Дело № г. П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации <адрес> ЧР ДД.ММ.ГГГГ Судья Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики ФИО10 С-А.С., с участием государственного обвинителя помощника прокурора <адрес> ФИО11, защитника - ФИО12, представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, подсудимого - ФИО2, при секретаре - ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЧИАССР, гражданина РФ, образование среднее, женатого, не работающего, военнообязанного, не судимого, проживающего по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ У С Т А Н О В И Л: ФИО2 управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и повлекшее по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах: Так он, ДД.ММ.ГГГГ, в 15 часов, управляя принадлежащим ему автомобилем марки ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 РК 95/RUS, следуя по автодороге сообщением <адрес> Чеченской Республики, в районе 9 километра по направлению движения в сторону <адрес>, превысив максимальную разрешенную скорость в 90 км/ч, двигаясь со скоростью не менее 110 км/ч, на полосе встречного движения, допустил столкновение с завершающим маневр разворота автомобилем ВАЗ-21703, регистрационный знак А 721 ТХ 95/RUS под управлением ФИО1, тем самым грубо нарушив требования, предусмотренные 9.1, 10.1, 10.3 ч.1, 19.5 п.7 Правил дорожного движения в Российской Федерации. В результате столкновения автомобилей ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 РК 95/RUS под управлением ФИО2 и ВАЗ-21703, регистрационный знак А 721 ТХ 95/RUS под управлением ФИО1, автомобиль ВАЗ-21703 был отброшен в кювет по направлению движения в сторону <адрес>, а автомобиль ВАЗ-21102 продолжил движение по встречной для него полосе движения и столкнулся с двигавшимся навстречу по своей полосе движения автомобилем ГАЗ-322132, регистрационный знак В 125 ХХ 95/RUS под управлением ФИО16 В результате дорожно-транспортного происшествия, находившиеся в автомобиле ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 РК 95/RUS ФИО14 и ФИО13, получили травмы различной степени тяжести, а водитель автомобиля ВАЗ-21703 ФИО1 от полученных травм скончался ДД.ММ.ГГГГ в Урус-Мартановской ЦРБ Чеченской Республики. Согласно заключению судебной автотехнической экспертизы №/С от ДД.ММ.ГГГГ, место столкновения автомобиля ВАЗ-21102 с автомобилем ВАЗ-21703 располагалось вблизи осыпи стекла, расположенной на расстоянии 1,1 м от левого края проезжей части дороги считая по ходу движения автомобиля ВАЗ-21102. В данной дорожной обстановке водитель автомобиля ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 РК 95/RUS должен был руководствоваться требованиями пунктов 10.1, 10.3 ч.1, 19.5 п.7, а также при условии столкновения транспортных средств на полосе встречного движения в его действиях усматриваются несоответствие требованиям пункта 9.1. Правил дорожного движения. В данной обстановке, при условии столкновения автомобиля ВАЗ-21102 с автомобилем ВАЗ-21703 на полосе встречного движения, возможность предотвращения столкновения могла зависеть не от технической возможности как таковой, а от соблюдения водителем автомобиля ВАЗ-21102 требований пунктов Правил дорожного движения РФ. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, у ФИО1 обнаружены телесные повреждения в виде: тупой травмы грудной клетки и живота. Гемоторакс справа. Разрыв селезенки. Повреждение тканей печени. Огромные забрюшинные околопочечные гематомы с частичным повреждением тканей почек. Огромные забрюшинные гематомы области малого таза. Гемоперитониум. Острая кровопотеря 4 степени. Геморрагический шок 4 степени. Данные телесные повреждения могли возникнуть в результате воздействия твердого тупого предмета (предметов), коим могли быть выступающие части салона автомобиля. Повреждения в виде - гемоторакса справа, разрыв селезенки, повреждение ткани печени, повреждение тканей почек - по признаку опасности для жизни в момент причинения квалифицируются как Тяжкий вред здоровью и явились причиной смерти ФИО1 Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № от 20.09. 2010 года, у ФИО14 обнаружены телесные повреждения в виде: множественных ран лица и закрытого перелома верхней трети правого ребра. Данные телесные повреждения могли возникнуть в результате воздействия тупого твердого предмета (предметов), коим могли быть выступающие части салона автомобиля. Эти телесные повреждения по признаку стойкой утраты общей трудоспособности более 1/3 квалифицируются как Тяжкий вред здоровью. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № от 20.09. 2010 г., у ФИО13 обнаружены телесные повреждения в виде: СГМ, множественных ушибов, ссадин лица, верхних и нижних конечностей. Данные телесные повреждения могли возникнуть в результате воздействия тупого твердого предмета (предметов), коим могли быть выступающие части салона автомобиля. Эти телесные повреждения по признаку кратковременного расстройства здоровья (не свыше 3-недель), квалифицируются как Легкий вред здоровью. В судебном заседании ФИО2 вину свою в предъявленном обвинении не признал и показал, что 24.04. 