ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Усинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Беляевой И.А. при секретаре Ванеевой В.А. с участием: представителя Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры помощника прокурора г.Усинска ЧИИ, действующего на основании поручения № представителя Усинского городского комитета по охране окружающей среды НТИ, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ представителя ООО «<данные изъяты>» КАИ, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми 09 декабря 2011г. гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, У С Т А Н О В И Л : Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО «<данные изъяты> в ходе которой были выявлены нарушения требований федерального законодательства «Об охране окружающей среды» и водного законодательства. Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Усинский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к ответчику ООО «<данные изъяты>», которым просил суд: Заявленные требования Печорский межрайонный природоохранный прокурор мотивировал тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Республики Коми по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Усинского городского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми проведена выездная плановая проверка деятельности предприятия ООО «<данные изъяты>» по соблюдению обязательных требований законодательства в области использования и охраны водных объектов, в ходе которой были выявлены нарушения требований федерального законодательства «Об охране окружающей среды» и водного законодательства. Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является производство и реализация сельскохозяйственной продукции. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ предприятию ООО «<данные изъяты>» было выдано предписание №-уси-вк об устранении выявленных нарушений законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, в котором предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения. ООО «<данные изъяты>» в установленный законом срок не выполнило пункты предписания №-уси-вк от ДД.ММ.ГГГГ по устранению выявленных нарушений, а именно: до ДД.ММ.ГГГГ не осуществлена зачистка береговой линии временного водотока от отходов в районе убойного пункта; не оборудованы герметичные контейнеры для раздельного сбора отходов производства и потребления с последующим вывозом на санкционированные места переработки и утилизации; на территории убойного пункта не организовано санкционированное сжигание отходов убоя оленей (крематор). Постановлением Пармского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ по факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. В настоящем судебном заседании представитель Печорской природоохранной межрайонной прокуратуры ЧИИ отказался от исковых требований в части обязания ООО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать герметичные контейнеры для раздельного сбора отходов производства и потребления, в связи с добровольным разрешением данного требования (л.д. 34,35), отказ от исковых требований в части занесен в протокол судебного заседания и подписан представителем истца. Судом представителю истца были разъяснены последствия отказа от исковых требований в части, что также занесено в протокол судебного заседания. В остальной части представитель Печорской межрайонной природоохранной прокуратуры уточнил исковые требования, а именно просил суд: 1) признать незаконным, противоречащим законодательству бездействие ООО «<данные изъяты>» по непринятию мер к устранению нарушений федерального законодательства, в части: не осуществления зачистки береговой линии временного водотока от отходов; не оборудования герметичных контейнеров для раздельного сбора отходов производства и потребления; отсутствия организации на территории убойного пункта утилизации отходов убоя оленей; 2) обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить зачистку береговой линии временного водотока от отходов в районе убойного пункта (м.<данные изъяты>); 3) обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию биологических отходов от убоя оленей в соответствии с нормами ветеринарно - санитарного законодательства. Заявленные исковые требования, обосновывал доводами, изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика КАИ, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований Печорского природоохранного межрайонного прокурора. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» приобретены и установлены контейнеры для раздельного сбора отходов производства и потребления. ДД.ММ.ГГГГ Министерство национальной политики Республики Коми принято решение о выделении ООО «<данные изъяты>» суммы в размере <данные изъяты> руб., в том числе, на приобретение крематора. ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключил с ООО ГК «<данные изъяты>» договор поставки № крематора АМТД - 500 и платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ оплатил поставщику стоимость крематора в размере <данные изъяты> Представитель третьего лица Усинского городского комитета по охране окружающей среды НТИ, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ поддержала уточненные исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в полном объеме, суду подтвердила установку на территории убойного пункта ООО «<данные изъяты>» контейнеров для раздельного сбора отходов производства и потребления. Суд, заслушав пояснения участников процессов, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных Печорским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономичёских и социальных факторов. В соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Согласно ч. 2 ст. 16 указанного федерального закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе: размещение отходов производства и потребления. В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности предприятия ООО «Северный» является производство и реализация сельскохозяйственной продукции, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции. В соответствии со ст. 42 ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В материалах дела на л.