об оспаривании решений об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-791/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урюпинск 17 августа 2010 г.

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Трофимовой Т.В.,

при секретаре Абрамовой Г.И.,

с участием истицы Мартыновой В.А.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ по г. Урюпинску и Урюпинскому району Волгоградской области Деминой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Валентины Александровны к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) РФ в г. Урюпинске и Урюпинском районе об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Мартынова В.А. обратилась в Урюпинский городской суд Волгоградской области с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Урюпинску и Урюпинскому району, в котором просила суд обязать ответчика засчитать в ее льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию (пенсию за выслугу лет) периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности старшей пионервожатой МОУ средней общеобразовательной школы № г. Урюпинска; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период ухода за ребенком до полутора лет, и с учетом этих периодов назначить ей досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска Мартынова В.А. сослалась на то, что в должности старшей пионервожатой она работала в то время, когда для исчисления льготного стажа педагогических работников действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в п. 2 которого указано, что работа в качестве пионервожатой засчитывается в стаж работы учителей и других работников просвещения. В связи с этим Мартынова В.А. полагает, что период ее работы в должности старшей пионервожатой подлежит зачету в льготный трудовой стаж.

Отпуск по уходу за ребенком, в котором она находилась до ДД.ММ.ГГГГ, был ей предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он подлежит зачету в льготный трудовой стаж согласно ранее действующему законодательству.

В судебном заседании Мартынова В.А. заявленные требования уточнила и просила суд признать незаконным решение Управления пенсионного фонда (ГУ) РФ в г. Урюпинске и Урюпинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в льготный стаж спорные периоды, обязать ответчика засчитать указанные периоды в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, и обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию с момента возникновения такого права с учетом спорных периодов. Мартынова В.А. на иске настаивала, поясняя при этом, что всю жизнь она занималась работой с детьми и имеет право на досрочную пенсию.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ по г.Урюпинску и Урюпинскому району Демина Н.Ф. с иском не согласилась, пояснила, что включение указанных выше периодов в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не предусмотрено действующим законодательством. Так период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой не подлежит включению в льготный стаж, т.к. данная должность отсутствует в списках должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге лет в соответствии с Постановлением № 463 от 06.09.1991 г., № 781 от 29.02.2002 г.

Период ухода за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ свыше полутора лет не может быть включен в льготный стаж на основании ст. 167 КзоТ РСФСР, действовавшей в редакции до 25.09.1992 г.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, суд пришел к выводу, что требования Мартыновой В.А. подлежат удовлетворению.

Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности граждан.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» установлены три вида трудовых пенсий, а именно: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в т.ч. лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

До вступления в силу Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.02 г. действовало Постановление Правительства РФ от 22.09.99 г. № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», пунктом 3 которого было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

До 6 сентября 1991 г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно записи в трудовой книжке, а также представленным в судебное заседание приказам № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ Мартынова Валентина Александровна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности старшей пионервожатой в МОУ средней общеобразовательной школе №.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Из представленных документов следует, что работа в должности пионервожатой осуществлялась Мартыновой В.А. в период действия Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Следовательно, при исчислении ее льготного стажа следует руководствоваться именно этим нормативным актом. Пунктом 2 указанного Положения было установлено, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. При этом согласно пункту 4 этого же Положения, работа в должности пионервожатой засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Поскольку Мартыновой В.А. выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, а именно она имеет <данные изъяты> указанного специального стажа, данный спорный период (период работы в должности пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подлежит включению в стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Исключение из педагогического стажа Мартыновой В.А., дающего право на досрочное назначение пенсии, периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд также находит необоснованным.

Согласно архивной выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по «Урюпинской начальной школе №» Мартыновой В.А. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Как пояснила истица в судебном заседании, по истечении ДД.ММ.ГГГГ отпуска по уходу за ребенком до полутора лет она продолжала находиться в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Несмотря на отсутствие приказа о предоставлении такого отпуска Мартыновой В.А. указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиком и подтверждается справкой администрации городского округа г. Урюпинск по средней школе №, согласно которой Мартынова В.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), а также приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Мартынова В.А. считается вышедшей из декретного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ, действующей на момент предоставления Мартыновой В.А. отпуска по уходу за ребенком, подлежали зачету в льготный стаж периоды нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Изменения в данную статью были внесены 25.09.1992 г. Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» и вступили в силу 06.10.1992 г. Поскольку на момент ухода Мартыновой в отпуск по уходу за ребенком действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, в соответствии с которой период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж, следовательно, весь период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, вплоть до 11.01.1993 г., подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом суд исходит из того, что закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет, и действия норм КЗоТа РСФСР в редакции 1992 г. не должны применяться к правоотношениям, возникшим до введения их в действие.

Доводы представителя ответчика Деминой Н.Ф. о том, что отпуск по уходу за ребенком до трех лет не подлежал зачету в льготный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, не обоснованы по следующим основаниям.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

При таких обстоятельствах период нахождения Мартыновой В.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трех лет во время действия приведенных выше Законов подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Таким образом, судом установлено, что решение Управления Пенсионного фонда РФ по г. Урюпинску и Урюпинскому району об отказе Мартыновой В.А. включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работу в должности пионервожатой) и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период ухода за ребенком свыше полутора лет) нельзя считать законным. Данные периоды подлежат включению в льготный стаж Мартыновой. С учетом указанных периодов ей необходимо назначить пенсию с момента наступления такого права.

При таких обстоятельствах иск Мартыновой В.А. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Мартыновой Валентины Александровны об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г.Урюпинске и Урюпинском районе удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного фонда (ГУ) РФ в г.Урюпинске и Урюпинском районе об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) Российской Федерации в г.Урюпинске и Урюпинском районе включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии Мартыновой Валентине Александровне, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) Российской Федерации в г.Урюпинске и Урюпинском районе назначить Мартыновой Валентине Александровне досрочную трудовую пенсию по старости с момента наступления права на досрочную пенсию с учетом указанных периодов.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме в Волгоградской областной суд.

Судья Т.В.Трофимова