РЕШЕНИЕ 2-603-10г.
Именем Российской Федерации
29 октября 2010 года
Уренский районный суд Нижегородской области в составе
Председательствующего судьи Карасева В.Л.
При секретаре Чувашовой Н.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рехаловой Валентины Павловны об установлении факта владения наследственным имуществом и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Рехалова В.П. обратилась в суд с заявлением об установлении факта владения наследственным имуществом, указывая, что являясь наследником по закону первой очереди после смерти своего сына Рехалова Сергея Викторовича, умершего ДД.ММ.ГГГГ приняла наследство в установленный срок, состоящее из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
Постановлением нотариуса Уренского района Михайловой И.А. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на указанный дом, в связи с тем, что у наследника отсутствуют право устанавливающие документы на данный объект недвижимости. Однако у сына имелся договор в виде расписки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной в простой письменной форме, о том, что продавец Воробьева Т.В. получила деньги за дом в сумме 50 тыс. руб.. В свою очередь Воробьева приобрела данный дом в наследство от умершей матери В.Е.А. по завещанию.
Выпиской из похозяйственной книги о наличии у граждан прав на земельный участок подтверждено, что земельный участок общей площадью 2700 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, выделенный для ведения личного подсобного хозяйства, на основании решения Ворошиловской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежал на праве собственности В.Е.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на котором расположен данный жилой дом 1950 года постройки.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу.
Справкой ГУ «Нижтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ за № в поземельной книге и в реестровой книге регистрация права на вышеуказанный объект отсутствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
Следовательно, Воробьева Т.В., являясь наследником по завещанию, вправе была распоряжаться имуществом своей умершей матери, т.к. право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом по договору купли-продажи или иной сделки по отчуждению этого имущества.
В соответствие со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Так как наследование имущества основано на правопреемстве прав и обязанностей умершего лица, то есть прав, принадлежащих ему при жизни, то истец, как наследник по закону после смерти своего сына, просит установить право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание ответчик Воробьева Т.В. не явилась, сообщив по телефону, что с исковыми требованиями согласна.
Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения требований ст. ст. 59,60,67 ГПК РФ, выслушав пояснения заявителя Рехалову В.П., суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Согласно ст. 1153 ГК, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства, либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Из материалов дела и объяснений заявителя следует, что её сын Рехалов С.В. ДД.ММ.ГГГГ у Воробьевой Тамары Васильевны приобрел жилой дом в <адрес>. Сделку оформили в виде расписки, составленной в Ворошиловской сельской администрации. Продавец Воробьева Т.В. подтвердила факт совершения сделки. Из материалов дела следует, что указанный жилой дом принадлежал умершей матери ответчика по делу, В.Е.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследником по закону стала дочь Воробьева Тамара Васильевна. Последняя распорядилась принадлежащей ей собственностью, продав Рехалову С.В., в которой тот проживал до дня смерти. ДД.ММ.ГГГГ Рехалов Сергей Викторович умер. Наследником первой очереди после смерти Рехалова С.В. стала истец по делу Рехалова В.П.. Из материалов дела видно, что других собственников на спорное жилое помещение не имеется.
На основании этого суд приходит к выводам об удовлетворении требований о признании права собственности на наследственное имущество.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт принятия наследства Рехаловой Валентиной Павловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти Рехалова Сергея Викторовича, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право собственности на наследственное имущество, состоящее из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 47,8 кв.м., в том числе жилой - 28,4 кв.м. за Рехаловой Валентиной Павловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Уренским отделом внутренних дел <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней с подачей жалобы через районный суд.
Судья: