О признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья



РЕШЕНИЕ 2-609-10г.

Именем Российской Федерации

26 ноября 2010 года

Уренский районный суд Нижегородской области в составе

Председательствующего судьи Карасева В.Л.

При секретаре Чувашовой Н.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Петра Трифоновича к Ворошиловской местной администрации, Администрации Уренского муниципального района, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов П.Т. обратился в суд с иском к Ворошиловской местной администрации, Администрации Уренского муниципального района и Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, указывая, что он является участником ликвидации аварии в 1957 году на ПО «Маяк» в период с сентября 1957 года по ноябрь 1958 года в <адрес> при в/ч №. Факт его участия в ликвидации аварии на ПО «Маяк» в <адрес> подтверждается имеющимися у него документами, а именно: удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк», справкой Уренского РВК от ДД.ММ.ГГГГ, справкой войсковой части № <адрес>, справкой Администрации <адрес> области серия №.

На протяжении 2008-2009 г.г. он неоднократно обращался в Ворошиловскую местную администрацию, а также Администрацию Уренского муниципального района с просьбой о предоставлении ему жилого помещения, т.к. является лицом, приравненным к лицам, участвовавшим в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Однако никаких действий по предоставлению ему полагающего жилого помещения, соответствующими администрациями предпринято не было. На его просьбы выделить ему жилищный сертификат, администрация отвечала бездействием. Официально он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий лишь в 2009 году на основании постановления Ворошиловской местной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно действующему законодательству ответчики обязаны выдать ему сертификат, на приобретение жилого помещения исходя из следующего юридического обоснования. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона №175-ФЗ от 26.11.1998г. «О социальной защите граждан РФ подвергшихся радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» предусмотрено, что Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяет действие на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 году непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк». Статья 4 упомянутого Федерального закона № 175-ФЗ от 26.11.1998г. «О социальной защите граждан РФ подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 1 части 1 ст.1 настоящего Федерального закона, гарантирует меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.3 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». К таковым гражданам относятся участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, на участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» также распространяются меры социальной поддержки предусмотренной для участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Данное обстоятельство также подтверждается имеющимся у него удостоверением.

В соответствие со ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12,14, ч.1 ст. 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствие с жилищным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, положения пункта 1 ч.1 ст. 15 указанного Закона признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. №17-П, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01 января 2005 года, так и после этой даты.

В соответствие с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Таким образом, то обстоятельство, что он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий лишь в конце 2009 года, т.е. после 01 января ФИО7 года, не имеет юридического значения, поскольку данной нормы закона нарушаются его конституционные права. Следовательно, ответчики обязаны в силу закона, обеспечить его жилой площадью в размере и порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок обеспечения жилой площадью в данных правоотношениях установлен Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилье на 2002 - 2010 года. Пунктом 1 названного Постановления Правительства РФ установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 году, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В связи с этим истец Смирнов П.Т. просит признать за ним право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья и обязать ответчиков выдать ему жилищный сертификат на приобретение жилья в установленном порядке.

Представитель Ворошиловской местной администрации Вершинин А.П. пояснил, что администрация не имеет средств на оказание социальной поддержки каких либо категорий граждан для приобретения жилья. Собственного жилого фонда администрация не имеет. Представитель Администрации Уренского муниципального района Мастеров Н.Л. не согласен с заявленными требованиями, поскольку Смирнов П.Т. не подпадает под действие законодательства, которое позволяло бы им выделять ему материальную поддержку на приобретение жилья. Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился, выслав в адрес суда возражения по поводу заявленного иска, согласно которых они не согласны с предъявленными требованиями, т.к. Смирнов П.Т. не подпадает под категорию граждан, которым оказывается материальная поддержка из федерального бюджета на приобретение жилья.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела и объяснений Смирнова П.Т. следует, что при прохождении воинской службы в войсковой части №, он принимал участие в ликвидации последствий аварии 29 сентября 1957 года на производственном объединении «Маяк» и в период с сентября 1955 года по ноябрь 1958 года находился в зоне воздействия ионизирующего излучения. Является носителем удостоверения серия №, участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1957-58 г.г., выданного ДД.ММ.ГГГГ. Из объяснений Смирнова П.Т. следует, что в связи с этим он получает ежемесячные денежные выплаты. В силу п.1 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан РФ подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», предусмотрено, что Закон РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяет действие на граждан (в том числе временно направленных или командированных) включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк». Статья 4 упомянутого Закона №175-ФЗ, предусматривает, что гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 1 гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В силу ст. 15 ч.1 данного Закона №1244, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечении нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года №17-П признано, что положения п1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не соответствуют Конституции РФ, её статьям 19 ч.2, 40,42 и 55 ч.3 в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01 января 2005 года, так и после этой даты. Из материалов дела и объяснений представителя Ворошиловской местной администрации Вершинина А.П. следует, что обследовались жилищные условия Смирнова П.Т., и он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Все необходимые документы находятся в личном деле Смирнова. Из объяснений представителя Администрации Уренского муниципального района следует, что Смирнов П.Т. встал на учет нуждающимся после 01 января 2005 года, поэтому не подходит по действие подпрограммы «Жилище 2002 - 2010 г.» по обеспечению жилым помещением. Действительно финансирование программ проходит через районную администрацию.

Оценивая полученные доказательства с точки зрения требований ст. ст. 59,60, 67 ГПК РФ, суд считает, что требования Смирнова П.Т. подлежат удовлетворению, поскольку он является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «Маяк». Статья 15 Федерального закона № 1244 «О социальной защите граждан РФ подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление жилого помещения, гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Действие данного Закона распространяется на лиц, участвующим в ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957 году. Постановлением Конституционного Суда от 10 ноября 2009 года № 17-П отменены ограничения, установленные п.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите граждан РФ подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в той части, которые указывали на необходимость состоять на учете нуждающимся в улучшении жилищных условий на 01 января 2005 года. Порядок обеспечения жилой площадью в данных правоотношениях установлен Постановлением Правительства РФ №153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы жилье на 2002 - 2010 года. Пунктом 1 названного Постановления Правительства РФ установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 году, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Смирнов П.Т. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2009 году и поставлен на учет 02 декабря 2009 года, следовательно, его исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии, с которым следует возложить обязанность на признание за Смирновым П.Т. права на получение выплаты на приобретение жилья и выдачу ему государственного жилищного сертификата на Администрацию Уренского муниципального района и Министерство социальной политики Нижегородской области. Суд считает, что Ворошиловская местная администрация не может являться надлежащим лицом, способным повлиять на выплату средств из федерального бюджета на приобретение Смирнову П.Т. жилого помещения и выдачу ему жилищного сертификата. Следовательно, требования Смирнова П.Т. к Ворошиловской местной администрации удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Смирновым Петром Трифоновичем право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья.

Обязать Администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области и Министерство социальной политики Нижегородской области выдать Смирнову Петру Трифоновичу государственный жилищный сертификат на приобретение жилья в установленном порядке.

Требования Смирнова Петра Трифоновича к Ворошиловской местной администрации Уренского муниципального района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через районный суд.

Судья