2010 г., около 15 часов, вместе с ФИО13 и ФИО14, на автомашине ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 ВК 95 регион, направились по автодороге из <адрес> в <адрес> ЧР. За рулем машины находился он, на переднем пассажирском сиденье ФИО14, а сзади ФИО13 Тормозная и рулевая системы у автомашины были исправны. Передвигался со скоростью около 100 километров в час. Поверхность дороги была влажная, после дождя. В районе 9 километра на автодороге Урус-Мартан-Алхан-Юрт имеется поворот направо. Не доезжая до него метров сто, впереди на правой обочине заметил автомашину серебристого цвета, как показалось марки ВАЗ-21014, которая стояла без движения. Когда приблизился, то спереди неё, справой обочины резко не продолжая движение вперед, в левую сторону, по направлению <адрес> стала разворачиваться автомашина модели «ВАЗ-21703-приора» серебристого цвета, в результате чего произошло столкновение на его полосе движения. Поскольку все произошло стремительно, то он не успел предпринять попытку уйти влево или вправо, а также затормозить и на полной скорости врезался передней частью кузова в середину левого бока кузова автомашины «ВАЗ-21703-приора». После столкновения автомашину «ВАЗ-21703-приора» отбросило на противоположную сторону за пределы проезжей части. Его автомашина ушла на полосу встречного движения и, столкнувшись правым передним углом с автомашиной «Газель», который пришелся удар в середину её передней частью кузова, остановилась на проезжей части автодороги по направлению <адрес>. Столкновение автомашин произошло после поворота и сплошной линии, где имеются разделительная полоса разрешающая обгон. Включенный световой сигнал налево у автомашины «ВАЗ-21703-приора» он не видел и фактически указанную автомашину заметил только в момент столкновения. После столкновения с автомашиной «ВАЗ-21703-приора» потерял сознание и пришел в себя через несколько минут, и то смутно помнит как его, а также ФИО13 и ФИО14 вытаскивали из автомашины и доставили в ЦРБ <адрес>. Туда же был доставлен и водитель автомашины «ВАЗ-21703-приора» ФИО1, который скончался в тот же день, а они прошли лечение и выписались из больницы. Избежать дорожно-транспортного происшествия не смог из-за неожиданного манёвра, совершённого водителем ВАЗ-21703. Несмотря на не признание подсудимым своей вины, вина его в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ подтверждается следующими доказательствами, исследованными в судебном заседании: - показаниями свидетеля ФИО17, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ, около 15 часов, он на своей автомашине «АУДИ-А8» передвигался по автодороге сообщением <адрес>. После поворота направо по направлению в сторону <адрес> у его автомашины возникли неполадки, в связи с чем остановился на правой обочине, на расстоянии около 100 метров от указанного поворота. Выйдя из автомашины и, открыв капот, стал осматривать двигатель. Примерно через 5 минут к нему на автомашине «ВАЗ-21073» серебристого цвета подъехал его знакомый ФИО1, который остановился объехав его, впереди на расстоянии 5-6 метров по направлению в сторону <адрес>. Поздоровавшись друг с другом, они постояли около 5-6 минут и за это время Ахмед рассказал ему, что едет из <адрес> в <адрес> по служебным делам и заметив его развернулся. После этого попрощавшись, Ахмед сел в машину и включив сигнал поворота в левую сторону, проехал метров 10-15 по обочине, одновременно пропуская автомашины попутного направления, а он, повернувшись к своей автомашине, стал заниматься ею. В этот момент услышал шум удара и обернувшись увидел, как автомашину ФИО1 отбросило в сторону <адрес>, в кювет находящийся справа от проезжей части автодороги по пути следования в <адрес>. Также услышал шум торможения и увидел как автомашина «ВАЗ-21102» передней частью кузова на встречной полосе столкнулась с микроавтобусом «ГАЗ-322132». Удар передней частью кузова автомашина «ВАЗ-21102» пришелся в середину левой боковой части автомашины ФИО1, когда он с правой стороны разворачивался в сторону <адрес>. Столкновение автомашин произошло в тот момент, когда левое заднее колесо автомашины ФИО1 оказалось посередине автодороги на разделительной полосе, то есть в тот момент, когда Ахмед завершал маневр поворота влево. Осыпь грязи и разбитых стекол, то есть след столкновения автомашин находился посередине на разделительной полосе двух проезжих частей автодороги. От указанной осыпи с разделительной полосы в сторону левого кювета, куда после столкновения ушла автомашина «ВАЗ-21703» вели два следа волочения. Между автомашинами «ВАЗ-21102» и «ГАЗ-322132» была осыпь грязи и разбитых стекол. Вместе с ФИО1 в машине никого не было, а в автомашине «ВАЗ-21102» находились водитель и два пассажира. Все пострадавшие были доставлены в ЦРБ <адрес> ЧР, где ФИО1 в тот же день скончался. - протоколом осмотра места происшествия с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого объектом осмотра является участок автодороги сообщением <адрес> ЧР, расположенный на 9 километре по направлению движения в сторону <адрес>. Проезжая часть дороги имеет асфальтированное покрытие, сухое