Дело № 2-12/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 года ст.Преградная
Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего – судьи Дубовцевой А.Н.
при секретаре Шуниной М.М.
с участием:
заместителя прокурора Урупского района КЧР Анапиева М.Ф.
заявителя Каппушева А.А.
представителей заявителя: Кочкарова С.М., Аджиевой Н.Д.
заинтересованных лиц:
... Мкоян З.В.,
представителя Территориальной избирательной комиссии Урупского муниципального района Богатырева А.М.,
..., Чочиева Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каппушева А.А. об оспаривании решения избирательной комиссии об итогах голосования и признании результатов выборов недействительными
УСТАНОВИЛ:
Каппушев А.А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением ссылаясь на то, что при проведении выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения были допущены многочисленные правонарушения.
Так, ... Чочиев Н.Н. в нарушение ограничений, установленных ст.40 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», неоднократно использовал преимущество своего должностного положения. В частности, в соответствии с п.2 ст.18 вышеназванного Федерального закона № 67-ФЗ и п. 5 ст.11 и ст.16 Закона КЧР от 3 июля 2006 года № 44-РЗ «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в КЧР» решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования (то есть не позднее 22 июля 2010 года); схемы избирательных округов должны были быть образованы избирательной комиссией, организующей выборы, не позднее 2 мая 2010 года и утверждены представительным органом местного самоуправления не позднее 2 июля 2010 года.
В нарушение требований ст.18 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.16 Закона КЧР № 44-РЗ «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в КЧР» ... Чочиев Н.Н. без проведения заседания депутатов Совета сельского поселения 1 июля 2010 года вынес решение № 9, которым, подменив функции Избирательной комиссии, образовал и утвердил избирательные округа. Находясь в отпуске с 6 по 8 сентября 2010 года, Чочиев Н.Н., пользуясь преимуществом своего должностного положения, решением № 10 от 8 сентября 2010 года подтвердил уже образованные и утвержденные им ранее 1 июля 2010 года избирательные округа. Подтверждая и оставляя избирательные округа без изменений, дома ..., где проживают избиратели в количестве семи человек, Чочиев Н.Н. из избирательного округа № 4 переместил в избирательный округ № 3, а домовладение ... дополнительно включил в избирательный округ № 2. При этом количество избирателей по округам не изменилось. Также Чочиев Н.Н. в избирательные округа включил адреса несуществующих домов – в избирательном округе № 1 дома ..., в избирательном округе № 2 дом ..., в избирательном округе № 4 дома ..., в избирательном округе № 5 дом ....
В нарушение пп. «а» п.4 ст.18 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные округа образованы Чочиевым Н.Н. без соблюдения примерного равенства по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Указанная в избирательном округе № 4 цифра 93 о количестве избирателей Чочиевым Н.Н. поставлена вымышлено, поскольку согласно протоколу избирательной комиссии от 10 октября 2010 года число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования составляло 99 человек, а проведенным заявителем Каппушевым А.А. и его доверенными лицами подворовым обходом установлено, что количество избирателей в 4-м округе составляет 113 человек. Указанные несоответствия образовались вследствие незаконного вмешательства Чочиева Н.Н. в избирательный процесс – он образовал избирательный округ № 4 и остальные избирательные округа таким образом, что в избирательные округа были включены избиратели, заинтересованные в его избрании и избрании угодных ему кандидатов, которые в свою очередь должны были избрать его председателем Совета Кызыл-Урупского сельского поселения. То есть выборы проводились по избирательным округам, образованным не в соответствии с требованиями законодательства. По данному факту кандидаты в депутаты, в том числе и Каппушев А.А., до проведения выборов обращались с жалобами в избирательные комиссии КЧР и Кызыл-Урупского сельского поселения, однако их жалобы необоснованно не были удовлетворены.
Кроме того, списки избирателей не обновлялись (в них значились лица, умершие 2-3 года назад) и составлены избирательной комиссией с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, что является самодостаточным основанием для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования в целом в соответствии с п.3 ст.77 вышеуказанного закона.
