О возложении устранить нарушения законодательства о социальной защите дететй-инвалидов



                                                        РЕШЕНИЕ                                               2-286-11г.

Именем Российской Федерации

04 мая 2011 года

Уренский районный суд Нижегородской области в составе

Председательствующего судьи Карасева В.Л.

С участием ст. пом. прокурора Хреновой Г.А.

При секретаре Бабинцевой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Уренского района к МОУ Уренская средняя общеобразовательная школа №1» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите детей-инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Уренского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов в МОУ Уренская средняя общеобразовательная школа №1» в ходе, которой установлено следующее:

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1995г №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги, учреждении не могут ущемлять права ребенка.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортном и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Часть 5 ст.15 Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов, должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются:

Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 г. №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001г.№73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (СП 31-102 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-1042001 «Здания с местами труда для инвалидов».

Проведенной проверкой установлено, что в МОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №1» по адресу: г. Урень, ул. Революции д.3, условия детям-инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в здание школы, не созданы.

Вопреки требованиям СП 35-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание школы не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 52261.

Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

В связи с этим прокурор Уренского района обратился в суд с требованием возложить обязанность на МОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №1» обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102 - 99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Представители МОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №1» и Администрации Уренского муниципального района с заявленными исками согласились, пояснив, что для того, чтобы выполнить данные предписания прокуратуры, необходимы денежные средства, которые закладываются в бюджет в конце года. В настоящее время исполнить решение невозможно, по изложенным причинам.

Проверив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Уренского района проводилась проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В ходе проверки МОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №1» было установлено нарушение Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов Российской федерации». В частности вопреки требований законодательства вход в здание школы не имеет пандуса, наружная лестница про в ходе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Данные нарушения существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Из объяснений представителей школы и администрации района, следует, что для устранения указанных нарушений законодательства необходимы денежные средства. Ранее, при проектировании и строительстве школы данных требований не ставилось. Более того, в настоящее время в школе детей-инвалидов колясочников не обучается. Все дети-инвалиды проходят домашнее обучение. Для выполнения предписаний прокуратуры необходимо время, чтобы данные работы были включены в плановые работы и профинансированы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводам об удовлетворении заявленных требований, но учитывая возражения стороны ответчиков и требования ст. ст.203, 204 ГПК РФ считает необходимым отсрочить исполнение решения, с целью того, чтобы была возможность запланировать работы, обеспечить денежным финансированием и отыскать подрядную организацию. На основании этого, суд приходит к выводам об отсрочке исполнения решения суда до 31 декабря 2012 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МОУ «Уренская средняя общеобразовательная школа №1» обеспечить беспрепятственный доступ в здание школы путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-00 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений маломобильных групп населения».

Исполнение решения отсрочить до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней с подачей жалобы через районный суд.

Судья