и без дефектов, ширина проезжей части составляет 8,5 метров. Дорога ровная, без поворотов, без наклонов, спусков и подъемов. Каких-либо разметок и дорожных знаков на осматриваемом участке автодороги не обнаружено. К проезжей части дороги слева и справа примыкают грунтовые обочины, каждая шириной по 3 метра. На момент осмотра обочины мокрые и грязные. За обочинами имеется кюветы, покрытые зеленой травой. <адрес>м обочины у кюветов расположены страховые столбы высотой 1 м, окрашенные красителем белого цвета, с черной полосой, расстояние между ними составляет 30 метров. На расстоянии 305 метров от километражного указателя «9», расположенного на левой обочине по направлению движения в сторону <адрес> и на расстоянии 6 метров от задней части а/м ВАЗ-приора, в кювете находится указанный автомобиль серебристого цвета без регистрационных знаков, номер кузова ХТА 21703080054564. Далее по ходу осмотра на расстоянии 315,9 м от километрового указателя «9», на левом краю проезжей части, по указанному выше направлению движения, находится автомобиль ГАЗ-322132, белого цвета регистрационный номер В 125 ХХ, 95 регион. На расстоянии 324, 8 м от километрового указателя «9» на левой стороне проезжей части, параллельно края проезжей части, расположен автомобиль ВАЗ-2110, белого цвета, регистрационный знак Т 918 РК 95 регион, расстояние от заднего левого колеса составляет 40 см, от переднего левого колеса - 60 см. Передняя часть автомобиля направлена в сторону <адрес>. На расстоянии 335,3 метров от километрового указателя «9» и на расстоянии 1,1 м от края проезжей части на дороге имеется след в виде окружности, рядом с которыми имеются осколки стекла. На дороге, сзади автомобиля ГАЗ 322132, виден след торможения, представляющий собой полосу длиной 3,9 метра, шириной 24 см. (т.№ 1, л.д. 13-24) - протоколом осмотра места происшествия с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием эксперта ЭКЦ при МВД по ЧР и следователя СО при ОВД по <адрес> ЧР ФИО4, в ходе которого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ столкновение автомашины ВАЗ-21102 под управлением ФИО2 с автомашиной ВАЗ-21703 под управлением ФИО1 произошло на расстоянии 1 метра 10 сантиметров от правой обочины при движении в сторону <адрес>. (т. №, л.д. 86-89) - заключением судебной автотехнической экспертизы №/С от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого место столкновения автомобиля ВАЗ-21102 с автомобилем ВАЗ-21703 располагалось вблизи осыпи стекла, расположенной на расстоянии 1,1 м от левого края проезжей части дороги считая по ходу движения автомобиля ВАЗ-21102. В данной дорожной обстановке водитель автомобиля ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 РК 95/RUS должен был руководствоваться требованиями пунктов 10.1, 10.3 ч.1, 19.5 п.7, а также при условии столкновения транспортных средств на полосе встречного движения в его действиях усматриваются несоответствие требованиям пункта 9.1. Правил дорожного движения. В данной обстановке, при условии столкновения автомобиля ВАЗ-21102 с автомобилем ВАЗ-21703 на полосе встречного движения, возможность предотвращения столкновения могла зависеть не от технической возможности как таковой, а от соблюдения водителем автомобиля ВАЗ-21102 требований пунктов Правил дорожного движения. (т. №, л.д. 1-4) - заключением судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у ФИО1 обнаружены телесные повреждения в виде: тупой травмы грудной клетки и живота. Гемоторакс справа. Разрыв селезенки. Повреждение тканей печени. Огромные забрюшинные околопочечные гематомы с частичным повреждением тканей почек. Огромные забрюшинные гематомы области малого таза. Гемоперитониум. Острая кровопотеря 4 степени. Геморрагический шок 4 степени. Данные телесные повреждения могли возникнуть в результате воздействия твердого тупого предмета (предметов), коим могли быть выступающие части салона автомобиля. Повреждения в виде - гемоторакса справа, разрыв селезенки, повреждение ткани печени, повреждение тканей почек - по признаку опасности для жизни в момент причинения квалифицируются как Тяжкий вред здоровью и явились причиной смерти ФИО1 (т. №, л.д. 215-217) - заключением судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у ФИО14 обнаружены телесные повреждения в виде: множественных ран лица и закрытого перелома верхней трети правого ребра. Данные телесные повреждения могли возникнуть в результате воздействия тупого твердого предмета (предметов), коим могли быть выступающие части салона автомобиля. Эти телесные повреждения по признаку стойкой утраты общей трудоспособности более 1/3 квалифицируются как Тяжкий вред здоровью. (т..№ 1, л.