Постановлением Избирательной комиссии КЧР от 8 июля 2010 года № 59\490-4 полномочия Избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения были возложены на Территориальную избирательную комиссию по Урупскому району.
В нарушение требований п.3 ст.18 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Территориальная избирательная комиссия по Урупскому району, приняв на себя полномочия избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения и установив, что новая схема округов не образована и не утверждена в соответствии с Федеральным законом, не приняла решение о проведении выборов по прежней схеме округов, поскольку прежняя схема соответствовала требованиям законодательства. Между тем, если бы выборы были проведены по прежней схеме, их итоги в 4-м округе могли сложиться по-другому. Так, в соответствии с прежней схемой избирательных округов в округ № 4 входили дома ...; дома .... Составляя новую схему избирательных округов, Чочиев Н.Н. переместил из избирательного округа № 4 в избирательный округ № 3 дома ... и дома ... где проживают 21 избиратель. В избирательный округ № 4 переместил из избирательного округа № 3 дома ... и из избирательного округа № 5 дома ..., где проживают 27 избирателей. Таким образом, Чочиев Н.Н., создавая свою схему избирательных округов, в округ № 4 включил дома, в которых проживают 27 избирателей, и исключил дома, в которых проживает 21 избиратель. По итогам голосования за Каппушева А.А. проголосовали 33 избирателя, за Чочиева Н.Н. – 47 избирателей. Заявитель Каппушев А.А. считает, что в случае невмешательства Чочиева Н.Н. в избирательный процесс и проведения голосования по прежней схеме избирательных округов итоги голосования установились бы другим образом и победу мог бы одержать Каппушев А.А. Допущенные Чочиевым Н.Н. грубые нарушения избирательного законодательства дают основания утверждать, что победу он одержал, использовав преимущество должностного и служебного положения и указанные нарушения не позволили выявить действительную волю избирателей, что в соответствии с пп. «г» п.2 ст.77 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов.
С учетом изложенного заявитель Каппушев А.А. просит суд отменить постановление избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 10.10.2010 г. № 8\47 «Об утверждении протокола о результатах выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4» и признать результаты выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 4 недействительными.
В судебном заседании Каппушев А.А. и его представители Кочкаров С.М. и Аджиева Н.Д. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в иске, и просили их удовлетворить. При этом представитель заявителя Кочкаров С.М. пояснил дополнительно, что факт определения границ избирательных округов лично Чочиевым Н.Н. подтверждается показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2, которые не присутствовали на заседании Совета Кызыл-Урупского сельского поселения 1 июля 2010 года и никто о проведении такого заседания их не извещал. По мнению Кочкарова С.М. все доводы, изложенные в заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Представитель заявителя Аджиева Н.Д. пояснила, что она тоже являлась .... В ходе организации выборов были допущены многочисленные нарушения законодательства о выборах. Так, при проведении агитации выяснилось, что избирательные округа определены самим Чочиевым Н.Н. с нарушением пропорции представительства избирателей, списки избирателей устаревшие. Вместе с другими кандидатами в депутаты Аджиева Н.Д. обратилась в Территориальную избирательную комиссию по Урупскому району с просьбой выдать копию решения Совета депутатов об утверждении схемы избирательных округов, председатель избиркома Мкоян З.В. сказала, что решение вывешено на стенде. Изучив решение Совета от 1 июля 2010 года, Аджиева Н.Д. пришла к выводу, что оно неправильное, так как это было решение не об утверждении, а о составлении избирательных округов. После этого она обратилась к ... ФИО3 с заявлением о выдаче решения избирательной комиссии «О составлении избирательных округов» за 2010 года, на что последняя письменно ответила, что ей неизвестно, где хранятся документы избирательной комиссии а.Кызыл-Уруп. Из бесед с депутатами Аджиевой Н.Д. стало известно, что Совет депутатов не утверждал схему избирательных округов, ее разрабатывал Чочиев Н.Н. со ... ФИО4. При этом Чочиев Н.Н. из своего округа несколько человек включил в 3-й округ, так как они за него не проголосовали бы, а ФИО 15 или 16 человек включил в свой 4-й округ. Аджиева Н.Д. считает, что представленное в суд решение избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 29 апреля 2010 года сфальсифицировано, в период предвыборной кампании в сентябре 2010 года этого решения не было. Чочиев Н.Н., используя свое должностное положение, оказывал свое влияние на участковую избирательную комиссию. Кроме того, Аджиевой Н.Д. накануне выборов 9 октября 2010 года не позволили ознакомиться со списком избирателей а.Кызыл-Уруп, что также является нарушением.
