Дело № 210/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урюпинск 1 марта 2011 г.
Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Абрамовой Г.И.,
с участием истца Моисеева Р.В., его представителя адвоката Маковкина В.Д.,
представителей ответчика администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области Моногеновой И.Г., Новиковой И.А.,
представителя третьего лица администрации Дьяконовского сельского поселения Голованова В.С.,
третьего лица Моисеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеева Р.В. к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области во включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, о признании права на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Моисеев Р.В. обратился в Урюпинский городской суд с иском к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области, в котором просит признать за ним и членами его семьи право на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. (в редакции постановления № 83 от 31.01.2009 г.);обязать ответчика включить его и членов его семьи в состав участников соответствующих мероприятий.
В обоснование иска истец указал на то, что постановлением Дьяконовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ его семья была признана нуждающейся в жилом помещении, после чего ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области о включении его с семьей в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 858 от 03.12.2002 г. Однако решением жилищной комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении его заявления было отказано со ссылкой на незаконное признание его нуждающимся в жилье. Данное решение жилищной комиссии истец считает незаконным, поскольку, по его мнению, администрация Урюпинского муниципального района не имеет оснований отменять постановление Дьяконовского сельского поселения либо не принимать его во внимание.
В судебном заседании истец Моисеев Р.В., его представитель адвокат Маковкин В.Д. заявленные требования уточнили, просили решение жилищной комиссии при администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Моисееву Р.В. во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации федеральной целевой программ «Социальное развитие села до 2012 года», признать незаконным, признать за Моисеевым Р.В. и членами его семьи право на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, обязать администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области включить истца и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Решение жилищной комиссии при администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ считают незаконным, поскольку ответчик был не вправе давать оценку решению органа местного самоуправления администрации Дьяконовского сельского поселения о постановке семьи Моисеевых Р.В. и Е.Н. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Администрацией Дьяконовского сельского поселения Моисеев Р.В. и члены его семьи были правомерно постановлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области Моногенова И.Г. с заявленными требованиями не согласилась, указав следующее.
При решении жилищной комиссией администрации Урюпинского муниципального района вопроса о включении семьи Моисеева Р.В. в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий как молодой семьи было установлено, что постановлением главы администрации Дьяконовского сельского поселения администрации Урюпинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Моисеев Р.В. и члены его семьи незаконно, в нарушение ст. 53 ЖК РФ, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, так как Моисеева Е.Н. сознательно, с намерением приобрести право на жилье, ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировавшись по месту жительства у своего супруга Моисеева Р.В. по <адрес>. Действующее семейное законодательство не обязывает супругов проживать совместно, поэтому оснований для регистрации Моисеевой Е.Н. по месту жительства Моисеева Р.В. не было. Кроме того, у Моисеева Р.В. не было оснований для регистрации по месту жительства своего новорожденного ребенка А., поскольку ребенок мог быть зарегистрирован по месту прежней регистрации своей матери.
Представитель ответчика Новикова И.А. также в иске Моисееву Р.В. просила отказать.
Представитель третьего лица Дьяконовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Голованов В.С. поддержал иск, указывая на то, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Дьяконовского сельского поселения о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий Моисеева Р.В. и членов его семьи является законным, оснований для его отмены нет.
Третье лицо Моисеева Е.Н. иск поддержала, суду пояснила, что она после регистрации брака с Моисеевым Р.В. переселилась в домовладение его матери Моисеевой Т.В., где они стали проживать семьей, в связи с чем она снялась с регистрационного учета в домовладении <адрес> где ранее была зарегистрирована вместе со своими родителями, и зарегистрировалась по месту своего жительства в домовладении <адрес> вместе с супругом. В этой же квартире была зарегистрирована их новорожденная дочь А..
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования Моисеева Р.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 18 Конституции РФ установлено: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу предписаний ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Правительством РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 (в редакции Постановления Правительства РФ № 83 от 03.01.2009 г.) утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года".
Согласно пункту 4 Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов) гражданин имеет право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты;
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При этому пунктом 5 данного Типового положения установлено, что гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление с приложением:
а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;
б) копий документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;
в) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты;
г) выписок из домовой книги или копии финансового лицевого счета;
д) документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
е) копий трудовых книжек (для работающих) (п. 12 Типового положения).
При этом согласно пункту 14 данного Положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Судом установлено, что истец Моисеев Р.В. проживает в сельской местности в х. Дьяконовском Урюпинского муниципального района, состоит в зарегистрированном браке с Моисеевой Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), имеет малолетнюю дочь А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. №). Таким образом, Моисеев Р.В. и члены его семьи, являясь согласно Постановлению правительства № 858 от 03.12.2002 г. молодой семьей, проживающей в сельской местности, имеют право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий, предусмотренных указанным постановлением.
ДД.ММ.ГГГГ Моисеева Е.Н. и ее несовершеннолетняя дочь А. были зарегистрированы в квартире <адрес>, принадлежащей матери Моисеева Р.В., вместе с Моисеевым Р.В. (л.д. №).
