о взыскании заработной платы и оплачеваемого отпуска



                                                                                                  Дело № 2-1024/2012

                                                         

       Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                  

Усинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи                                                   Кашина Н.А.,

при секретаре                                                                                Сибагатулиной В.Р.,

05 июля 2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Ветошкина А.Ю. к Усинскому региональному Управлению Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Энергосети» о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск,

У С Т А Н О В И Л:

Ветошкин А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Усинскому региональному Управлению Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Энергосети» (РУ ООО «Лукойл-Энергосети») о взыскании с Общества денежной компенсации за неиспользованные им дополнительные отпуска за период его работы в организации с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в количестве 24 дней, а именно: за период работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. -12 дней; за период работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. -12 дней. В заявлении истец указал, что за указанные периоды работы ему оплачивались дополнительные отпуска в количестве 12 дней закаждый год работы соответственно, вместо 24 дней, предусмотренных ч.5 ст.302 ТК РФ. На основании этой статьи, работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего вера- 24 календарных дня; в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 16 календарных дней.

В судебное заседание истец не явился, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.). В обоснование своих доводов представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам гражданского дела (л.д.).

Ответчик представил мотивированный отзыв на исковое заявление (л.д.), в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований Ветошкина А.Ю. в полном объеме в связи пропуском без уважительной причины трехмесячного срока за разрешением индивидуального трудового спора. Кроме того, ответчик указывает, что истец не учел, что работникам, выезжающим для выполнения работ в районы Крайнего Севера из других районов, подсчет стажа работы производится исходя из календарных дней вахты и фактических дней нахождения в пути, предусмотренных графиками работ. Дополнительный отпуск в этом случае предоставляется пропорционально отработанному времени, проработанному в соответствующих условиях, следовательно, право работника работодателем не нарушалось.

Представитель ответчика Порфирьев А.А., действующий на основании доверенности (л.д.), в судебном заседании поддержал ходатайство о применении последствий пропуска истцом без уважительной причины срока обращения в суд за разрешением индивидуального спора, а также доводы и возражения, изложенные в отзыве на исковое заявление, в полном объеме.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом без уважительной причины срока обращения в суд за разрешением индивидуального спора.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратится в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении в течении месяца со дня вручения ему трудовой книжки.

Согласно приказу о приеме на работу лсДД.ММ.ГГГГВетошкин А.Ю. был принят на работу <данные изъяты> в Усинское региональное управление ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ» ... (л.д.42).

Согласно приказу о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГВетошкин А.Ю. уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании личного заявления в соответствии с п. 3 ст.77 ТК РФ (л.д.).

Факт ознакомления с приказом о расторжении трудового договора подтверждается подписью Ветошкин А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Исковое заявление в Усинский городской суд было направлено истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ Из этого следует, что истец пропустил трехмесячный срок обращения в суд на 5 месяцев.

Ознакомившись с отзывом ответчика на исковое заявление, в котором ответчик указывает на пропуск истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, истец в представленных суду письменных пояснениях какие-либо возражения по данному заявлению ответчика не представил и об уважительности причины пропуска срока и о его восстановлении не заявил.

Таким образом, каких-либо обстоятельств, препятствовавших истцу своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора - его болезнь, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжело больными членами семьи и др., судом не установлены.

В соответствии с ч.6 ст.152 ГПК РФ установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, у суда имеется достаточно оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований Ветошкина А.Ю. в связи с пропуском срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Кроме того, доводы истца, изложенные в исковом заявлении и в письменных пояснениях, суд считает основанными на неверном толковании положений ст. 302 ТК РФ.

В соответствие со ст. 297 Трудового кодекса РФ, вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Согласно статье 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых, работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Согласно ст. 115 ТК РФ продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.

Статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера, из других районов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 календарных дня в порядке и на условиях, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в указанных местностях (часть пятая), при этом в стаж работы, дающий право работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, на соответствующие гарантии и компенсации, включаются календарные дни вахты в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте (часть шестая).

Из смысла указанной правовой нормы следует, что предоставление дополнительного трудового отпуска работникам в связи с их выездом для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, связано с необходимостью дифференциации степени социальной защищенности работников в зависимости от степени воздействия на них экстремальных природно-климатических факторов, поскольку такое воздействие на работников, не постоянно проживающих в указанных районах, меньше, нежели на работников, проживающих в неблагоприятной климатической среде постоянно, и зависит от специального стажа работы в указанных местностях.

