Решение от 15 ноября 2011 г. по делу № 2-503/2011



Дело № 2-503/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Преградная 15 ноября 2011 г.

Урупский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – судьи Дотдаева Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Шуниной М.М.,

с участием:

представителя истца ОАО «Кавказпромстройбанк» Кондрашовой Ю.С.,

представителя ответчика РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» Застрожновой Г.А.,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Корневой Т.И., Бутовой М.А., Петрова И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Кавказпромстройбанк» к РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» о признании незаконным решений о выплате работникам среднего заработка за третий месяц трудоустройства,

УСТАНОВИЛ

Истец ОАО «Кавказпромстройбанк» обратилось в суд с вышеуказанным иском ссылаясь на то, что в связи с закрытием Преградненского дополнительного офиса ОАО «Кавказпромстройбанк» и сокращением штата работников организации, ОАО «Кавказпромстройбанк» осуществил увольнение работников Корневой Т. И., Бутовой М. А., Петрова И. Р., Брежнева Г. Д. по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Согласно, выданным РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» справкам , , , от 31мая 2011 г. вышеуказанным лицам, ОАО «Кавказпромстройбанк» обязан за счет собственных средств осуществить выплату пособий в размере среднего заработка на период их трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в порядке ст. 178 Трудового кодекса РФ. По мнению истца, данным решением о выдаче вышеуказанных справок нарушаются права ОАО «Кавказпромстройбанк», ответчик незаконно возложил на истца обязанность по выплате среднего заработка Корневой Т. И., Бутовой М. А., Петрову И. Р., Брежневу Г. Д. за третий месяц трудоустройства.

В судебном заседании представитель истца Кондрашова Ю.С. поддержала заявленные требования и просила признать незаконным решения о выдаче справок , , , от 31.05.2011 г. о выплате вышеуказанным работникам среднего заработка за третий месяц трудоустройства, пояснив, что ч. 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает сохранение за уволенным работником среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения только в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Однако, ответчик в нарушение ст. 178 ч. 2 ТК РФ, не привел никаких доводов о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности возложения данных обязанностей на истца, и, тем более, не привел ссылок на сведения и документы, свидетельствующие о наличии указанных обстоятельств, не учел, что Корнева Т.И., Бутова М.А., Петров И.Р., Брежнев Г.Д. являются пенсионерами. Хотя пенсионеры и могут являться субъектом трудовых правоотношений они лучше защищены в социальном смысле, по сравнению с другими категориями работников, наличие пенсии у этих лиц не лишает их права на получение предусмотренных ч. 2 ст. 178 ТК РФ выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ. Исходя из положения регистрации безработных граждан, утвержденного приказом от 30 сентября 2010 г. N 847н, граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. При этом распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении них положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат. Ответчик своим решением (справками) обязал ОАО «Кавказпромстройбанк» произвести выплаты, не учитывая социальную защищенность Корневой Т.И., Бутовой М.А., Петрова И.Р., Брежнева Г.Д., то есть нарушил не только нормы ст. 178 ТК РФ, но и конституционные права истца.