д. 242-244) Этими протоколами осмотра места происшествия и заключением судебной автотехнической экспертизой № /С опровергаются доводы ФИО2 в той части, что дорожно-транспортное происшествие произошло на его полосе движения, и что виновником ДТП является ФИО1 Одновременно ими подтверждается то обстоятельство, что дорожно-транспортное происшествие произошло по вине ФИО2, выехавшего на встречную полосу, а также нарушившего п.9.1 Правил дорожного движения, в результате которого погиб ФИО1 и получили телесные повреждения различной степени тяжести ФИО14 и ФИО13 Другими доказательствами в той или иной мере подтверждающие виновность ФИО2 в совершении указанного преступления являются: -показания потерпевшего ФИО13 из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ, года около 15 час., он вместе с ФИО14 и ФИО2, на автомашине «ВАЗ-21102», принадлежащей ФИО2 передвигались по автодороге из <адрес> в <адрес> ЧР. За рулем автомашины находился ФИО2, на переднем пассажирском сиденье ФИО14, а он на заднем сиденье с правой стороны сразу за ФИО14 Передвигались они со скоростью около 100 километров в час. В районе 9 километра на автодороге Урус-Мартан-Алхан-Юрт имеется поворот направо. Не доезжая до указанного поворота метров сто, заметил на правой обочине по направлению их движения автомашину «ВАЗ-21703-приора» стального цвета. Он не видел как автомашина «приора» стала разворачиваться, помнит, как указанная автомашина оказалась прямо посередине автодороги перед их автомашиной, после чего произошло столкновение. До столкновения они двигались по своей стороне движения, однако утверждать, где именно произошло столкновение автомашин, не может, так как от удара потерял сознание и пришел в себя только в больнице. Также не видел, как они столкнулись с автомашиной марки «Газель». В результате аварии ему причинена травма позвоночника в виде смещение дисков, перелом нижней челюсти и носа, перелом правой руки, переломы 2 рёбер с правой стороны. С момента аварии и до начала июня находился на стационарном лечении в Урус-Мартановской ЦРБ. Помнит, что ФИО2 педаль тормоза не нажимал, и столкновение произошло на скорости, которой они передвигались. Каких либо претензий к ФИО2 не имеет. - оглашённые в порядке ст. 281 УПК РФ с согласия сторон показания потерпевшего ФИО14, из которых усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ, около 15 час., он вместе с ФИО13 и ФИО2 на автомашине «ВАЗ-21102», принадлежащей ФИО2 передвигались по автодороге из <адрес> в <адрес> ЧР. За рулем автомашины «ВАЗ-21102» находился ФИО2, на переднем сиденье он, а ФИО13 на заднем сиденье с правой стороны сразу за ним. Передвигались они со скоростью около 100 километров в час. В районе 9 километра на автодороге Урус-Мартан-Алхан-Юрт имеется поворот направо. Не доезжая до указанного поворота метров сто, заметил на правой обочине по направлению движения автомашину «ВАЗ-21703-приора» стального цвета. Он не видел как автомашина «приора» стала разворачиваться, но смутно помнит, как указанная автомашина оказалась прямо посередине автодороги перед их автомашиной, после чего произошло столкновение. Помнит, что до столкновения они двигались по своей стороне движения, однако утверждать, где именно произошло столкновение автомашин, сказать не может, в связи с тем, что от удара потерял сознание и пришел в себя только в больнице. Также не видел, как они столкнулись с автомашиной марки «Газель». В результате дорожно-транспортного происшествия получил тяжелые травмы и по настоящее время не может нормально передвигаться. Помнит, что ФИО2 перед столкновением с автомашиной на педаль тормоза не нажимал, и столкновение произошло на скорости, которой они передвигались. Заявлять гражданский иск по уголовному делу не желает. (т. №, л.д. 229-231) - показания потерпевшего ФИО15, из которых следует, что ФИО1, приходился ему родным братом. Ахмед являлся сотрудником ОРЧ 2 при МВД по ЧР. ДД.ММ.ГГГГ, около 15 часов он находился на территории <адрес> ЧР. В это время ему стало известно, что на автодороге, расположенной между населенными пунктами <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате чего его брат ФИО1 Ахмед получил травму и доставлен в ЦРБ <адрес>. Он поехал туда, где уже находились сослуживцы его брата по работе. Со слов указанных сотрудников ему стало известно, что его брат на указанной автодороге стал разворачиваться в левую сторону, и на его полосе в него врезалась автомашина «ВАЗ-21102» под управлением ФИО2 В результате ДТП пострадали водитель автомашины «ВАЗ-21102» ФИО2, два человека, находившиеся с ним в автомашине, а его брат в тот же день скончался в ЦРБ <адрес>. - показания свидетеля ФИО16, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ, около 15 часов, он на своей автомашине «ГАЗ 322132» микроавтобус, ехал из <адрес> в <адрес> со скоростью около 70-80 километров в час. От федеральной автодороги «Кавказ» он проехал около 2-3 километров в сторону <адрес>. Погода в этот день была ясной, проезжая часть была сухой. На указанном участке автодороги каких-либо знаков не было, но была сплошная линия. По пути следования он заметил на левой обочине от него две автомашины, а именно автомашину ««ВАЗ-21073-приора» серебристого цвета и «Ауди» серебристого цвета, принадлежащей ФИО17 Указанные автомашины находились прямо после маленького поворота налево от него, а с их стороны направо. Он видел как водитель автомашины «приора» сел в свою автомашину через переднюю водительскую дверь, а также как ФИО17 разговаривал с ним, находясь при этом на обочине между проезжей частью и обочиной