Таким образом, работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера из других районов, подсчет стажа работы следует производить исходя из календарных дней вахты и фактических дней нахождения в пути, предусмотренных графиками работы. Дополнительный отпуск в этом случае предоставляется пропорционально времени, проработанному в соответствующих условиях.

Конституционный суд РФ в Определении от 21.10.2008 года № 493-0-0 указал, что дифференциация правового регулирования, установленная ст. 302 ТК РФ, осуществлена в пределах компетенции, предоставленной федеральному законодателю, основана на объективных критериях, учитывающих степень неблагоприятного воздействия на организм человека экстремальных природно-климатических факторов.

Указанная позиция законодателя и Конституционного суда РФ основана на том, что дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предназначен для того, чтобы компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов (климатических условий, природной среды и др.).Работники, работающие в указанных районах вахтовым методом, испытывают воздействие неблагоприятных факторов только в период пребывания в этих районах, то есть в период рабочих вахт, что составляет только шесть месяцев в календарном году, а не весь год как работники, работающие и постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Поэтому и размер компенсирования влияния неблагоприятных факторов работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методам не может быть равным по отношению к размеру, установленному работникам, постоянно работающим и проживающим в этих районах.

Согласно приказу о приеме на работу ДД.ММ.ГГГГ годаВетошкин А.Ю. принят на работу постоянно, вахтовым методом работы, с суммированным учетом рабочего времени.

Ветошкин А.Ю. постоянно проживал в городе ..., который не относится к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям. Следовательно, в период работы его работы в организации с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. вахтовым методом работы, Ветошкин А.Ю. имел статус выезжающего для работы в районы Крайнего Севера.

Из представленных в материалы дела документов следует, что продолжительность рабочей и отдыхающей вахты Ветошкина А.Ю. была установлена в размере 15 дней соответственно.

Таким образом, в течение года Ветошкин А.Ю. находился в районе Крайнего Севера и работал на вахтах только половину времени, то есть 6 (шесть) месяцев в году. Следовательно, если ежегодный дополнительный отпуск составляет 24 календарных дня, то для его получения Ветошкин А.Ю. должен был отработать на вахтах 12 месяцев, что соответствует 2 (двум) рабочим годам.

Поскольку Ветошкину А.Ю. отпуск предоставлялся ежегодно, то дополнительный отпуск за работу в районе Крайнего Севера при предоставлении ежегодного отпуска составлял 12 календарных дней, то есть за календарные дни вахты (24 календарных дня : на 12 месяцев х на 6 месяцев работы).

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска Ветошкина А.Ю. составляла40 календарных дней: 28 календарных дней (основной отпуск) + 12 календарных дней (дополнительный отпуск за работу в районе Крайнего Севера). Кроме того, предоставлялись дополнительные дни отпуска за работу во вредных условиях труда согласно коллективному договору.

Согласно представленной ответчиком справки за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен отпуск 43 календарных дня (основной отпуск 28 дней, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за фактически отработанные смены в этих условиях 8 дней, за работу во вредных условиях труда согласно коллективному договору 7 дней; за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 43 календарных дня, из которых - 39 использованы работником согласно личных заявлений, остаток 4 календарных дня (основной отпуск 28 дней, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за фактически отработанные смены в этих условиях 12 дней, за работу во вредных условиях труда согласно коллективному договору 3 дней; за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основной отпуск 4,6 дней, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за фактически отработанные смены в этих условиях 2 дня, за работу во вредных условиях труда согласно коллективному договору 0,1 дней. На дату увольнения ДД.ММ.ГГГГ выплачена компенсация за неиспользованные 11 календарных дней.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районе Крайнего Севера в период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ год предоставлялся работодателем в соответствие с порядком и на условиях, определенных трудовым законодательством. За неиспользованный на момент увольнения отпуск ответчиком произведена предусмотренная законом компенсация, следовательно, требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за неиспользованный им отпуск за период его работы в организации с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в количестве 24 дней, а именно: за период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. -12 дней; за период работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. -12 дней являются необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.115, 139, 180, 297, 302, 318 ТК РФ, ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ветошкина А.Ю. к Усинскому региональному Управлению Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Энергосети» о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск отказать в связи с пропуском истцом без уважительной причины срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора и необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Усинский городской суд Республики Коми.

Председательствующий     -                                                           Н.А.Кашин