д. 7 имеется акт проверки №-уси - вк от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ... м.Возей - Шор на основании приказа Минприроды Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № - ГК, приказа Усинского комитета по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ №-гк была проведена плановая, выездная проверка в отношении ООО «Северный». В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано в ИФНС России по г.Усинску, основными видами деятельности предприятия являются производство и реализация сельскохозяйственной продукции, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, обеспечение продовольственными и промышленными товарами. Убойный пункт оленей находится в м.Возей - Шор, в районе п.Верхнеколвинск, Республики Коми. Убойный пункт оленей расположен в 50м от береговой линии озера «2озера» и в 5 метрах от временного водотока - ручья. В северной части земельного участка под убойный пункт временный водоток совмещается с озером. На рельефе местности прилегающей территории к убойному пункту, у береговой линии временного водотока повсеместно свалены бытовой мусор, отходы жизнедеятельности и от убоя оленей. В результате проверки выявлено нарушение требований в области охраны водных объектов, так убойный пункт оленей расположен в 50м. от береговой линии озера «2озера» и в 5м. от временного водотока - ручья. В северной части земельного участка временный водоток совмещается с озером, на рельефе местности прилегающей территории к убойному пункту, у береговой линии временного водотока повсеместно свалены бытовой мусор, отходы жизнедеятельности и от убоя оленей, содержит признаки нарушения квалифицированного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, статьи 65 Водного Кодекса РФ № 74 - ФЗ. Статьей 11 Федерального закона «0б отходах производства и потребления» предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. На л.д. 8 находится предписание № №, выданное ООО «<данные изъяты>» Усинским городским комитетом по охране окружающей среды. ООО «<данные изъяты>» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести зачистку береговой лини временного водотока в районе убойного пункта (м.Возей - Шор, р-н п.Верхнеколвинск»; оборудовать герметичные контейнеры для раздельного сбора отходов производства и потребления с последующим вывозом на санкционированные мета переработки и утилизации. На территории убойного пункта организовать санкционированное сжигание отходов убоя оленей, назначить лицо ответственное за проведение производственного экологического контроля. Согласно ст. 22 Федерального закона «0 санитарноэпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 3 предписания, предприятию 000 «<данные изъяты>» предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории убойного пункта санкционированное сжигание отходов убоя оленей. В соответствии со ст. 18 ФЗ «0 ветеринарии», владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. Согласно п. 1.5 ветеринарносанитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхоэпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ №, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарносанитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоронения производят в специально отведенных местах. Пунктом 1.7.3. Правил определено, что в зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями. При этом запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота. В связи с тем, что ООО «<данные изъяты>» в установленный срок - до ДД.ММ.ГГГГ не устранил, указанные в предписании № - уси - вк от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «<данные изъяты>» был составлен протокол № об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КРФоАП, который был передан на рассмотрение мировому судье Пармского судебного участка ... и постановлением мирового судьи Пармского судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» назначено административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КРФоАП, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины суд считает необходимым взыскать с ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст,ст.11, 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 103, 173, 198 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» об обязании устранить нарушения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды - удовлетворить. Признать незаконным, противоречащим законодательству бездействие ООО «<данные изъяты>» по непринятию мер к устранению нарушений федерального законодательства, в части: не осуществления зачистки береговой линии временного водотока от отходов; не оборудования герметичных контейнеров для раздельного сбора отходов производства и потребления; отсутствия организации на территории убойного пункта утилизации отходов убоя оленей. Обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить зачистку береговой линии временного водотока от отходов в районе убойного пункта (м.Возей -Шор, район ...) Обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию биологических отходов от убоя оленей в соответствии с нормами ветеринарно - санитарного законодательства. Взыскать с ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход Муниципального образования городского округа «Усинск» в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течении 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2011 года. Председательствующий: И.А. Беляева