Дело № 1-№ /12
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Ковалева Е.В.
С участием прокурора Рябова С.А.
Адвоката Жадновой В.А.
При секретаре Рожновой Н.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ уголовное дело в отношении
Кривова А.В. , родившегося ДД.ММ.ГГГГ в х. <адрес>, проживающего в <адрес>, гражданина РФ, образование среднее, не женатого, военнообязанного, не работающего
в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 часть 1 УК РФ
УСТАНОВИЛ
Кривов А.В. совершил убийство при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты> час. Кривов А.В. находились вместе с К.Н.В. на кухне домовладения, где проживали вместе по адресу <адрес> <адрес>.К.Н.В. , находясь в состоянии алкогольного опьянения, стал наносить удары кулаками по различным частям тела К.А.В. Последний упал на пол, где между братьями продолжилась борьба. На шум в доме пришла их мать К.Р.Н. разняла их. К.Н.В. ушел в другую комнату. Кривов имея на него обиду и злость за причиненное физическое насилие с возникшим у него умыслом на причинение смерти К.Н.В. , прошёл в помещение котельной, расположенной в домовладении, взял кувалду, и вернулся в комнату, где оставался К.Н.В. В целях реализации своего умысла на причинение смерти последнему, Кривов . подошёл к стоявшему к нему спиной К.Н.В. и нанёс один удар кувалдой в левую височно-теменную область головы К.Н.В. причинив ему телесное повреждение в виде тупой травмы головы в виде вдавленного перелома костей черепа слева, ушиба головного мозга, ушибленной раны правой височно-теменной области. От полученного телесного повреждения К.Н.В. без сознания упал на пол. Кривов отнёс кувалду обратно в котельную и скрылся с места преступления. К.Н.В. от полученного телесного повреждения скончался в МБУЗ « Урюпинская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ.
Подсудимый Кривов вину признал частично. В судебном заседании показал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> час. К.Н.В. пришел домой и принёс бутылку спиртного. Они вместе начали выпивать, и вначале всё было нормально. Потом он (Кривов)) ушёл в другую комнату и слушал музыку по телефону. К.Н.В. зашёл к нему и начал к нему придираться по поводу денег, требовал отдать. Он ему сказал, что сейчас денег у него нет. К.Н.В. стянул его с дивана, и начал наносить удары по всем частям тела Он вырвался, ушёл из дома. И ночевал на кладбище. Утром вернулся домой, Н. уже был в состоянии алкогольного опьянения. У него была бутылка спиртного, и они с ним выпили мировую. Затем у К.Н.В. что-то «переклинило», и он кинулся на него драться и начал душить. Он придавил его голову ногой к полу, и придавил. Он как-то сумел вырваться, поднялся и вышел. Из-за того, что был в обиде на брата, он взял в котельной кувалду, чтобы ударить брата, но не убивать. Когда он ( Кривов .) вернулся в спальню, где оставался брат, то увидел, что тот стоял к нему спиной, и разговаривал по телефону. К.Н.В. не видел, что он с кувалдой в руке. Он замахнулся, и ударил в голову, получилось в левый висок. К.Н.В. упал, он испугался, занёс обратно кувалду в котельную и ушёл из дома к сестре.
В судебном заседании в связи с существенными противоречиями в показаниях исследованы показания Кривов , данные им на предварительном следствии в качестве подозреваемого и обвиняемого.
В качестве подозреваемого Кривова показал следующее ( л.д.<данные изъяты>) :
ДД.ММ.ГГГГ он был дома. К.Н.В. пришёл домой в состоянии алкогольного опьянения и принёс литр водки, которую предложил распить. Сначала он отказался, но потом согласился, так как за отказ брат его мог избить. Они втроём вместе с матерью выпили поллитра водки, и он (Кривов) стал слушать музыку на телефоне. К нему подошёл К.Н.В. и потребовал второй телефон, на что он ему ответил, что второго телефона у него нет. Тогда К.Н.В. забрал его телефон. Во избежание конфликта он ушел из дома. Вслед К.Н.В. говорил ему, что убьёт его. В этот день он не вернулся домой, и ночевал на кладбище.ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты> час. он вернулся домой, мать в это время находилась во дворе, а К.Н.В. курил на кухне. Был уже нетрезвым, на столе стояла начатая бутылка водки. К.Н.В. предложил ему выпить, он отказался. К.Н.В. выпил ещё водки, и начал требовать у него деньги. И ударил кулаком по лицу в область левого глаза, от чего он упал на пол. К.Н.В. продолжил его избивать ногами по телу, затем прижал его голову ногой к полу, отчего ему стало трудно дышать. Он пытался высвободиться от его ноги, но не смог. В это время на кухню зашла их мать К.Р.Н. , и стала оттаскивать от него К.Н.В. .В этот момент он освободился от его ноги, и поднялся. К.Н.В. вышел в спальню. Поскольку он (Кривов ) разозлился на К.Н.В. ., что тот его постоянно беспричинно избивал, он прошел через коридор в котельную, и взял там кувалду, чтобы ударить его. С кувалдой зашёл в комнату, где К.Н.В. остался с телефоном, который бросил в него, и отвернулся к окну. Он ( Кривов ) подошёл, держа кувалду в руках так, что ударная её часть находилась со стороны левой руки, и ударил Кривов ударной частью в левую заднюю часть головы. К.Н.В. упал на пол вниз лицом, без сознания. Отнёс кувалду обратно в котельную и ушёл из дома. Ему известно, что голова является жизненно важным органом и от удара твердым предметом можно причинить смерть человеку. Убивать не хотел, желал, чтобы К.Н.В. потерял сознание.