Постановлением главы администрации Дьяконовского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ Моисеев Р.В., Моисеева Е.Н., А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (л.д. №).
Из объяснений представителя ответчика Моногеновой И.Г., из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Урюпинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Моисеевым Р.В. были представлены все необходимые документы для решения вопроса о включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению жильем семей и молодых специалистов на селе. Однако жилищной комиссией было установлено, что постановка на учет семьи Моисеева Р.В. в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий главой администрации Дьяконовского сельского поселения была произведена с нарушением ст. 53 ЖК РФ, а именно: Моисеева Е.Н., ранее проживавшая в квартире <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрировалась по месту жительства своего супруга ДД.ММ.ГГГГ г. в квартире <адрес> меньшей площадью с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. №). По этой причине Моисееву Р.В. было отказано во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению жильем семей и молодых специалистов на селе.
Таким образом, ответчик отказал заявителю во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению жильем семей и молодых специалистов на селе, со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, посчитав, что недостаток жилой площади образовался в результате перерегистрации Моисеевой Е.Н. в квартире по месту жительства ее супруга Моисеева Р.В., вследствие чего Моисеев Р.В. и члены его семьи незаконно были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Между тем, как было указано выше, законом предусмотрены условия, при соблюдении которых гражданин имеет право на получение социальной выплаты. Данные условия Моисеевым Р.В. были соблюдены: им были предоставлены все необходимые документы для решения вопроса о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, в том числе постановление органа местного самоуправления - главы администрации Дьяконовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, что подтвердили представители ответчика в судебном заседании. Давать оценку постановлению органа местного самоуправления на предмет его законности и не принимать его во внимание жилищная комиссия администрации Урюпинского муниципального района не имела правовых оснований.
Кроме того, доводы представителя ответчика о незаконности постановления № от ДД.ММ.ГГГГ не основаны на законе.
В статье 51 ЖК РФ приведены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу соответствующих норм законодательства, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства совершения истцом Моисеевым Р.В., а также его супругой Моисеевой Е.Н. умышленных действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Как пояснила Моисеева Е.Н. в судебном заседании, перерегистрация ее в жилом помещении по месту регистрации супруга Моисеева Р.В. была вызвана тем, что после вступления в брак с Моисеевым Р.В. они стали проживать совместно по месту жительства супруга в <адрес>. По этому же адресу был зарегистрирован их новорожденный ребенок А..
Данные обстоятельства, по мнению суда, не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий и являться основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку основанием для перерегистрации Моисеевой Е.Н. с одной жилой площади на другую явились регистрация брака и создание семьи с Моисеевым Р.В., что не может расцениваться как намеренные действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью получения социального жилья.
Нет также иных оснований для того, чтобы считать постановление Дьяконовского сельского поселения незаконным.
Из материалов дела следует, что при решении вопроса Дьяконовским сельским поселением о постановке семьи Моисеевых Р.В. и Е.Н. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий была правомерно учтена вся жилая площадь квартиры <адрес>, где проживают в настоящее время супруги Моисеевы и их малолетний ребенок, а также <данные изъяты> доля квартиры <адрес> находящаяся в собственности Моисеевой Е.Н. (л.д. №), в результате чего был правильно сделан вывод о том, что обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного человека составляет <данные изъяты> кв. метров, то есть меньше установленной органом местного самоуправления – постановлением Совета депутатов Дьяконовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ учетной нормы (<данные изъяты> кв.м.) площади жилого помещения. Данные обстоятельства не оспаривались и ответчиками в судебном заседании.
Таким образом, оснований считать незаконным постановление главы администрации Дьяконовского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ у жилищной комиссии администрации Урюпинского муниципального района не имелось. Решение жилищной комиссии при администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Моисееву Р.В. во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации федеральной целевой программ «Социальное развитие села до 2012 года» является незаконным, Моисеев Р.В. и члены его семьи подлежат включению в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий.
При таких обстоятельствах иск Моисеева Р.В. суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче данного искового заявления истец понес судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, которые должны быть взысканы в его пользу с ответчика. На основании ст. 100 ГПК РФ подлежит удовлетворению заявление о взыскании судебных расходов в виде оплаты юридических услуг в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. №).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Моисеева Р.В. к администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области во включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, о признании права на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий удовлетворить.
Решение жилищной комиссии при администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Моисееву Р.В. во включении в списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, по обеспечению жильем молодых семей в рамках реализации федеральной целевой программ «Социальное развитие села до 2012 года», признать незаконным.
Признать за Моисеевым Р.В. и членами его семьи Моисеевой Е.Н., А. право на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ № 858 от 3 декабря 2002 года (в ред. постановления № 83 от 31.01.2009 г.)
Обязать администрацию Урюпинского муниципального района Волгоградской области включить Моисеева Р.В. и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Взыскать с администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области в пользу Моисеева Р.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей, по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.В.Трофимова