... Мкоян З.В. в судебном заседании не признала заявленные требования и просила отказать в их удовлетворении. При этом она пояснила, что полномочия избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения были переданы Территориальной избирательной комиссии на основании постановления Избирательной комиссии КЧР № 59\490-4 8 июля 2010 года, с этого времени организационные вопросы по выборам депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения, назначенным на 10 октября 2010 года, решались Территориальной избирательной комиссией. В сентябре 2010 года в адрес комиссии поступила жалоба от кандидатов в депутаты Совета Кызыл-Урупского сельского поселения, в их числе был и Каппушев А.А., в которой было указано, что в а.Кызыл-Уруп неправильно определены границы избирательных округов. Мкоян З.В. направила указанную жалобу в Совет депутатов Кызыл-Урупского сельского поселения, поручив Совету повторно проверить правильность «нарезки» избирательных округов. Совет депутатов на своем заседании 8 сентября 2010 года обсудил данный вопрос и принял решение № 10 о подтверждении ранее принятого решения. Однако Каппушев А.А. и другие кандидаты в депутаты обратились с аналогичной жалобой в Избирательную комиссию КЧР, которая в свою очередь проверила правильность определения границ избирательных округов и каких-либо нарушений не нашла.
Мкоян З.В. считает, что при определении схемы избирательных округов никаких нарушений не допущено: 29 апреля 2010 года избирательная комиссия Кызыл-Урупского сельского поселения определила схему образования избирательных округов с обозначением их границ и направила ее на утверждение в Совет Кызыл-Урупского сельского поселения; Совет своим решением от 1 июля 2010 года утвердил указанную схему; при определении схемы избирательных округов нормы представительства, установленные избирательным законодательством в пределах 10 %, не нарушались – общая численность избирателей в а.Кызыл-Уруп составляла 631 человек, было создано 7 округов с численностью избирателей от 85 до 96 человек при средней норме представительства 90,14, в 4-м округе было 93 избирателя.
Провести выборы по прежней схеме избирательных округов, как об этом указано в исковом заявлении, не представлялось возможным, так как она не отвечала требованиям закона, поскольку отклонения от нормы представительства превышали 10 процентов, 44 дома, в которых проживает 84 человека, вообще не были учтены. К тому же за 5 лет произошли определенные миграционные изменения – кто-то выехал за пределы района, кто-то умер, кто-то приехал, кто-то достиг восемнадцатилетнего возраста.
Что касается неточностей в списках избирателей - в Территориальной избирательной комиссии функционирует Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС – «Выборы»), в списки систематически вносятся изменения на основании данных, поступающих из миграционной службы и ЗАГСа, но даже если граждане по какой-либо причине не были внесены в основной список, в день голосования после предъявления паспорта они были внесены в так называемый дополнительный список, их право на участие в выборах не было нарушено. Ни до выборов, ни в день голосования жалоб о неправильности в списках избирателей не было.
