о понуждении к совершению действий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ пос. Нарышкино

Урицкий районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Андрусенко М.А.,

с участием заместителя прокурора Урицкого района Орловской области Ковалева Э.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя ответчика – администрации Урицкого района Орловской области ФИО4, действовавшего на основании доверенности -юр от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ в лице директора школы ФИО5, действующей на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица – отдела культуры и архивного дела администрации <адрес> ФИО6, действовавшей на основании распоряжения -к от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Птушкиной Н.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в п. Нарышкино гражданское дело по заявлению прокурора Урицкого района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц – учащихся МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ к администрации Урицкого района Орловской области, МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Урицкого района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц – учащихся МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ обратился в суд заявлением о понуждении к совершению действий администрации Урицкого района Орловской области, МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, в обосновании указал, что прокуратурой Урицкого района была проведена проверка антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а также законодательства об образовании и органах местного самоуправления. Так, в ходе проверки установлено, что в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Нарышкинская детская школа искусств, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствует кнопка экстренного вызова наряда милиции (кнопка тревожной сигнализации); наружное освещение территории явно недостаточно; системы видеонаблюдения в здании и на территории учреждения не имеется; сторожевая охрана указанного объекта образования не осуществляется; полностью отсутствует периметральное ограждение территории. Кроме того в здании художественного отделения МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, расположенном по адресу: <адрес> также отсутствует кнопка экстренного вызова наряда милиции, наружное освещение территории недостаточно; системы видеонаблюдения в здании и на территории учреждения не имеется; сторожевая охрана указанного объекта образования не осуществляется; нарушена целостность ограждения территории. Таким образом, на территории Урицкого района не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, а также для обеспечения положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и освещение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: 1. невыполнение функций, отнесенных к компетенции; 2. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 3. нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно п.п. 1.7, 1.8 Устава учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Нарышкинская детская школа искусств является муниципальное образование – Урицкий район Орловской области, а функции полномочия Учредителя в отношении МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ осуществляет орган местного самоуправления специальной компетенции администрации Урицкого района Орловской области – отдел культуры и архивного дела администрации Урицкого района Орловской области. Учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально- технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного на праве оперативного управления за бюджетным учреждением муниципального имущества Урицкого района, а также его деятельности в качестве муниципального образовательного учреждения. Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет средств бюджета Урицкого района в форме субсидии в рамках выполнения муниципального задания, а также за счет средств на выполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами. Бюджетное учреждение в свою очередь имеет право распоряжаться денежными средствами, полученными им в соответствии с их целевым назначением, осуществлять материально-техническое обеспечение и развитие объектов социальной сферы. В соответствии со ст. 31 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Однако меры, принимаемые органом местного самоуправления по профилактике терроризма и экстремизма в учреждении дополнительного образования детей, в отсутствие недостающих элементов антитеррористической укрепленности и защищенности, являются явно не достаточными. В связи с вышеуказанным администрацией Урицкого района Орловской области допущено бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей. Просил суд обязать администрацию Урицкого района Орловской области выделить денежные средства МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ на устранение нарушений действующего законодательства в здании МОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на: установку и обслуживание тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова наряда милиции), способствующей экстренному реагированию на различного рода происшествия; установку системы видеонаблюдения и видеоконтроля, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраны всего периметра здания образовательного учреждения и прилегающей территории; организацию освещения территории учреждения по периметру, минимизирующего угрозу осуществления преступных посягательств; введение в штат образовательного учреждения ставки сторожа, позволяющей усилить необходимый контроль за объектом образования и ограничить беспрепятственный доступ посторонних лиц; установку периметрального ограждения территории, затрудняющего свободный доступ посторонних лиц к объекту образования. Обязать администрацию Урицкого района Орловской области выделить денежные средства МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ на устранение нарушений действующего законодательства в здании художественного отделения МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на: установку и обслуживание тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова наряда милиции), способствующей экстренному реагированию на различного рода происшествия; установку системы видеонаблюдения и видеоконтроля, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраны всего периметра здания образовательного учреждения и прилегающей территории; организацию освещения территории учреждения по периметру, минимизирующего угрозу осуществления преступных посягательств; введение в штат образовательного учреждения ставки сторожа, позволяющей усилить необходимый контроль за объектом образования и ограничить беспрепятственный доступ посторонних лиц; восстановление целостности ограждения территории. Обязать МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ в пределах выделенных денежных средств принять исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.

В судебном заседании заместитель прокурора Урицкого района Орловской области Ковалев Э.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Полагает возможным дать разумный срок для устранения указанных недостатков.

Представитель администрации Урицкого района Орловской области ФИО4 исковые требования прокурора признал, его заявление о признании исковых требований приобщено к материалам дела. Суду пояснил, что в настоящее время устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, без финансирования из областного бюджета невозможно. В случае удовлетворения требований прокурора просил установить разумный срок для добровольного исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ в лице директора школы ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, о чем свидетельствует ее заявление. Суду пояснила, что с выявленными недостатками согласна, поскольку они имеют место быть из-за отсутствия финансирования.