автодороги через проем окна водительской двери. Поговорив с водителем автомашины «приора», ФИО17 пошел к своей автомашине, которая находилась позади автомашины «приора». В этот момент он заметил как водитель автомашины «приора» полностью развернул передние колеса в левую сторону. Подумав, что водитель автомашины «приора» хочет перейти на полосу его движения, слегка нажав на педаль тормоза, начал сбрасывать скорость. Водитель автомашины «приора» резко стал разворачиваться и в этот момент из-за поворота со стороны <адрес> выехала автомашина «ВАЗ-21110» белого цвета. Как он понял, водитель автомашины «ВАЗ-21110» из-за автомашины «Ауди», а также и из-за поворота, не увидел как водитель автомашины «приора» стал разворачиваться. В тот момент, когда передняя часть кузова автомашины «приора» оказалась на его стороне проезжей части автодороги, его в левый бок посередине кузова своей передней частью врезалась автомашина «ВАЗ-2110», которая направлялась из <адрес> в сторону <адрес>. Как он заметил левое колесо автомашины «ВАЗ-2110» в момент столкновения находилось на его стороне проезжей части автодороги. Во время столкновения указанных автомашин, он нажал на педаль тормоза и проехал по своей стороне проезжей части на тормозах около 10 метров. От удара автомашину «приора» отбросило в его сторону, и на расстоянии не более одного метра, правым углом своего заднего бампера ушла от него юзом в правую обочину. Автомашина «ВАЗ-2110» продолжила путь в его сторону и правым углом своей передней частью кузова врезалась посередине передней части его автомашины и остановилась. Осыпь пыли и грязи после столкновения автомашин «ВАЗ-21110» и «приора», как ему показалась, находилась посередине сплошной линии разделяющей проезжую часть автодороги. В результате дорожно-транспортного происшествия каких-либо телесных повреждений он не получил, претензии никому не имеет. - показания свидетеля ФИО5 из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 15 часов, он на своей автомашине «ВАЗ-21099», ехал из <адрес> в <адрес>. Не доезжая около 3 километров до <адрес> он обратил внимание на ехавшую впереди него автомашину «ВАЗ-21102» белого цвета. На правой обочине дороги, по направлению движения в сторону <адрес> находилась автомашина, марку которую не распознал. Указанная автомашина находилась перед поворотом на право. Он передвигался на скорости около 120 километров в час. Когда ехавшая перед ним автомашина «ВАЗ-21102» практически сравнялась со стоящей автомашиной, спереди этой автомашины на проезжую часть дороги резко выехала и стала разворачиваться влево в сторону <адрес> автомашина марки «ВАЗ- приора». До этого он не видел её, так как она находилась впереди другой автомашины, видимо водитель автомашины «приора» намеревался повернуть в направлении <адрес>. Поскольку между автомашинами «ВАЗ-21102» и «ВАЗ-приора» было совсем незначительное расстояние, водитель автомашины «ВАЗ-21102» ехавший впереди него на расстоянии не более 200 метров, намереваясь обойти автомашину «приора» по полосе встречного движения, взял в левую сторону проезжей части автодороги. Так как водитель автомашины «приора» также не останавливаясь продолжил делать маневр - разворот в левую сторону, то произошло столкновение автомашин «ВАЗ-21102» и автомашины «ВАЗ-приора», которая разворачивалась с правой обочины влево, то есть в сторону <адрес>. После столкновения автомашину «приора» отбросило в левую сторону от него за проезжую часть, а автомашина «ВАЗ-21102» на встречной полосе врезалась в автомашину марки «Газель», которая двигалась в сторону <адрес>. Он при этом соблюдал дистанцию около 100 метров и поэтому смог своевременно сбросить скорость и остановить автомобиль. Выйдя из салона, он стал вытаскивать из автомобиля «ВАЗ-21102» водителя и пассажира. Ему стали помогать водители проезжавших рядом транспортных средств. Он не заметил, был ли включен световой сигнал поворота налево у автомашины «ВАЗ-приора». Всех пострадавших доставили в ЦРБ <адрес>, где водитель автомашины «ВАЗ - приора» скончался. - показания свидетеля ФИО6, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ, после обеда, он на своей автомашине «ВАЗ-2109» ехал из <адрес> в <адрес> по автодороге, расположенной между населенными пунктами <адрес>. По пути следования в сторону <адрес> на левой обочине от него увидел автомашину «ВАЗ-21073-приора» серебристого цвета, которая стаяла на обочине по направлению в сторону <адрес>. Перед ним также в сторону <адрес> ехала автомашина «Газель» белого цвета. Он передвигался со скоростью около 70 километров в час. Когда между его автомашиной и автомашиной «ВАЗ-21073-приора» осталось около 50 метров, автомашина «ВАЗ-21073-приора» с левой обочины стала разворачиваться в сторону <адрес>. В тот момент, когда автомашина «ВАЗ-21073-приора» стала посередине проезжей части автодороги, в его левый бок своей передней частью врезалась автомашина «ВАЗ-21102», которая следовала в сторону <адрес>. После столкновения автомашину «ВАЗ-21073-приора» отбросило в кювет в правую сторону от проезжей части, а автомашина «ВАЗ-21102» продолжила путь по встречной полосе и столкнулась своей передней частью кузова с автомашиной «Газель», которая следовала впереди него в сторону <адрес>. Ему удалось избежать столкновения. Остановив автомашину, он вместе с другими водителями, стал вытаскивать пострадавших. Место дорожно-транспортного происшествия не осматривал и сразу поехал в больницу, в связи с этим не может точно сказать расстояния между автомашинами, место столкновение и другие подробные сведения о произошедшем ДТП. - показания свидетеля ФИО4, из которых следует, что с 24 на ДД.