффициент 1,3 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Республике Коми. В частности, в городе Усинске (до 1975 года поселок Усинск входил в состав Печорского района Коми АССР - Указ Президиума ВС РСФСР от 21.02.1975), он равен 1,3.

    При этом, на территориях, на которых в результате изменения административно - территориального деления Республики Коми созданы новые районы, продолжают действовать ранее принятые для этих территорий районные коэффициенты. Поскольку Усинский район образован из территории Печорского района, в котором согласно названному постановлению применяется районный коэффициент 1,3, следовательно, в Усинском районе действует этот же районный коэффициент.

Районные коэффициенты, введенные Постановлением Государственного Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. № 316/22, устанавливающие к заработной плате всех рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР (включая работников обслуживающих предприятий, организаций и учреждений) районный коэффициент 1,5 для работников непроизводственной сферы и 1,6 для производственных отраслей не являются единым районным коэффициентом, о котором указано в ст.10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», так как устанавливался лишь для определенной категории рабочих и служащих нефтяной и газовой отраслей, то есть являлись отраслевыми коэффициентами.

В соответствии со ст.10 вышеназванного Закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый районный коэффициент к заработной плате для всех производственных и непроизводственных отраслей. При этом данный районный коэффициент и порядок его выплаты, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства РФ.

Поскольку до настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится и приведенное выше Постановление Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г., на основании которого, в целях пенсионного обеспечения, применяется районный коэффициент, установленный в централизованном порядке для непроизводственной сферы, который составляет для г.Усинска - 1,3.

    Также в рассматриваемой ситуации подлежит применению п. 55 постановления Совета Министров РСФСР от 20.03.1991 № 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 884), в соответствии с которым в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсии и пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.

    Кроме того, в Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995 для использования в практической работе представлены сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. В соответствии с данным документом установлены районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,3: Республика Коми - Ижемский, Печорский, Троицко-Печорский, Усть-Цилемский, Удорский районы, города Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты, Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты, Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты, Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты, Печора и подчиненные его администрации населенные пункты.

    Довод истицы, что ее работа с ... по настоящее время протекает в г.Усинске Республики Коми на предприятиях ОАО «Коминефть» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» где к заработной плате выплачивался районный коэффициент 1,5, установленный для г.Усинска Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998г. № 232 «Об упорядочении применения районных коэффициентов на территории Республики Коми» суд считает несостоятельными, в силу следующего.

    В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было предоставлено право устанавливать повышенные размеры районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а также за счет местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти.

    Таким образом, районный коэффициент в размере 1,5 установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не является единым районным коэффициентом, который устанавливается в централизованном порядке(органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти)к заработной плате работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о котором указано в ст. 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

    При определении размеров гарантированных государством пенсий и пособий и их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате работников непроизводственных отраслей, установленные на федеральном уровне. Каких-либо исключений о возможности исчисления пенсий с учетом иного размера районных коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей, в рассмотренных нормативных правовых актах не содержится.

    Ссылка истицы на постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1971г. № 316/22 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах по освоению и обустройству нефтяных и газовых месторождений в северных районах Коми АССР» является несостоятельной, поскольку указанный документ касается коэффициентов к заработной плате, установленных в повышенных размерах в виде исключения для работников отдельной отрасли и для отдельных территорий, расходы на которые осуществляются в пределах фонда заработной платы за счет средств предприятий и организаций.

    Ссылка истца на решение Октябрьского районного суда г.Самары, которым удовлетворены требования, аналогичные требованиям заявленным истицей, необоснованна, поскольку не имеет правового значения для данного дела.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженное в его определении от 21.12.2006г. №577-О, федеральный законодатель установил в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок назначения, выплаты и правила перерасчета трудовых пенсий.

В соответствии со ст.20 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения при условии одновременного предоставления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

    Судом установлено, что после установления размера трудовой пенсии по старости и достижении возраста, заявление Денисовой Л.Г. о перерасчете размера пенсии с предоставлением всех необходимых документов к ответчику не поступало, и не зарегистрировано.

С учетом указанных нормативно-правовых актов, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что законных оснований для применения Денисовой Л.Г. районного коэффициента в размере 1,5, ни в момент назначения ей пенсии ДД.ММ.ГГГГ, ни в настоящее время, не установлено. Действия ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.Усинске Республики Коми применившего истице районный коэффициент для непроизводственных отраслей - 1,3, при определении отношения среднемесячного заработка к средней зарплате по РФ в размере 1,4 являются законными и обоснованными. Поскольку ответчиком ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г.Усинске Республики Коми не допущено действий, нарушающих права истицы на получение пенсии в установленном законом размере, основания для удовлетворения исковых требований о перерасчете пенсии с учетом повышенного соотношения заработков 1,7, взыскании недоплаченной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Денисовой Л.Г. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Усинске Республики Коми о признании действий незаконными, перерасчете пенсии с учетом повышенного соотношения заработков 1,7, взыскании недоплаченной пенсии, отказать.

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Усинский городской суд с даты вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись -                                  

...

Копия верна: - судья -                              Е.А.Воробьева

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...