Представитель ответчика РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» Застрожнова Г.А. в судебном заседании не признала требования истца и просила отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. В период с марта по май 2011 года в Центре занятости населения имелись вакансии: электрогазосварщик, врач-терапевт, врач-гинеколог, фельдшер, водитель автобуса, кондуктор, машинист экскаватора, слесарь АВР, санитарка, водитель скорой помощи, машинист насосных установок, мастер по ремонту в ООО «Урупский Водоканал», уборщик служебных помещений, флотатор, подсобный рабочий, рабочий по благоустройству, социальный работник, оператор очистных сооружений. Корнева Т.И., обратившаяся в ЦЗН и зарегистрированная в качестве ищущей работу, была уволена с руководящей должности, имеет высшее образование и длительное время работала по специальности, в соответствии со ст. 4 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. вышеуказанные вакансии являются для нее неподходящими. Вышеуказанные вакансии также являются неподходящими для Бутовой М.А. Петрову И.Р. не могут быть предложены вакансии водителя скорой помощи, т.к. требуется категория «D», для других вакансий у него нет соответствующей квалификации. Брежнев Г.Д. является инвалидом, которому рекомендован труд по профессии сторож, охранник - вакансий по указанным профессиям заявлено не было в течение трех месяцев (с марта по май 2011г.). Другие вакансии Брежневу Г.Д. не подходят по рекомендациям врачей. Согласно ч. 2 ст.3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от возраста. Статья 178 ТК РФ не предусматривает каких-либо исключений для случаев предоставления предусмотренных ею гарантий. Факт достижения гражданином пенсионного возраста не препятствует дальнейшему осуществлению им трудовой деятельности. Каждый случай невозможности трудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, в связи с чем и были приняты обжалуемые решения.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Корнева Т.И., Бутова М.А., Петров И.Р. поддержали доводы ответчика РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району», просили отказать в удовлетворении требований истца, пояснив, что имеют право на получение заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку своевременно обратились в центр занятости населения, но не были трудоустроены. Закон не ограничивает права лиц пенсионного возраста и они не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости. Петров И.Р. пояснил, что получает пенсию по линии МВД и пенсию по старости, так как был государственным служащим, ему предлагали работать рабочим по благоустройству, подметать, но это его не устроило, Бутова М.А. пояснила, что получает пенсию по старости, подходящей ей работы по образованию не было предложено, Корнева Т.И. пояснила, что также получает пенсию по старости, у нее высшее образование, а ей предложили должность бухгалтера, которая не требует высшего образования и предлагалась маленькая заработная плата. Петров И.Р., Бутова М.А. и Корнева Т.И. пояснили, что после мая месяца 2011 года в центр занятости населения в целях отыскания работы не обращались, в настоящее время не работают.

Третье лицо Брежнев Г.Д. в судебное не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в суд не представил, однако от него поступила телефонограмма, в которой он указывает, что не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие, разрешение иска оставляет на усмотрение суда. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие надлежаще извещённого о дне, времени и месте рассмотрения дела третьего лица Брежнева Г.Д..

Представитель Государственного учреждения – Отделения пенсионного фонда РФ по Карачаево-Черкесской Республике в Урупском районе Гочияев Р.Б. в судебное заседание также не явился, в письменном отзыве на исковое заявление просил исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что ответчиком не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку центром занятости не представлены документы, подтверждающие отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, связанным с социальным положением гражданина, другие документы, указывающие на исключительный случай, в том числе на отсутствие в семье работающих членов, отсутствие у уволенного работника иных доходов. Корнева Т.И., Бутова М.А., Петров И.Р., Брежнев Г.Д. являются получателями пенсии. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности. Характер пенсионных выплат относится к тем случаям, когда наступает нетрудоспособность, а значит и получение дохода. Пенсионеры доход имеют, и выходное пособие за третий месяц не является для них единственным и жизненно важным источником существования. Пенсионеры лишены права получать пособие по безработице и быть признанными безработными. Центр занятости в соответствии с законом не выплачивает пенсионерам пособие по безработице, но своими решениями (справками) обязывает работодателей выплачивать выходное пособие за третий месяц, которое, так же как и пенсия носит социальный характер.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В силу п. 1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458, в организациях занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода).

В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом от 28 февраля 2011 г. уволены на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением численности (штата) работников в ОАО «Кавказпромстройбанк» Корнева Т.И., Бутова М.А., Брежнев Г.Д., Петров И.Р. (л.д. 15-19). Выходное пособие в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства за 2 месяца со дня увольнения согласно ст. 178 ТК РФ им было выплачено истцом. Согласно карточкам персонального учета гражданина ищущего работу Корнева Т.И., Бутова М.А., Брежнев Г.Д., Петров И.Р. в двухнедельный срок встали на учет в РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» (л.д. 42-57).

Поскольку с начала марта месяца 2011 г. по 31 мая 2011 г. вышеуказанные лица занимались поиском работы, им предлагались вакансии, исходя из наличия вакантных рабочих мест в информационном банке данных службы занятости, однако трудоустройство их не состоялось.

Согласно данным РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» в период с 1 марта по 31мая 2011 г. в центре занятости населения имелись вакансии: электрогазосварщик, врач-терапевт, фельдшер, водитель автобуса, кондуктор, машинист экскаватора, слесарь АВР (л.д.39-41).

