нарушение требований промышленной безопасности



                                                                                                                     Дело № 5-18/2012

Постановление

г. Усинск                                              23 марта 2012 года

Судья Усинского городского суда Республики Коми Попов Д.А.,

при секретаре Немцовой Т.С.,

представителей Усинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора: П,С, А,

с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»: А, П, К, Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

Установил:

Главным государственным инспектором Усинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора П ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение распоряжения и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора У от ДД.ММ.ГГГГ , проведена внеплановая выездная проверка по факту соблюдения ООО «<данные изъяты>» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов <данные изъяты> месторождения. В ходе проведения мероприятия установлено, что ООО «<данные изъяты>» нарушены требования: Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ-08-624-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 56; Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Положения об организации и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007), утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.07.2007 № 37; Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263; Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 80; Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»; Инструкции по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте (РД 08-435-02), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 № 14; ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

  1. График контроля воздушной среды объектов на ДД.ММ.ГГГГ год предусматривает замеры только два раза в месяц (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ числа каждого месяца), место замеров не указано. График не соответствует «Схеме отбора проб воздушной среды». Замеры в закрытых помещениях, в том числе ГЗПУ куста , на кусте скважин и отдельных разведочных скважинах не проводятся (нарушены: п. 3.5.1.4 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ-08-624-03); ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  2. Объекты обустройства не оборудованы приборами контроля загазованности и сигнализации, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин. По проекту обустройства <данные изъяты> нефтяного месторождения для пробной эксплуатации предусмотрено оборудование датчиками загазованности и сигнализации нефтегазового сепаратора, насосной и т.д. (нарушены: п. 3.5.4.2 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ-08-624-03); ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  3. Руководители и члены аттестационной комиссии ООО «<данные изъяты>», созданной приказом от ДД.ММ.ГГГГ , не аттестованы в Ростехнадзоре (нарушен п. 20 Положения об организации и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007);
  4. Приказом по ООО «<данные изъяты>» не назначено лицо, ответственное за осуществление производственного контроля. Не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на <данные изъяты> месторождении: не назначено лицо, ответственное за осуществление производственного контроля; не разработан план работы по осуществлению производственного контроля на 2012 год; не проводятся комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности (отсутствуют журналы и графики контроля за 2010-2011 года) (нарушены: пункты 4, 7, 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263; ч. 1 ст. 9, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  5. Отсутствуют паспорта на внутрипромысловые трубопроводы <данные изъяты> месторождения и межпромысловый нефтепровод <данные изъяты> (нарушены: п. 9.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 80; ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  6. Не осуществляется контроль за состоянием технологических трубопроводов с записью результатов в эксплуатационном журнале (нарушены: п. 9.2.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 № 80; ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  7. На <данные изъяты> месторождении отсутствует Положение о порядке расследования причин инцидентов и их учета на опасных производственных объектах и журнал их учета (нарушена ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  8. Не проводится учет инцидентов на опасных производственных объектах <данные изъяты> «<данные изъяты>», кроме инцидентов на трубопроводах, анализ причин их возникновения, а также принятие мер по устранению указанных причин и профилактике подобных опасных происшествий, не предоставляется информация в Усинский территориальный отдел Печорского управления Ростехнадзора, кроме инцидентов на трубопроводах (нарушены ч. 1 ст. 9 и ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  9. Технологическая схема и оперативная часть плана ликвидации аварийных ситуаций бригады <данные изъяты> «<данные изъяты>», утвержденная ДД.ММ.ГГГГ, в связи с вводом опасных производственных объектов <данные изъяты> месторождения, не соответствует действительности и требует переработки (нарушены: п.п. 1.2.5, 3.5.4.6, 3.5.4.7 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ-08-624-03); ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  10. Не разработаны технические регламенты на эксплуатацию внутрипромысловых трубопроводов <данные изъяты> месторождения и межпромысловый нефтепровод <данные изъяты> (нарушены: п.п. 3.1.12, 1.2.5, 3.5.4.6, 3.5.4.7 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ-08-624-03); ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  11. На <данные изъяты> месторождении, где эксплуатируется <данные изъяты> скважин, система промысловых трубопроводов, ДНС и нефтепровод ДНС <данные изъяты> на которых добывается и транспортируется около <данные изъяты> тысяч тонн нефти в год, не разработан план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Данный план разработан только для вывоза нефти автомобильным транспортом из <данные изъяты> разведочных скважин в зимний период (нарушены: п. 6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»; ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  12. Не разработано Положение о порядке организации одновременного ведения работ по бурению, освоению, вскрытию дополнительных продуктивных отложений, эксплуатации и ремонту скважин на кустовой площадке (нарушен п. 3.6 Инструкции по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте (РД 08-435-02), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.03.2002 № 14);
  13. Эксплуатация опасных производственных объектов: ДНС «<данные изъяты>», нефтепровод ДНС <данные изъяты>», обустройство куста и скважин №, осуществляется без разрешения на ввод в эксплуатацию (нарушены: ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 55 Градостроительного кодекса РФ);
  14. Эксплуатация опасных производственных объектов: ДНС «<данные изъяты>», нефтепровод ДНС <данные изъяты>», куста и скважин №, ведется без регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (нарушена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  15. Эксплуатация опасных производственных объектов: ДНС «<данные изъяты>», нефтепровод <данные изъяты>», куста и скважин № ведется без страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (нарушена ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
  16. Не составлена Инструкция по безопасной эксплуатации факельной системы на <данные изъяты> месторождении (нарушен п. 3.7.5.1 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ-08-624-03).

