Дело № 2-460/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми
в составе: председательствующего судьи Зайцева С.Б.
при секретаре Корневой Л.Г.
с участием: помощника прокурора г. Усинска Козак Г.А.
рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ в открытом судебном заседании в г. Усинске, Республики Коми гражданское дело по иску прокурора г. Усинска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к территориальному органу администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» - администрация села Мутный Материк, Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о возложении обязанности по созданию объектов размещения отходов в границах административного подчинения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Усинска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к территориальному органу администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» - администрация села Мутный Материк (далее по тексту ТО АМОГО «Усинск» -администрация с. Мутный Материк), Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» (далее по тексту АМОГО «Усинск») о возложении обязанности по созданию объектов размещения отходов в границах административного подчинения ТО АМОГО «Усинск» -администрация с. Мутный Материк, указывая в обоснование своих требований, что несоблюдение ответчиками требований природоохранного законодательства может повлечь наступление необратимых последствий для окружающей природной среды вследствие вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В настоящем судебном заседании представитель истца - помощник прокурора г. Усинска Козак Г.А. исковые требования прокурора г. Усинска поддержала в полном объеме
Представитель ответчика АМОГО «Усинск» Б, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора г. Усинска признала в полном объеме, суду пояснила о том, что в соответствии с законодательством о местном самоуправлении обязанность организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возложена на АМОГО «Усинск». Градостроительный план предусматривает места расположения ТБО. Необходимо провести межевание, разработать проект, получить заключение Минприроды, только после этого будет возможна организация свалки. Просила учесть, что проект по свалке делается около года, расходы необходимо заложить в бюджет, в связи с чем считает, что выполнить изложенные прокурором требования возможно будет к ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Н, <данные изъяты> Усинского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, действующая на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала требования прокурора, пояснив, что ввод в эксплуатацию свалки может быть произведен весной или осенью. В зимнее время это невозможно. Предложенный срок до ДД.ММ.ГГГГ достаточен для данных работ.
Представитель третьего лица М, <данные изъяты> Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал требования прокурора. Суду пояснил, что полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами сельских поселений к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 15 Закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу названных норм администрации сельских поселений, с одной стороны, как юридические лица выступают субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования. По данным ТО Роспотребнадзора на территории с. Усть-Уса санкционированных объектов размещения отходов не имеется. Срок для исполнения оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика ТО АМОГО «Усинск» - администрация с. Мутный Материк, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление о вручении судебной повестки, в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения истца, представителей АМОГО «Усинск», Усинского комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Усинске, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в редакции от 29.12.2010) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из преамбулы Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В ст. 4 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, дегенерации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с нормами ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.02г. «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с ч. 7 вышеуказанной статьи запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время на территории, относящейся к ведению ТО АМОГО «Усинск» - администрации с. Мутный Материк санкционированных объектов размещения отходов не имеется, вывоз отходов осуществляется на земельные участки не предусмотренные для указанных целей. Бездействием ответчиков нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку несоблюдение требований природоохранного законодательства может повлечь наступление необратимых последствий для окружающей природной среды вследствие вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление прокурора г. Усинска следует считать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-Ф3, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования прокурора города Усинска, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к территориальному органу администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» - администрация села Мутный Материк, Администрации муниципального образования городского округа «Усинск» о возложении обязанности по созданию объектов размещения отходов в границах административного подчинения,
Обязать территориальный орган администрации Муниципального образования городского округа «Усинск» - администрация села Мутный Материк, Администрацию муниципального образования городского округа «Усинск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать объекты размещения отходов в границах административного подчинения территориального органа администрации МО ГО «Усинск» - администрации с. Мутный Материк.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с подачей жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий - С.Б. Зайцев