Представитель Территориальной избирательной комиссии по Урупскому району Богатырев А.М. в судебном заседании пояснил, что он является .... В силу занимаемой должности он принимал участие в рассмотрении жалобы Каппушева А.А. и других кандидатов в депутаты Совета Кызыл-Урупского сельского поселения в сентябре 2010 года, в которой ставился вопрос о неправильном определении границ избирательных округов в а.Кызыл-Уруп. Все доводы, изложенные в жалобе, были изучены, после чего Избирательной комиссией КЧР в удовлетворении жалобы было отказано. В соответствии с Распоряжением председателя Избирательной комиссии КЧР № 56 от 6 октября 2010 года Богатырев А.М. в день голосования 10 октября 2010 года был направлен в Территориальную избирательную комиссию по Урупскому району для оказания консультативной, правовой и организационно-методической помощи и сам лично присутствовал в а.Кызыл-Уруп, в течение дня и при подсчете голосов ни одного замечания, ни одной жалобы от кандидатов в депутаты и их наблюдателей не поступило. Утверждение заявителя Каппушева А.А. о том, что Чочиев Н.Н. самолично, используя свои должностные полномочия, создал схему избирательных округов, необоснованно, процедура образования округов не нарушена. Богатырев А.М. согласен с тем, что решения Совета Кызыл-Урупского сельского поселения оформлены не совсем грамотно, но по сути они правильные, и данные ошибки не повлияли на результаты выборов и на определение действительной воли избирателей. Богатырев А.М. также просит отказать в удовлетворении заявленных Каппушевым А.А. требований.
... Чочиев Н.Н. в судебном заседании пояснил, что считает заявление Каппушева А.А. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку границы избирательных округов определял не он лично, а избирательная комиссия Кызыл-Урупского сельского поселения, Совет депутатов, ..., проверил, внес необходимые изменения и утвердил представленную схему. По прежней схеме округов выборы проводить было невозможно, так как она не соответствовала требованиям закона, к тому же в ней 44 дома вообще не было указано. Чочиев Н.Н. также пояснил, что в период предвыборной кампании в сентябре – октябре 2010 года ... он находился в отпуске без содержания, но ... полномочий с себя не снимал, поэтому и подписал решение Совета от 8 сентября 2010 года № 10 «О подтверждении избирательных округов». Чочиев Н.Н. также пояснил, что решение 1 июля 2010 года принималось на сессии Совета Кызыл-Урупского сельского поселения, о проведении сессии были извещены все депутаты, однако если депутаты ФИО1 и ФИО2 не явились на нее, это не означает, что она не состоялась, на сессии были другие 5 депутатов, которые и приняли решение.
Заинтересованное лицо Курджиев А.А., извещенный о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился и не известил суд о причинах неявки, суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие.
По ходатайству заявителя Каппушева А.А. были допрошены свидетели ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО3, ФИО7
Свидетель ФИО1 пояснил, что он являлся ..., в заседании Совета, проводимом 1 июля 2010 года он участия не принимал, так как его никто не извещал о проведении заседания. Примерно за две недели до выборов к нему обращался Чочиев Н.Н. с просьбой подтвердить, что он якобы был на заседании Совета, когда определяли избирательные округа.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что он тоже являлся ..., но участия в заседаниях Совета депутатов Кызыл-Урупского сельского поселения никогда не принимал. Единственный раз он пришел в сентябре месяце 2010 года, увидел, что там идут какие-то споры, посидел несколько минут и ушел.
Свидетель ФИО5 пояснила, что ... Весной 2010 года, точной даты она не помнит, Территориальной избирательной комиссией по Урупскому району ей было поручено провести заседание комиссии и определить схему избирательных округов для проведения выборов в Совет депутатов Кызыл-Урупского сельского поселения осенью 2010 года. В течение нескольких дней ФИО5 вместе с другими членами избиркома ФИО3, ФИО6 и ФИО7 работали над этим вопросом, проводили сверку по старой схеме, уточняли, кто выбыл или прибыл в аул, после чего было принято решение об определении схемы образования избирательных округов с обозначением их границ. Указанное решение было передано в Совет Кызыл-Урупского сельского поселения для утверждения. ФИО5 подтвердила, что на представленных в суд копиях протокола заседания избирательной комиссии и решения с приложением стоит ее подпись. Впоследствии полномочия муниципальной комиссии были переданы Территориальной избирательной комиссии, и соответственно, все документы тоже были переданы.