По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении направлено в Усинский городской суд РК на рассмотрение по подведомственности.

Представители ООО «<данные изъяты>» вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, признали частично. Представитель ООО «<данные изъяты>» А суду пояснил, что нарушения, указанные в акте проверке под пунктами №№ 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 15, 16, в настоящее время устранены. Нарушения, указанного в пункте № 7, ООО «<данные изъяты>», не допущено. Нарушения под пунктами №№ 2, 11, 13, 14 устранены частично, в настоящее время принимаются меры для их полного устранения. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на обстоятельства реальности угрозы причинения вреда либо вред, причиненный охраняемым общественным правоотношениям и то, чем это подтверждается. Данный протокол об административном правонарушении не может являться доказательством по делу, поскольку составлен на основании незаконно проведенной внеплановой проверки, поскольку жалоба гражданина М о наличии угрозы жизни и здоровью людей, не позволяет установить лицо, обратившееся в Печорское управление Ростехнадзора, так как тот электронный адрес, который указан в жалобе, не существует, а почтовый адрес не указан. В материалах дела отсутствует ответ Ростехнадзора на данную жалобу. То есть, проверка проведена в нарушение требований законодательства о защите прав юридических лиц по анонимному сообщению. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении необоснованной проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Главный государственный инспектор Усинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора П в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что перечисленные выше нарушения были выявлены им в результате проведения, во исполнение распоряжения и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора У от ДД.ММ.ГГГГ , внеплановой проверки соблюдения требований промышленной безопасности ООО «<данные изъяты>» при производстве работ на опасных производственных объектах <данные изъяты> месторождения, о чем составлен соответствующий акт. В настоящее время ООО «<данные изъяты>» выявленные в ходе проверки нарушения частично устранены, а именно нарушения, указанные в акте проверки под пунктами №№ 5, 6, 8, 9, 10, 15, 16, устранены полностью; нарушения под пунктами №№ 1, 7, 12 устранены не в полном объеме, нарушения под пунктами №№ 2, 3, 4, 11, 13, 14 не устранены.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ начальник Усинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора С пояснил, что нарушения, указанные в пунктах №№ 1, 7, фактически в настоящее время устранены.

Исследовав представленные материалы, суд считает, что вина ООО «<данные изъяты>» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ проверки требований промышленной безопасности, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, в том числе, о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. Внеплановая выездная проверка может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой выездной проверки ООО «<данные изъяты>» явилась жалоба гражданина М о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, выразившейся в выделении сероводорода, являющегося нервнопаралитическим ядом остронаправленного действия 2 класса опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76. В данной жалобе указаны фамилия, имя и электронный адрес заявителя. В соответствии с действующим законодательством проведение указанной проверки согласовано Печорским управлением Ростехнадзора с Прокуратурой Республики Коми, что подтверждается решением Прокуратуры РК от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, доказательства, полученные в результате проведения внеплановой проверки, свидетельствующие о нарушении ООО «<данные изъяты>» законодательства в области промышленной безопасности суд признает допустимыми, как полученные в соответствии с законом.

Обстоятельством, смягчающим ответственность ООО «<данные изъяты>», является принятие мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Обстоятельств, отягчающих ответственность правонарушителя, по делу не установлено.

Учитывая фактические обстоятельства нарушения Правил промышленной безопасности, предпринятые юридическим лицом действия, направленные на скорейшее устранение выявленных нарушений, большая часть которых как установлено судом устранена на момент рассмотрения дела, а также того, что, ввиду принятых мер, не установлено обстоятельств, свидетельствующих о создании реальной возможности наступления негативных последствий для жизни и здоровья людей, судья приходит к выводу о необходимости и достаточности назначения наказания в виде административного штрафа в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественного и финансового положения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

Постановил:

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 280 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                                                                               Д.А. Попов