ММ.ГГГГ он находился в суточном дежурстве в составе следственно-оперативной группы ОВД по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, около 15 часов, в ОВД по <адрес> поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии, произошедшего в районе 9 километра автодороги сообщением <адрес>. Он совместно с сотрудниками СОГ выехал на место происшествия. По прибытию на место увидел, что на левой стороне посередине проезжей части по направлению из <адрес> в сторону <адрес> находятся автомашины: «ВАЗ-21102», государственный регистрационный знак «Т 918 ВК» 95 регион, передней частью кузова по направлению в сторону <адрес>; «ГАЗ-322132» микроавтобус с государственным регистрационным знаком «В 125 ХХ» 95 регион, которые столкнулись лоб в лоб. Также в кювете слева по направлению движения в сторону <адрес> находилась автомашина «ВАЗ-21703» серебристого цвета с повреждением левой боковой стороны. Расстояние между автомашинами «ВАЗ-21102» и «ГАЗ-322132» было не более 2 метра. Первая осыпь грязи и разбитых стекол, то есть след столкновения автомашин «ВАЗ-21703» серебристого цвета и «ВАЗ-21102» белого цвета находилась на проезжей части по направлению в сторону <адрес>, сзади автомашины «ВАЗ-21102» и на расстоянии 110 см от левой обочины по направлению движения в сторону <адрес>, то есть на полосе движения в сторону <адрес>. Вторая осыпь грязи и разбитых стекол находилась под передней частью автомашины «ГАЗ-322132», где также находились детали указанной автомашины. От первой осыпи, которая находилась на расстоянии 110 см в сторону левого кювета, куда после столкновения ушла автомашина «ВАЗ-21703», вели два следа волочения. Впоследствии ему стало известно, что за рулем автомашины «ВАЗ-21703» находился сотрудник ОРЧ ФИО1, а за рулем автомашины «ВАЗ-21102» ФИО2, а также вместе с ним находились 2 пассажира, которые, как и водители пострадали в результате ДТП. Водитель ФИО1 скончался в ЦРБ <адрес>. Водитель автомашины «ГАЗ-322132» не пострадал. Он с участием понятых и эксперта произвел осмотр места дорожно-транспортного происшествия и составил соответствующий протокол и схему. Указанные автомашины были доставлены на территорию ОВД по <адрес>, где сотрудник ОГИБДД произвел их осмотр. Материал проверки был передан в Ачхой-Мартановский МСО. После этого, точное число не помнит, с участием его и двух понятых, а также эксперта автотехника, следователем Ачхой-Мартановского МСО был составлен протокол осмотра места происшествия. В ходе осмотра места происшествия, он показал место столкновения автомашин ВАЗ-21703 и «ВАЗ-21102», которое распологалось на расстоянии 110 см, то есть местонахождение первой осыпи стекол и грязи. - показания свидетеля ФИО7, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ, около 15 часов в ОВД по <адрес> поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии, произошедщего в районе 9 километра автодороги сообщением <адрес>. Он совместно с сотрудниками СОГ выехал на место происшествия. По прибытию на место дорожно-транспортного происшествия увидел, что на левой стороне, посередине проезжей части, по направлению из <адрес> в сторону <адрес> находятся автомашины: «ВАЗ-21102», государственный регистрационный знак «Т 918 ВК» 95 регион передней частью кузова по направлению в сторону <адрес>; «ГАЗ-322132» микроавтобус с государственным регистрационным знаком «В 125 ХХ» 95, которые столкнулись лоб в лоб. Также в кювете, слева по направлению движения в сторону <адрес>, находилась автомашина «ВАЗ-21703» серебристого цвета с повреждением левой боковой стороны. Расстояние между автомашинами «ВАЗ-21102» и «ГАЗ-322132» было не более 2 метров. Осыпь грязи и разбитых стекол, то есть след столкновения автомашин «ВАЗ-21703» серебристого цвета и «ВАЗ-21102» находилась посередине на разделительной полосе двух проезжих частей указанной автодороги. От указанной осыпи, с разделительной полосы, в сторону левого кювета, куда после столкновения ушла автомашина «ВАЗ-21703», вели два следа волочения, которые начинались с разделительной полосы. Как он предполагает именно от указанного следа волочения автомашину «ВАЗ-21073» выбросило в кювет. Между автомашинами «ВАЗ-21102» и «ГАЗ-322132» была осыпь грязи и разбитых стекол. Впоследствии ему стало известно, что за рулем автомашины «ВАЗ-21073» находился сотрудник ОРЧ-2 ФИО8, а за рулем автомашины «ВАЗ-21102» ФИО2, а также вместе с ним находились 2 пассажира, которые, как и водители, пострадали в результате ДТП. Водитель ФИО1 скончался в ЦРБ <адрес>. Водитель автомашины «ГАЗ-322132» не пострадал. Он провел осмотр транспортных средств с участием 2 понятых, после чего указанные выше 3 автомашины были доставлены на территорию ОВД по <адрес>. - показания свидетелей Ибрисова С-С.