Представитель третьего лица ФИО6 суду пояснила, что с исковыми требованиями прокурора также согласна.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Недостаточное обеспечение МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ средствами антитеррористической безопасности препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов массового пребывания детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав обучающихся, воспитанников, находящихся в здании учреждения, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях.

Так, нарушение целостности и частичное отсутствие ограждения по периметру здания дополнительного образовательного учреждения делает возможным доступ людей на территорию образовательного учреждения, облегчает проникновение на территорию дополнительного образовательного учреждения нарушителей, способствует беспрепятственному проезду автотранспорта на пришкольную территорию. Обеспечение тревожной сигнализацией, специализированной охраной образовательного учреждения, а также системой видеонаблюдения и видеоконтроля за прилегающей территорией объекта способствует предотвращению совершения преступлений экстремистской направленности, террористических актов, совершению на территории дополнительного образовательного учреждения различного рода правонарушений.

Согласно ст.31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Статьями 32, 39, 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения и пр.

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом.

Факт нарушений действующего законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а также законодательства об образовании и органах местного самоуправления и невозможности его устранения силами МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ в пределах ее недостаточного финансирования не оспаривался сторонами и подтверждается следующими доказательствами.

В соответствии с Уставом МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, учредителем, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Нарышкинская детская школа искусств является муниципальное образование Урицкий район, а функции и полномочия Учредителя в отношении МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ осуществляет орган местного самоуправления специальной компетенции администрации Урицкого района Орловской области – отдел культуры и архивного дела администрации Урицкого района Орловской области.

Вместе с тем, согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующему направлению: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Согласно пп. «а» п.4 ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно информации, представленной директором МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, что в целях устранения выявленных нарушений в соответствии с требованиями действующего законодательства и противодействий терроризму и экстремизму в учреждении на 2012 год разработан план мероприятий по осуществлению мер обеспечения учреждения тревожной сигнализацией, системой видеонаблюдения, целостным ограждением по периметру, уличным освещением, сторожевой охраной. Для осуществления данных мероприятий необходимы денежные средства, поскольку МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ является бюджетным учреждением, в связи с чем выполнение запланированных мероприятий будет производиться по мере поступления денежных средств из районного бюджета.

В судебном заседании установлено, что в момент проверки целостное ограждение по периметру МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ отсутствует, наружное освещение территории учреждения недостаточно. Системы видеонаблюдения в здании и на территории учреждения не имеется. Охрана указанного объекта не осуществляется специализированной организацией.

Указанные выше нарушения подтверждаются актом проверки и от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения требований антитеррористического законодательства в МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ.

Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями допрошенного в качестве свидетеля зам. начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД РФ «Урицкий» Орловской области ФИО7 Он суду показал, что вышеперечисленные нарушения имеют место быть и подлежат устранению. В частности по его мнению в Нарышкинской детской школе искусств необходимо установить кнопку экстренного вызова наряда полиции, не менее 3 видеокамер, наружное освещение территории, огородить фасадную часть школы искусств.

Изучив доводы, изложенные прокурором в обосновании заявленных требований, суд приходит к выводу, что они нашли свое полное подтверждение в судебном заседании.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ должны быть устранены все выявленные нарушения. Помимо того, суд считает, что ответчикам необходимо представить срок для добровольного исполнения решения.

Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Урицкого района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц учащихся МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ к администрации Урицкого района Орловской области, МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию Урицкого района Орловской области выделить денежные средства МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ на устранение нарушений действующего законодательства в здании МОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на: установку и обслуживание тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова наряда милиции), способствующей экстренному реагированию на различного рода происшествия; установку системы видеонаблюдения и видеоконтроля, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраны всего периметра здания образовательного учреждения и прилегающей территории; организацию освещения территории учреждения по периметру, минимизирующего угрозу осуществления преступных посягательств; введение в штат образовательного учреждения ставки сторожа, позволяющей усилить необходимый контроль за объектом образования и ограничить беспрепятственный доступ посторонних лиц; установку периметрального ограждения территории, затрудняющего свободный доступ посторонних лиц к объекту образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Урицкого района Орловской области выделить денежные средства МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ на устранение нарушений действующего законодательства в здании художественного отделения МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на: установку и обслуживание тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова наряда милиции), способствующей экстренному реагированию на различного рода происшествия; установку системы видеонаблюдения и видеоконтроля, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраны всего периметра здания образовательного учреждения и прилегающей территории; организацию освещения территории учреждения по периметру, минимизирующего угрозу осуществления преступных посягательств; введение в штат образовательного учреждения ставки сторожа, позволяющей усилить необходимый контроль за объектом образования и ограничить беспрепятственный доступ посторонних лиц; восстановление целостности ограждения территории, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МБОУ ДОД Нарышкинская ДШИ в пределах выделенных денежных средств принять исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Андрусенко М.А.