Свидетель ФИО3 показала, что ... весной 2010 года, точной даты она уже не помнит, проводилось заседание избирательной комиссии, на котором было принято решение об утверждении схемы избирательных округов а.Кызыл-Уруп. Указанное решение было направлено в Совет Кызыл-Урупского сельского поселения для утверждения. Впоследствии полномочия муниципальной комиссии были переданы Территориальной избирательной комиссии, поэтому когда к ней обратилась Аджиева Н.Д. с заявлением о выдаче копии решения избиркома, она ответила ей, что таким документом не располагает.
Свидетель ФИО6, ... подтвердила, что весной 2010 года проводилось заседание комиссии, на которой решался вопрос об определении схемы избирательных округов. На заседании комиссии присутствовал также ее сын ФИО7 ФИО6 пояснила, что она длительное время работала .... Она считает, что прежняя схема избирательных округов, по которой проводились выборы в 2005 году, устарела, так как постоянно происходят какие-то изменения – кто-то выбыл, кто-то приехал, кто-то достиг восемнадцатилетнего возраста, кто-то поменял место жительства в самом ауле, поэтому после проведенных проверок и уточнений была определена новая схема, которую избирательная комиссия направила на утверждение в Совет.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что она работает ..., обычно все документы, подлежащие обнародованию, вывешиваются в почтовом отделении. Поскольку ее супруг ФИО1 баллотировался в депутаты, она обращала внимание на документы, касающиеся выборов. Ей известно, что в почтовом отделении было размещено только решение Совета Кызыл-Урупского сельского поселения от 1 июля 2010 года, решение избирательной комиссии от 29 апреля 2010 года об определении схемы избирательных округов не размещалось для ознакомления населения.
По ходатайству заинтересованного лица Чочиева Н.Н. были допрошены свидетели ФИО9, ФИО10, ФИО4, являющиеся членами территориальной избирательной комиссии.
Свидетель ФИО9 пояснила, что она являлась .... В день проведения выборов 10 октября 2010 года никаких жалоб ни от кандидатов и их наблюдателей, ни от избирателей не поступало. В ходе голосования были выявлены некоторые неточности в списке избирателей, но если кто-то не был включен в список, после предъявления паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства они были включены в так называемый дополнительный список по тому избирательному округу, где они зарегистрированы.
Свидетель ФИО10 показала, что накануне голосования пришли Аджиева Н.Д., ФИО20 и ФИО15 и стали требовать список избирателей для ознакомления. Им было предложено ознакомиться со списком только в части, касающейся их самих, однако они требовали полный список. В предоставлении списка им было отказано. Замечаний и жалоб в день голосования не было. Никакого давления или влияния Чочиев Н.Н. на избирком не оказывал.
Свидетель ФИО4 также подтвердил, что в день голосования никаких жалоб от кандидатов, их доверенных лиц и избирателей не поступало.
Прокурор Анапиев М.Ф. считает, что в ходе рассмотрения данного гражданского дела не установлено каких-либо нарушений избирательного права, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, и их представителей, показания свидетелей, заключение прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.70 Закона КЧР «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в КЧР» № 44-РЗ от 3 июля 2006 года полный перечень оснований для решения об отмене итогов голосования, результатов выборов установлен Федеральным законом; данные нормы Федерального закона не могут расширительно толковаться и являются исчерпывающими.
Согласно п.1 ст.77 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом. Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов перечислены в п.2 ст.77 названного закона. В качестве одного из оснований подпункт «г» предусматривает установленные судом обстоятельства, когда кандидат, признанный избранным, использовал преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Также суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п.3 ст.77). Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (п.6 ст.77).
