Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ пос. Нарышкино Урицкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Андрусенко М.А., с участием заместителя прокурора Урицкого района Орловской области Ковалева Э.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №г., представителя ответчика – администрации <адрес> ФИО4, действовавшего на основании доверенности №-юр от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика – <данные изъяты> в лице директора <данные изъяты> представитель ответчика, действующей на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица – отдела образования, по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации <адрес> ФИО6, действующей на основании распоряжения №-к от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре судебного заседания Птушкиной Н.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в п. Нарышкино гражданское дело по заявлению прокурора Урицкого района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц – учащихся <данные изъяты> к администрации <адрес>, <данные изъяты> о понуждении к совершению действий, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Урицкого района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц – учащихся <данные изъяты> обратился в суд заявлением о понуждении к совершению действий администрации <адрес>, <данные изъяты>, в обосновании указал, что прокуратурой Урицкого района была проведена проверка антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в ходе которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а также законодательства об образовании и органах местного самоуправления. Так, в ходе проверки установлено, что в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> отсутствует кнопка экстренного вызова наряда <данные изъяты>, наружное освещение территории недостаточно; системы видеонаблюдения в здании и на территории учреждения не имеется; отсутствует целостное ограждение территории по периметру. Таким образом, на территории Урицкого района не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма, а также для обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, посещающих МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и освещение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: 1. невыполнение функций, отнесенных к компетенции; 2. жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; 3. нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно п. 1.4 Устава полномочия и функции учредителя Бюджетного учреждения переданы отделу образования, по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Урицкого района Орловской области Постановлением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №. Учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально- технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного на праве оперативного управления за бюджетным учреждением муниципального имущества Урицкого района, а также его деятельности в качестве муниципального образовательного учреждения. Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет средств бюджета Урицкого района в форме субсидии. Согласно п. 6.3 Устава источниками формирования имущества Бюджетного учреждения являются, в том числе собственные средства учредителя, а также бюджетные средства. Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. Бюджетное учреждение в свою очередь отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у бюджетного учреждения средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке определяемом законом. В соответствии со ст. 31 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Однако меры, принимаемые органом местного самоуправления по профилактике терроризма и экстремизма в учреждении дополнительного образования детей, в отсутствие недостающих элементов антитеррористической укрепленности и защищенности, являются явно не достаточными. В связи с вышеуказанным администрацией Урицкого района Орловской области допущено бездействие в обеспечении антитеррористической защищенности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей. Просит суд обязать администрацию Урицкого района Орловской области выделить денежные средства <данные изъяты> на устранение нарушений действующего законодательства в здании МОУ ДОД Дом учащейся молодежи, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на: установку и обслуживание тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова наряда милиции), способствующей экстренному реагированию на различного рода происшествия; установку системы видеонаблюдения и видеоконтроля, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраны всего периметра здания образовательного учреждения и прилегающей территории; организацию освещения территории учреждения по периметру, минимизирующего угрозу осуществления преступных посягательств. Обязать <данные изъяты> в пределах выделенных денежных средств принять исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму. В судебном заседании заместитель прокурора Урицкого района Орловской области Ковалев Э.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Полагает возможным дать разумный срок для устранения указанных недостатков. Представитель администрации <адрес> ФИО4 исковые требования прокурора признал, его заявление о признании исковых требований приобщено к материалам дела. Суду пояснил, что в настоящее время устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, без финансирования из областного бюджета невозможно. В случае удовлетворения требований прокурора просил установить разумный срок для добровольного исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи в лице директора Дома учащейся молодежи представитель ответчика, действовавшая на основании приказа, в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, её заявление о признании исковых требований приобщено к материалам гражданского дела. Суду пояснила, что с выявленными недостатками согласна, но они имеют место быть из-за отсутствия финансирования, в связи с чем, они не могут устранить данные нарушения в настоящее время, просила также предоставить срок для добровольного исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица ФИО6 также с исковыми требованиями прокурора согласна. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Недостаточное обеспечение МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи средствами антитеррористической безопасности препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов массового пребывания детей, а, следовательно, угрожает нарушением прав несовершеннолетних, посещающих МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи, находящихся в здании на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях. Так, указанные недостатки делают возможным доступ людей на территорию школы искусств, облегчают проникновение нарушителей на территорию и в здание образовательного учреждения дополнительного образования, способствует беспрепятственному попаданию в помещения посторонних лиц. Согласно ст.31 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и обеспечение содержаний и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Статьями 32, 39, 51 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: невыполнение функций, отнесенных к компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определяемом законом. Факт нарушений действующего законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, а также законодательства об образовании и органах местного самоуправления и невозможности его устранения силами МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи в пределах его недостаточного финансирования не оспаривался сторонами и подтверждается следующими доказательствами. В соответствии с Уставом МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи, полномочия и функции Учредителя Бюджетного учреждения переданы отделу образования, по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Урицкого района Орловской области постановлением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №. Учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально-технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного на праве оперативного управления Бюджетным учреждением муниципального имущества Урицкого района, а также его деятельности в качестве муниципального образовательного учреждения. Вместе с тем, согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующему направлению: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности. Согласно пп.а п.4 ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Из ответа начальника отдела образования, по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Урицкого района Орловской области усматривается, что в <данные изъяты> ведется работа по ограждению территории по периметру: закуплена сетка, заказаны металлические ворота. Однако тревожная сигнализация не установлена, так как имеется две ставки сторожей. Система видеонаблюдения, уличное освещение будут установлены при наличии денежных средств в субсидиях на <данные изъяты> год. В судебном заседании установлено, что на момент проверки в МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи, отсутствует кнопка экстренного вызова наряда <данные изъяты> (кнопка тревожной сигнализации) наружное освещение территории явно недостаточно, системы видеонаблюдения в здании и на территории учреждения не имеется, отсутствует целостное ограждение территории по периметру. Указанные выше нарушения подтверждаются актом проверки № и № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки исполнения требований антитеррористического законодательства в МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи. Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями допрошенного в качестве свидетеля зам. начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД РФ «Урицкий» Орловской области ФИО7 Он суду показал, что вышеперечисленные нарушения имеют место быть и подлежат устранению. В частности по его мнению в доме учащейся молодежи необходимо установить кнопку экстренного вызова наряда полиции, не менее 3 видеокамер, наружное освещение территории. Изучив доводы, изложенные прокурором в обосновании заявленных требований, суд приходит к выводу, что они нашли свое полное подтверждение в судебном заседании. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи должны быть устранены все выявленные нарушения. Помимо того, суд считает, что ответчикам необходимо представить срок для добровольного исполнения решения. Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты госпошлины освобождаются бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Урицкого района Орловской области в интересах в интересах неопределенного круга лиц – учащихся МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи к администрации Урицкого района Орловской области, МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Обязать администрацию Урицкого района Орловской области выделить денежные средства МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи на устранение нарушений действующего законодательства в здании МОУ ДОД Дом учащейся молодежи, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе на: установку и обслуживание тревожной сигнализации (кнопки экстренного вызова наряда милиции), способствующей экстренному реагированию на различного рода происшествия; установку системы видеонаблюдения и видеоконтроля, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраны всего периметра здания образовательного учреждения и прилегающей территории; организацию освещения территории учреждения по периметру, минимизирующего угрозу осуществления преступных посягательств, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МБОУ ДОД Дом учащейся молодежи в пределах выделенных денежных средств принять исчерпывающие меры для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремизму,, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Андрусенко М.А.