В судебном заседании установлено, что Корнева Т.И. была уволена с руководящей должности, имеет высшее образование, и длительное время работала по специальности, в соответствии со ст. 4 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. вышеуказанные вакансии являются для нее неподходящими. По вышеуказанным причинам данные вакансии также являются неподходящими для Бутовой М.А. У Петрова И.Р., проработавшего в Преградненском отделении ОАО «Кавказпромстройбанк» сторожем, отсутствует соответствующая квалификация для вышеуказанных вакансий. Брежнев Г.Д. является инвалидом, которому рекомендован труд по профессии сторож, охранник - вакансий по указанным профессиям заявлено не было в течение трех месяцев, с марта по май месяцы 2011 г.

В связи с чем, РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» было принято решение о выдаче им справок для оплаты третьего месяца в соответствии со ст. 178 ТК РФ , , , (л.д.4-7). Данные справки Корнева Т.И., Бутова М.А., Брежнев Г.Д., Петров И.Р. 1 июня 2011 г. представили для оплаты вместе с трудовой книжкой в ОАО «Кавказпромстройбанк» ( л.д. 8-11).

Согласно справок ГУ-Отделения пенсионного фонда РФ по Карачаево-Черкесской Республике в Урупском районе Корневой Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Бутовой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначена пенсия с 2010 года, а Брежневу Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Петрову И.Р.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2007 г. ( л.д. 83-86).

Выводы РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» о наличии у Корневой Т.И., Бутовой М.А., Брежнева Г.Д., Петрова И.Р. права на сохранение средней заработной платы в течение третьего месяца со дня увольнения основаны исключительно на том, что они в двухнедельный срок со дня увольнения обратились в центр занятости населения и не были трудоустроены, в то время как указанные обстоятельства не могут быть рассмотрены в качестве исключительных, как того требует ч. 2 ст. 178 ТК РФ, поскольку положениями указанной нормы эти обстоятельства предусмотрены в качестве обязательных условий, соблюдение которых необходимо для сохранения работником заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 178 ТК РФ предусматривает возможность сохранения среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работникам, обратившимся в двухнедельный срок после увольнения в орган службы занятости населения по решению этого органа не во всех, а только в исключительных случаях. При отсутствии таких исключительных случаев применению подлежат положения ч. 1 указанной статьи.

Законодателем не определены критерии исключительности таких случаев, однако, само понятие исключительности позволяет полагать, что таких обстоятельств нет у большинства других лиц, относящихся к категории нетрудоустроенных в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению штата работников и обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения в течение двухнедельного срока со дня увольнения.

Действительно вышеуказанные лица являются пенсионерами и, следовательно, ежемесячно получает пенсию, имеют определенные средства к существованию.

Трудовое законодательство не содержит норм, ограничивающих права лиц пенсионного возраста по сравнению с иными категориями граждан при осуществлении ими права на труд и, в частности, при увольнении их по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая предоставление установленных Трудовым Кодексом гарантий и компенсаций в соответствии со ст. 178 ТК РФ.

Исходя из положений п. 17 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 458, хотя пенсионеры и могут являться субъектом трудовых правоотношений, но они лучше защищены в социальном смысле, по сравнению с другими категориями работников, и наличие пенсии у этих лиц не лишает их право на получение предусмотренных ч. 2 ст. 178 ТК РФ выплат, но их большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 178 ТК РФ.

По мнению суда, к таким случаям могут быть отнесены отсутствие у уволенного работника иного дохода, отсутствие в семье работающих членов семьи и др.

Доказательств того, что у Корневой Т.И., Бутовой М.А., Брежнева Г.Д., Петрова И.Р. имеются какие-либо исключительные обстоятельства, которые могли бы препятствовать их трудоустройству, при наличии которых они не имели бы средств к существованию, либо иных обстоятельств исключительного характера суду представлено не было. При принятии решения суд учитывает и то обстоятельство, что после третьего месяца со дня увольнения, указанные лица не обращались центр занятости населения в целях отыскания работы, хотя и не были трудоустроены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные ОАО «Кавказпромстройбанк» требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Удовлетворить исковые требования ОАО «Кавказпромстройбанк».

Признать незаконными решения РГУ «Центр занятости населения по Урупскому муниципальному району» , , , от 31 мая 2011 г. о выплате среднего заработка за третий месяц трудоустройства Корневой Т.И., Бутовой М.А., Брежневу Г.Д. и Петрову И.Р. за счет средств ОАО «Кавказпромстройбанк».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Урупский районный суд.

Судья Урупского районного суда Дотдаев Н.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2011 г.

Решение не вступило в законную силу.