Н. и ФИО9, их которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов, они ехали домой из <адрес> в <адрес>. Недалеко от <адрес> на автодороге, расположенной между <адрес> и <адрес>, они увидели дорожно-транспортное происшествие с участием автомашин «ВАЗ-21102» белого цвета, «Газель», которые находились на правой стороне проезжей части автодороги, а также автомашины «приора», которая находилась в кювете по правой стороне при направлении движения в сторону <адрес> из <адрес>. Увидев указанные автомашины, они вышли из автобуса и стояли около места ДТП. В это время к ним подошел следователь СО при ОВД по <адрес>, который предложил им участвовать в ходе осмотра места происшествия в качестве понятых, на что они согласились. На месте происшествия они увидели, что справа от проезжей части, при движении в сторону <адрес>, в кювете находилась автомашина «приора», левый бок которой был полностью поврежден по середине кузова. На правой проезжей части автодороги по направлению движения в сторону <адрес> находились автомашина «ВАЗ-21102» белого цвета и автомашина «Газель», которые столкнулись лоб в лоб. Вместе со следователем провели замеры и зафиксировали осматриваемое место в протоколе осмотра места происшествия и на схеме к указанному протоколу. -показания свидетеля ФИО13, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ, около 16 часов, ему стало известно, что его брат ФИО13 и двоюродный брат ФИО14, вместе с ФИО2, на автомашине последнего «ВАЗ-21102» белого цвета попали в дорожно-транспортное происшествие и находятся в ЦРБ <адрес>. По дороге в ЦРБ <адрес> из <адрес> он увидел разбитые автомашины, а именно «ВАЗ-21102» белого цвета, принадлежащее ФИО2 и автомашину «Газель», которые находились на правой стороне проезжей части автодороги, а также автомашину «приора», которая находилась на обочине по правой стороне по направлению движения в сторону <адрес> из <адрес>. Увидев указанные автомашины не останавливаясь, он поехал в ЦРБ, где узнал, что подучили травмы различной степени тяжести брат Алихан, двоюродный брат ФИО14 и односельчанин ФИО2 Там же ему стало известно, что водитель автомашины «приора» скончался от полученных травм. - протокол осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрен автомобиль ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 РК 95/RUS и зафиксированы повреждения имеющиеся на нем. (т. №, л.д. 36) - протокол осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрен автомобиль ГАЗ-322132, регистрационный знак В 125 ХХ 95/RUS и зафиксированы повреждения имеющиеся на нем. (т. №, л.д. 37) - протокол осмотра транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрен автомобиль ВАЗ-21703, регистрационный знак А 721 ТХ 95/RUS и зафиксированы повреждения имеющиеся на нем. (т. №, л.д. 38) - протокол осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому осмотрены и приобщены в качестве вещественных доказательств: автомобили ВАЗ-21102, регистрационный знак Т 918 РК 95/RUS, ВАЗ-21703, регистрационный знак А 721 ТХ 95/RUS и ГАЗ-322132 регистрационный знак В 125 ХХ 95/RUS. (т. №, л.д. 100-102) -заключение судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у ФИО13 обнаружены телесные повреждения в виде: СГМ, множественных ушибов, ссадин лица, верхних и нижних конечностей. Данные телесные повреждения могли возникнуть в результате воздействия тупого твердого предмета (предметов), коим могли быть выступающие части салона автомобиля. Эти телесные повреждения по признаку кратковременного расстройства здоровья (не свыше 3-недель), квалифицируются как Легкий вред здоровью. (т. №, л.д. 139-141) - заключение судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на теле ФИО2 обнаружены телесные повреждения в виде: множественных ран и ссадин обоих кистей рук и ссадин грудной клетки. Данные телесные повреждения могли возникнуть в результате воздействия тупого твердого предмета (предметов), коем могли быть выступающие части салона автомобиля. Эти телесные повреждения по признаку кратковременного расстройства здоровья (не свыше 3-недель), квалифицируются как Легкий вред здоровью. (т. №, л.д. 170-172) Кроме того, судом исследованы и оценены доказательства защиты: - показания свидетеля Гаплаева М-Б.И. из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ он возвращался из <адрес> в <адрес>-юрт и был на месте дорожно-транспортного происшествия. Может подтвердить, что столкновение произошло на полосе движения автомашины марки «ВАЗ-21102». К этим показаниям свидетеля суд относится критически, поскольку они опровергаются приведёнными выше показаниями потерпевших и свидетелей, заключением судебной-автотехнической экспертизой №/С от ДД.ММ.ГГГГ В ходе судебного разбирательства судом отклонено ходатайство защиты об исключении из доказательств обвинения заключение эксперта №/С от ДД.ММ.