о перерасчете и взыскании недополученной заработной платы, взыскании денежной компенсации от невыплаченных в срок сумм,



Дело №2-992/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Беляевой И.А.,

при секретаре Усаниной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске ДД.ММ.ГГГГ

гражданское дело по исковым требованиям Семеновой Н.Д. к Муниципальному учреждению «Усинская центральная районная больница», Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» о перерасчете и взыскании недополученной заработной платы, взыскании денежной компенсации от невыплаченных в срок сумм,

У С Т А Н О В И Л:

Истица состоит в трудовых отношениях с ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам о перерасчете и взыскании недополученной заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, денежной компенсации от невыплаченных в срок сумм в соответствие со ст. 236 ТК РФ. В обоснование заявленных требований указывает, что ее должностной оклад в настоящее время составляет размер ... руб. Полагает, что работодатель неправомерно производил начисление ей заработной платы в оспариваемый период, поскольку при установлении тарифных ставок (должностных окладов) за основу первого разряда должен был быть принят размер МРОТ с 01 сентября 2007г. в размере не ниже 2 300руб., с 01 января 2009г. не ниже 4 330 руб., с последующим применением к данной тарифной ставке тарифных коэффициентов соотносительно занимаемым должностям (должностному окладу), выплат стимулирующего и компенсационного характера и с учетом того, выполняется в РКС - с районным коэффициентом и северной надбавкой.

Истица в исковом заявлении просила суд рассмотреть заявленные требования в свое отсутствие.

Ответчики Муниципальное учреждение «Усинская центральная районная больница» и Администрация МО ГО «Усинск», третье лицо ФОМС Республики Коми просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, заявленные требования не признали в полном объеме. Кроме того, ответчик МУ «Усинская ЦРБ» заявил ходатайство об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований в связи с пропуском срока обращения в суд по индивидуальному трудовому спору в соответствие со ст. 392 ТК РФ.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истицы, ответчиков и третьего лица.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе заявленных истицей требований в полном объеме. К указанным выводам суд приходит на основании следующего.

В соответствие со ст. 392 Трудового Кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных настоящей статьей, они могут быть восстановлены судом.

Из материалов дела следует, что истице ежемесячно выдавались расчетные листки, в которых указан состав заработной платы и ее размер. Заработная плата регулярно выплачивалась истице. С учетом срока и порядка выплаты заработной платы и даты подачи иска в суд ДД.ММ.ГГГГ, требование о взыскании задолженности по заработной плате за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявлено истицей с попуском установленного ст. 392 ТК РФ трехмесячного срока. Истицей не предоставлено доказательств в обоснование уважительности причин пропуска ею срока по обращению с указанными исковыми требованиями в суд. Изложенное является основанием для удовлетворения заявленного ответчиком МУ «Усинская ЦРБ» ходатайства об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований за указанный период в связи с пропуском срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

При рассмотрении заявленного спора по существу суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно названной статьи, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад ( должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса, РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерация» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), и также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учетом вышеприведенных норм закона трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Из материалов дела следует, что совокупный размер месячной заработной платы истицы, включая должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, за спорный период не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истицы при выплате ей заработной платы за данный период ответчиками не допущено.

Исходя из вышеизложенного, исковые требования истицы о перерасчете и взыскании недоначисленных сумм заработной платы, денежной компенсации от невыплаченных в срок сумм удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 392 ТК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Семеновой Н.Д. к Муниципальному учреждению «Усинская центральная районная больница», Администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» о перерасчете и взыскании недополученной заработной платы, взыскании денежной компенсации от невыплаченных в срок сумм - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий:

И.А.Беляева.