В качестве обвиняемого Кривов показал следующее ( л.д.<данные изъяты>) :Удар К.Н.В. он наносил, не желая причинить ему смерти, хотел его оглушить, так как боялся более жестокого избиения со стороны брата. Медицинскую помощь он ему не оказал из-за того, что побоялся ответных его действий, который физически сильнее его. Реальная возможность у него покинуть дом после происшедшего у него была. Угроз от К.Н.В. . в это время не было.
Как следует из оглашенных показаний Кривов вину в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ признавал частично, показания давал добровольно, без психического и физического принуждения в отношении него со стороны сотрудников правоохранительных органов, о чем в вышеуказанном протоколе имеется собственноручная подпись обвиняемого, а также его защитника адвоката Жадновой В.А. Протокол обвиняемым был прочитан лично, замечания на протокол отсутствуют. Также из данного протокола следует, что перед началом допроса Кривову были разъяснены права в соответствии со ст.51 Конституции РФ, ст.47 УПК РФ.
Суд, руководствуясь требованиями ст.ст.85-88 УПК РФ, оценив показания Кривова, данные в ходе предварительного следствия, берет за основу приговора, так как они согласуются с совокупностью других доказательств, исследованных в судебном заседании.
Несмотря на то, что подсудимый признал себя виновным лишь частично, его вина в совершении инкриминируемого ему преступления нашла свое полное подтверждение в ходе судебного заседания и подтверждается следующими доказательствами.
Потерпевшая К.Р.Н. показала, что К.Н.В. её сын. С детства был очень жестоким. Последние несколько лет злоупотреблял спиртными напитками, не работал, постоянно устраивал скандалы, избивал всех членов семьи.ДД.ММ.ГГГГ она, К.Н.В. и Кривов находились в доме. Время было примерно обеденное. К.Н.В. начал трясти А., и требовать деньги. Кривов сказал ему, что отдаст деньги, когда заработает. К.Н.В. схватил его за горло, и стащил с дивана. Несколько раз ударил его ногой. Она оттаскивала К.Н.В. от А.. Кривов вырвался, и вышел из комнаты. К.Н.В. остался в комнате, она подумала, что конфликт между ними закончился, и вышла из дома на улицу. Вернулась минут через 20, и увидела, что К.Н.В. лежит возле дивана на полу, возле него была кровь. Кривов в доме не было. Н. был в сознании, и пытался залезть на диван. После чего она выбежала во двор, увидела соседку, и попросила её вызвать по телефону скорую помощь, и полицию.
Свидетель К.С.В. показала следующее. К.Н.В. её брат, он проживал с родителями в <адрес>, работал по найму, и когда зарабатывал деньги, злоупотреблял спиртным, при этом «терял разум», и гонял родителей и брата А.. К.Н.В. был высоким, и физически сильным. А. он говорил, что просто хочет его убить. Она по причине, что К.Н.В. её тоже избивал, уехала жить в <адрес>. К ответственности они его не привлекали, прощали ему. Родители тоже к ней приезжали в <адрес>, и жили по несколько недель, так как с Н. жить было невозможно. Он избивал мать.