ГГГГ и о признании её доказательством защиты, а также удовлетворено ходатайство о признании недопустимым доказательством схему ДТП от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием отклонения ходатайство послужило то обстоятельство, что не схема осмотра места происшествия, приложенная к протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, как указано в ходатайстве, являлась основанием для её назначения. В описательной части заключения указано, что столкновение автомашин произошло на расстоянии 1,1 м от левого края проезжей части по ходу движения автомобиля ВАЗ-21102, установленные в ходе осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того она отвечает всем требованиям предъявляемым к доказательству. Что же касается самой схемой ДТП приложенной к протоколу осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, то она не подписана следователем и поэтому суд признал её недопустимым доказательством и исключил из доказательств обвинения. Также судом отклонено ходатайство об осмотре местности и составления схемы ДТП в порядке ст. 287 УПК РФ. Основанием для её отклонения послужило то обстоятельство, что в материалах дела (т.1 л.д. 86-89) имеется протокол осмотра места происшествия с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием эксперта ЭКЦ при МВД по ЧР и следователя СО при ОВД по <адрес> ЧР ФИО4, в ходе которого установлено, что ДД.ММ.ГГГГ столкновение автомашины ВАЗ-21102 под управлением ФИО2 с автомашиной ВАЗ-21703 под управлением ФИО1 произошло на расстоянии 1 метра 10 сантиметров от правой обочины при движении в сторону <адрес>. Поэтому нет необходимости проведения заявленного следственного действия. Судом также дана оценка справке об исследовании за № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной стороной защиты, согласно которого электрографические изображения рукописных записей на электрографических изображениях - протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, схемы места ДТП от ДД.ММ.ГГГГ выполнены одним лицом, а электрографические изображения рукописных записей на электрографическом изображении объяснения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ - выполнены вторым лицом. Из приложенного к справке электрографического изображения протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует последняя страница, где имеется подпись следователя ФИО4, на других страницах её нет и поэтому непонятно, с какой подписью в протоколе её сравнивал специалист. Что же касается самой справки, то её нельзя признать допустимым доказательством, поскольку специалист не был предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и кроме того ему не были разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. 57 УПК РФ. Таким образом, все предъявленные следствием доказательства, положенные в основу обвинения, проверены судом с точки зрения относимости и допустимости, и признаются как полученные с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, достоверными, а совокупность их достаточной для вывода о виновности ФИО2 в совершенном преступлении при изложенных в данном приговоре обстоятельствах. Суд квалифицирует действия подсудимого по ч. 3 ст. 264 УК РФ, как нарушение лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и повлекшее по неосторожности смерть человека. В соответствии с частью 3 статьи 60 УК РФ при назначении наказания ФИО2, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, личность подсудимого, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. ФИО2 ранее не судим, по месту жительства характеризуется положительно, примирился с потерпевшими. Все эти обстоятельства, суд в соответствии со ст. 61 УК РФ, учитывает как обстоятельства, смягчающие подсудимому наказание. Обстоятельств, отягчающих подсудимому наказание, предусмотренных ст.63 УК РФ, суд по делу не усматривает. При таких обстоятельствах, учитывая, что преступление, совершенное подсудимым отнесено законом к неосторожным деяниям, суд считает что исправление и перевоспитание ФИО2 возможно без изоляции его от общества. В связи с чем, ему необходимо назначить наказание в виде лишения свободы с применением ст.73 УК РФ, а также дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.303-304, 307-309 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л: Признать ФИО2 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком 3 (три) года с лишением права управлять транспортным средством 3 (три) года. В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 3 (три) года. Меру пресечения ФИО2 подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить, по вступления приговора в законную силу. Возложить на условно осужденного ФИО2 обязанность не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, ведающего исправлением осужденных, ежемесячно являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию. Вещественное доказательство по делу автомашину марки ВАЗ-21703 в аварийном состоянии, находящееся на территории ОВД по <адрес> ЧР возвратить потерпевшему ФИО15 по вступлении приговора в законную силу. Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение 10 суток со дня его провозглашения через Урус-Мартановский горсуд. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанцией. Судья: подпись С-ФИО10 Копия верна: судья С-ФИО10