Одним из основных доводов заявителя Каппушева А.А. о необходимости признания результатов выборов недействительными является довод о том, что существенные нарушения избирательного законодательства были допущены при определении схемы избирательных округов.
В соответствии со ст.18 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» одномандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории; избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Если на территории, на которой проводятся выборы новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в установленный срок, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений: а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Аналогичная норма содержится и в ст. 16 Закона КЧР «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в КЧР» № 44-РЗ от 3 июля 2006 года.
В судебном заседании установлено, что избирательная комиссия Кызыл-Урупского сельского поселения на своем заседании 29 апреля 2010 года определила схему образования избирательных округов с обозначением их границ и приняла об этом решение. Копия указанного решения и копия протокола заседания комиссии представлена суду Богатыревым А.М. л.д.73-74). Ставить под сомнение указанное решение у суда нет оснований, так как члены избирательной комиссии ФИО5, ФИО3 и ФИО6, допрошенные судом в качестве свидетелей, подтвердили, что решение было принято ими в заседании весной 2010 года и передано в Совет на утверждение. Совет Кызыл-Урупского сельского поселения 1 июля 2010 года принял решение «О составлении избирательных округов», которым подтвердил определенную избирательной комиссией схему, внеся в нее небольшие изменения л.д. 21-22). Действительно, текст решения составлен не совсем корректно, в нем не отражено, что в схему внесены некоторые изменения, хотя в приложении изменения имеются – дома ... перемещены из округа № 3 в округ № 4. Но суть решения все же состоит в утверждении определенной (созданной) избирательной комиссией Кызыл-Урупского сельского поселения схемы образования избирательных округов, и представительный орган вправе в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ вносить поправки в представленную схему. Требования избирательного законодательства о соблюдении примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов и о том, что избирательный округ должен составлять единую территорию, не нарушены: на территории Кызыл-Урупского сельского поселения на 1 января 2010 года был зарегистрирован 631 избиратель, территория аула поделена на 7 избирательных округов: № 1 – 91 человек, №2- 91 человек; № 3 -96 человек; № 4 -93 человека; № 5 -89 человек; № 6 – 86 человек; № 7 – 85 человек при средней норме представительства избирателей 90,14 л.д.72, 96). При этом Федеральный закон № 67-ФЗ предписывает обнародовать схему избирательных округов после ее утверждения, что и было сделано – свидетель ФИО8 подтвердила, что в почтовом отделении было размещено решение Совета Кызыл-Урупского сельского поселения от 1 июля 2010 года, которым схема была утверждена, избирательная комиссия не обязана была обнародовать свое решение от 29 апреля 2010 года.
Что касается решения Совета Кызыл-Урупского сельского поселения от 8 сентября 2010 года «О подтверждении избирательных округов», в приложении к которому допущены неточности л.д. 16-17), - оно было принято за рамками установленных Федеральным законом сроков подготовки и проведения выборов и принципиального юридического значения не имеет, фактически выборы были проведены по схеме избирательных округов, утвержденной Советом 1 июля 2010 года.
Другой довод заявителя Каппушева А.А. о необходимости признания выборов недействительными – нарушения избирательного законодательства при составлении списков избирателей, не позволившие выявить действительную волю избирателей, – также не нашел своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии со ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.15 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в КЧР» в целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей; в списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом; основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения; факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований).
Список избирателей составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.
Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей на разных избирательных участках на одних и тех же выборах соответствующая комиссия до передачи списков избирателей в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
Сведения об избирателях, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума.
Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения.
Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается. После официального опубликования результатов выборов информация об избирателях, содержащаяся в списках избирателей может использоваться для уточнения сведений об избирателях в регистре избирателей.