Из показаний свидетеля Б.О.В. , которые были оглашены в судебном заседании, с согласия подсудимого и защиты на основании ст. 281 УПК РФ, следует, что по <адрес> у нее проживает мать – К.Р.Н. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а так же двое братьев - К.Н.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Кривов , ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Взаимоотношения между братьями были плохими, они постоянно ругались, в том числе и на почве распития спиртных напитков. Примерно в начале ДД.ММ.ГГГГ года К.Н.В. в очередной раз избил Кривова , после чего последний наблюдался на стационарном лечении в Урюпинской ЦРБ. К.Н.В. , в период нахождения в трезвом состоянии, может охарактеризовать с положительной стороны. После распития спиртного становился агрессивным и постоянно конфликтовал с родственниками и другими жителями хутора, нередко дрался. Кривова может охарактеризовать с положительной стороны, как спокойного доброго человека, спиртные напитки употребляет редко, на фоне употребления спиртных напитков проявления агрессии за ним никто не замечал. ДД.ММ.ГГГГ в ходе телефонного разговора с матерью ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ Кривов и К.Н.В. занимались по хозяйству, при этом оба находились в состоянии алкогольного опьянения. В какой-то момент Кривов зашел в дом, через некоторое время вбежал К.Н.В. и начал предъявлять брату претензии по поводу того, что он должен дать ему денег и стал душить и наносить ему удары. Кривову удалось вырваться, и он смог выбежать из дома. В какой – то момент К.Н.В. переключился на мать. Кривов , желая заступиться за себя и мать, взял кувалду и ударил К.Н.В. по голове, от чего тот упал и потерял сознание. После это Кривов и мать вызвали полицию. Из разговора с самим Кривовым ей стало известно, что на фоне произошедшего конфликта, на почве личных неприязненных отношений и желая заступится за себя и мать, он нанес удары по голове брата, при этом он не хотел его убивать, но понимал, что наносит удар тяжелым предметом в область жизненно важных органов, от которых тот мог умереть (л.д. <данные изъяты>).
Кроме показаний свидетеля, вина подсудимого Кривова, подтверждается исследованными письменными материалами дела:
- рапортом об обнаружении признаков преступления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в действиях Кривова усматриваются признаки преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 111 УК РФ (л.д. <данные изъяты>);
- протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого осмотрено домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, в ходе которого из котельной изъята кувалда (л.д.<данные изъяты>);
- протоколом проверки показаний на месте от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого Кривов , на месте продемонстрировал при помощи манекена человека и макета кувалды, каким образом он наносил удары кувалдой К.Н.В. в левую височно – теменную часть головы (л.д.<данные изъяты>);
- протоколом осмотра предметов, согласно которого, осмотрена кувалда, изъятая в ходе осмотра места происшествия по <адрес> (л.д. <данные изъяты>);
- постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств, согласно которого к уголовному делу в качестве вещественного доказательства приобщены кувалда, изъятая в ходе осмотра места происшествия по <адрес> (л.д. <данные изъяты>);
- заключением судебно – психиатрической экспертизы № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, Кривов , каким – либо хроническим психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики не страдал и не страдает, а потому мог и может осознавать фактический характер и общественную безопасность своих действий (бездействий) либо руководить ими. В момент совершения инкриминируемого деяния Кривова признаков какого – либо психического расстройства, временного психического расстройства не обнаружено, сознание у него не было омрачено, он правильно ориентировался в окружающих лицах и в ситуации, поддерживал адекватный речевой контакт, совершал целенаправленные действия, которые не диктовались болезненными переживаниями, находился по материалам уголовного дела и своим собственным показаниям в состоянии простого алкогольного опьянения, он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими. В применении медицинских мер медицинского характера не нуждается. Признаков синдрома зависимости вследствие употребления алкоголя и наркотических веществ не обнаруживает (л.д.<данные изъяты>);
- заключением судебно-биологической эксперта № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на металлической части кувалды, изъятый в ходе осмотра места происшествия по <адрес>, найдены следы крови человека АВ0 группы, которые могли произойти от К.Н.В. . Принадлежность Кривову исключена. Принадлежность Кривову исключена. На ручке кувалды выявлен пот и обнаружены группоспецифические факторы А,Б и Н, что может указывать о происхождении пота от лица (лиц) АВ0 группы, либо о смешении пота лица, содержащих вышеуказанные антигены. Таким образом, присутствие пота Кривова и К.Н.В. на ручке кувалды, не исключается (л.д. <данные изъяты>).
- заключением эксперта № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого смерть К.Н.В. наступила в результате тупой травмы головы, сопровождающейся переломом костей черепа, ушибом головного мозга, с частичным его разрушением, с кровоизлияниями под оболочки головного мозга, осложнившейся отеком головного мозга. При исследовании трупа обнаружены следующие телесные повреждения: тупая травма головы в виде перелома костей основания черепа слева, ушибленная рана головного мозга с его разрушением, с кровоизлиянием под оболочки головного мозга, ушибленной раны левой височно-теменной области. Данная травма прижизненная, возникла от однократного воздействия твердого тупого предмета с ограниченной поверхностью контакта, возможно от удара кувалдой, квалифицируется как причинившая тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и здоровья и находится в прямой причинной связи со смертью. После получения указанной травмы, потерпевший жил в течении трех недель; активные действия совершать не мог ввиду потери сознания (л.д. <данные изъяты>).
Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что виновность подсудимого Кривова в совершении инкриминируемого ему преступления нашла свое полное подтверждение в ходе судебного разбирательства настоящего уголовного дела.
Суд находит доказанным тот факт, что события инкриминируемого Кривову деяния происходили ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается вышеуказанными письменными материалами настоящего уголовного дела и показаниями подсудимого, потерпевшей. Сам подсудимый не отрицает того факта, что нанес удар кувалдой в левую височно-теменную область головы потерпевшего.
Данное обстоятельство подтверждается заключениями приведенных выше судебно-медицинской экспертиз, судебно-биологических экспертиз.
Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы трупа К.Н.В. № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что смерть К.Н.В. наступила в результате тупой травмы головы, сопровождавшейся переломом костей черепа, ушибом головного мозга, с частичным его разрушением, с кровоизлияниями под оболочки головного мозга, осложнившейся отёком головного мозга. Данная травма прижизненная, возникла от однократного воздействия твердого тупого предмета с ограниченной поверхностью контакта, возможно от удара кувалдой.
Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд исходит из установленных приведенными выше доказательствами обстоятельств дела и приходит к выводу, что действия подсудимого Кривова следует квалифицировать по ч.1 ст.105 УК РФ – как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Квалифицируя содеянное подсудимым Кривовым , суд исходит из того, что нанося удар кувалдой К.Н.В. в левую височно-теменную область головы, в жизненно важный орган таким предметом, как кувалда, он осознавал, что совершает деяние, опасное для жизни потерпевшего, предвидел, что его действие может причинить ему смерть и безразлично относился к наступлению смерти, что является косвенным умыслом.
Доводы подсудимого о том, что он взял кувалду для того, чтобы оглушить К.Н.В. и чтобы он больше не применял к нему физическое насилие, как он поясняет, не нашли подтверждения в судебном заседании. Как пояснил в судебном заседании Кривов он за свою жизнь в тот момент не опасался, ему ничего не угрожало со стороны К.Н.В. , который отвернулся, и занимался телефоном, находясь спиной к подсудимому в момент нанесения ему смертельного удара.
О том же пояснила и потерпевшая К.Р.Н. : после того, как она разняла Кривов она вышла из дома на улицу, считая, что конфликт между ними окончен.
Противоправное поведение самого потерпевшего К.Н.В. по отношению к Кривову не создавало реальной угрозы жизни и здоровью. У погибшего не было в руках никакого оружия, либо предмета в качестве оружия, которым бы он мог причинить вред здоровью или смерть.
Кривов нанес удар кувалдой, чем причинил смертельные телесные повреждения потерпевшему тогда, когда противоправные действия К.Н.В. уже не были направлены на подсудимого, тогда когда ему уже ничего не угрожало. Умышленные действия Кривова , использование кувалды для причинения телесного повреждения в жизненно важную область ( голову) указывают на умысел (косвенный) причинить смерть К.Н.В.
Назначая подсудимому Кривову наказание, суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, учитывает все обстоятельства, влияющие на избрание справедливого и соразмерного содеянному наказания, характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности виновного, влияние наказания на его исправление.
Суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым – преступление, совершенное подсудимым Кривовым на основании ч.5 ст.15 Уголовного кодекса РФ относится к категории особо тяжких преступлений.
К обстоятельствам, смягчающим наказание подсудимого Кривова суд относит частичное признание им своей вины, удовлетворительную характеристику с места жительства, к уголовной ответственности привлекается впервые.
К смягчающим его вину обстоятельствам суд считает необходимым отнести противоправное поведение самого К.Н.В.
Обстоятельств, отягчающих ответственность подсудимого Кривова , в его действиях не усматривается.
Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307, 308, 309 УПК РФ,
ПРИГОВОРИЛ:
Кривова признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 Уголовного кодекса РФ и на основании данной статьи назначить ему наказание в виде 6 (шести ) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания Кривову исчислять с ДД.ММ.ГГГГ – с момента его задержания в порядке ст.ст.91,92 УПК РФ.
Меру пресечения Кривову в виде содержания под стражей оставить без изменения.
Вещественные доказательства – кувалду, находящуюся в камере хранения Урюпинского МСО СУ СК России по Волгоградской области – уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья Е.В. Ковалева