В судебном заседании установлено, что в Список избирателей, образованный для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения, представленном Территориальной избирательной комиссией по Урупскому району, по состоянию на 10 октября 2010 года в 4-м избирательном округе включено 95 человек, а всего 641 человек л.д. 97-113). В ходе судебного разбирательства копия Списка избирателей, представленная суду ... Мкоян З.В., была сверена с подлинным Списком избирателей, по которому проводилось голосование 10 октября 2010 года – представленная копия полностью соответствует подлиннику, никаких расхождений не установлено. Также при исследовании подлинного Списка избирателей было установлено, что в день голосования 5 человек – ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 - были внесены в список дополнительно и 1 человек – ФИО16 - ошибочно внесенный в список по 4-му округу фактически проголосовал в 7-м округе. Согласно Протоколу избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения по избирательному округу № 4 от 10 октября 2010 года число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, составило 99 л.д. 14). Суд считает, что каких-либо нарушений избирательного законодательства при этом не допущено, так как приведенная выше норма (ст.17 Федерального закона № 67-ФЗ) позволяет избирательной комиссии в случае неточности списка избирателей вносить в него изменения и в ходе подготовки выборов, и в день выборов.
Судом был исследован представленный заявителем Каппушевым А.А. список жителей а.Кызыл-Уруп по 4-му избирательному округу, составленный при подворовом обходе, и сверен со Списком избирателей, предоставленным избиркомом. Действительно, некоторые расхождения имеются. Но поскольку процесс миграции невозможно остановить и зафиксировать на каком-то определенном этапе, законодатель во избежание нарушений прав избирателей предусмотрел возможность вносить изменения и уточнения в Список избирателей даже в день голосования. Как установлено в судебном заседании, часть неточностей, допущенных при составлении Списка избирателей избиркомом, были устранены в ходе голосования - 5 человек внесены дополнительно в Список, 1 человек, ошибочно указанный в 4-м округе, проголосовал в 7-м округе. Из пояснений заинтересованного лица Чочиева Н.Н. следует, что указанные в списке, представленном заявителем Каппушевым А.А., граждане ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 не проживают в а.Кызыл-Уруп и на выборы не явились, хотя и зарегистрированы по месту жительства в ауле. ФИО24 была зарегистрирована в а.Кызыл-Уруп с 22 сентября 2010 года, ФИО25 –выбыла в г.Черкесск еще в 2003 году, ФИО26 снят с учета 24.03.2010 года. Граждане ФИО27 и ФИО28 фактически проживают ... (дом ... не пригоден для проживания и подлежит сносу), ФИО29 и ФИО30 – ... и в Списке избирателей числятся в 3-м избирательном округе, ФИО31, ФИО32 – ... и в Списке избирателей числятся в 5-м избирательном округе. Однако граждане, права которых могли быть нарушены неправильностями в Списке избирателей, с жалобами не обращались. На право же Каппушева А.А. быть избранным, по мнению суда, указанные неточности никак не повлияли, поскольку ни одному из избирателей, пожелавшему проголосовать в том числе и за Каппушева А.А. в 4-м избирательном округе, не было отказано во включении в Список избирателей.
Довод заявителя Каппушева А.А. о том, что схему образования избирательных округов утверждал единолично Чочиев Н.Н., также не нашел своего подтверждения – суду был представлен протокол заседания Совета Кызыл-Урупского сельского поселения от 1 июля 2010 года с повесткой дня «Об утверждении схемы образования избирательных округов для голосования на выборах депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения 10 октября 2010 года», на котором присутствовали ... Чочиев Н.Н., ФИО33, ФИО34, ФИО35 и ФИО36 Чочиев Н.Н. в период выборной кампании не использовал преимущества должностного и служебного положения, поскольку решения принимал не он сам, а Совет депутатов, ....
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 77 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов после определения результатов выборов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Каппушеву А.А. об отмене постановления избирательной комиссии Кызыл-Урупского сельского поселения от 10.10.2010 г. № 8\47 «Об утверждении протокола о результатах выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 4» и признании результатов выборов депутатов Совета Кызыл-Урупского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 4 недействительными отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Урупский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Урупского районного суда Дубовцева А.Н.
Решение не вступило в законную силу.