О прекращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года.

             Уренский районный суд Нижегородской области в составе

             председательствующего судьи Смирновой Н.В.

              Ст. пом. Прокурора Обуховой Т.В.

             при секретаре Аксеновой Е.В.

      Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Индивидуальному предпринимателю Емелину Олегу Александровичу о прекращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

              Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Емелину Олегу Александровичу о прекращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указывая, что            Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте- апреле текущего года в связи с обращением главы администрации р.п. Арья Е.Н.В. на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятием, занимающимся обработкой шпал на территории поселка, проведена проверка исполнения природоохранного и санитарного законодательства указанного предприятия.

          Проверкой установлено, что ИП Емелин О.А. с сентября 2010 г. осуществляет деятельность по производству и пропитке шпал по адресу: <адрес>

          Пропитка шпал осуществляется в металлической ванне. Для пропитки шпал применяется разогретое масло каменноугольное. В процессе пропитки шпал в атмосферный воздух выделяются высокотоксичные вещества: бензпирен, антрацен, фенантрен, фенол, оксид углерода. Таким образом, пропиточная ванна является источником выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

         У ИП Емелина О.А. отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и на котором расположено производство. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

        Кроме этого, ИП Емелиным О.А. не разработаны проекты нормативов предельно-допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны предприятия, не получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферно воздуха - пропиточная ванна с маслом каменноугольным.

         ИП Емелиным О.А. не проводится контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов - на границе санитарно-защитной зоны предприятия, не проводятся исследования атмосферного воздуха, уровня шума, параметров микроклимата.

Согласно результатам анализа атмосферного воздуха, поведенным аккредитованной аналитической лаборатории АУ НО «Экология региона» ДД.ММ.ГГГГ превышения предельно допустимых концентраций с наветренной стороны от источника выбросов загрязняющих веществ составляют по формальдегиду в 2,01 раза, фенолу в 2,54 раза, с подветренной стороны - по оксиду углерода в 2,90 раза, формальдегиду в 6,17 раза, фенолу в 7,3 раза.

         Факт нарушения подтверждается материалами проверок Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области - справка от ДД.ММ.ГГГГ , результатами анализов аккредитованной аналитической лаборатории АУ НО «Экология региона» от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о возбуждении производства об административном правонарушении Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ,1608, 1609 от ДД.ММ.ГГГГ

             ИП Емелин О.А., осуществляя выбросы загрязняющих веществ при пропитке шпал, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеет, что является нарушением требований ст. 67 Закона РФ «Об охране окружающей среды», обязывающей осуществлять производственный экологический контроль в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, ст. ст. 16, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», обязывающих обеспечивать непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами, проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.

            Наличие разрешения на выбросы является обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности.

            Отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом презумпции экологической безопасности любой хозяйственной и иной деятельности, не позволяет сделать вывод об отсутствии негативного воздействия при эксплуатации стационарных источников выбросов ИП Емелин О.А.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ.

      Отсутствие производственного экологического контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие разрешительной документации на выбросы создает угрозу причинения вреда окружающей среде, атмосферному воздуху, биоразнообразию и санитарному благополучию населения, тем самым нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.

        Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешительной документации не обеспечивает функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.

         И поэтому Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ИП Емелина О.А. прекратить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на промышленной площадке, от ванны для пропитки шпал маслом каменноугольным, расположенной по адресу <адрес>

         В судебном заседании старший помощник Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обухова Т.В. исковые требования поддержала.

     Ответчик ИП Емелин О.А. с иском согласен, просит установить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

    Представители третьих лиц Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дурандин Ю.П. и Управления Росприроднадзора Нижегородской области Рыжова Л.Н. согласны с исковыми требованиями прокуратуры.

     Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

     Из материалов дела следует, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте- апреле текущего года в связи с обращением главы администрации р.п. Арья Е.Н.В. на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятием, занимающимся обработкой шпал на территории поселка, проведена проверка исполнения природоохранного и санитарного законодательства указанного предприятия.

         Проверкой установлено, что ИП Емелин О.А. с сентября 2010 г. осуществляет деятельность по производству и пропитке шпал по адресу: <адрес>

Пропитка шпал осуществляется в металлической ванне. Для пропитки шпал применяется разогретое масло каменноугольное. В процессе пропитки шпал в атмосферный воздух выделяются высокотоксичные вещества: бензпирен, антрацен, фенантрен, фенол, оксид углерода. Таким образом, пропиточная ванна является источником выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

У ИП Емелин О.А. отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> и на котором расположено производство. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

        Кроме этого, ИП Емелиным О.А. не разработаны проекты нормативов предельно-допустимых выбросов, проект санитарно-защитной зоны предприятия, не получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферно воздуха - пропиточная ванна с маслом каменноугольным.

Кроме этого, ИП Емелиным О.А. не проводится контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов - на границе санитарно-защитной зоны предприятия, не проводятся исследования атмосферного воздуха, уровня шума, параметров микроклимата.

      Согласно результатам анализа атмосферного воздуха, поведенным аккредитованной аналитической лаборатории АУ НО «Экология региона» ДД.ММ.ГГГГ превышения предельно допустимых концентраций с наветренной стороны от источника выбросов загрязняющих веществ составляют по формальдегиду в 2,01 раза, фенолу в 2,54 раза, с подветренной стороны - по оксиду углерода в 2,90 раза, формальдегиду в 6,17 раза, фенолу в 7,3 раза.

Факт нарушения подтверждается материалами проверок Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области - справка от ДД.ММ.ГГГГ , результатами анализов аккредитованной аналитической лаборатории АУ НО «Экология региона» от ДД.ММ.ГГГГ, постановлениями о возбуждении производства об административном правонарушении Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора ,1608, 1609 от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основании принципов:

- соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды;

- запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей природной среды;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности.

         Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

        Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории.

       Между тем, ИП Емелин О.А., осуществляя выбросы загрязняющих веществ при пропитке шпал, разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не имеет, что является нарушением требований ст. 67 Закона РФ «Об охране окружающей среды», обязывающей осуществлять производственный экологический контроль в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, ст. ст. 16, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», обязывающих обеспечивать не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами, проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух.

Наличие разрешения на выбросы является обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности.

Отсутствие разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом презумпции экологической безопасности любой хозяйственной и иной деятельности, не позволяет сделать вывод об отсутствии негативного воздействия при эксплуатации стационарных источников выбросов ИП Емелин О.А.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов загрязняющих веществ.

      Отсутствие производственного экологического контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие разрешительной документации на выбросы создает угрозу причинения вреда окружающей среде, атмосферному воздуху, биоразнообразию и санитарному благополучию населения, тем самым нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.

        Ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы, к которым относится атмосферный воздух, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет создана опасность причинения вреда в будущем.

        В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды относятся поверхностные и подземные водные объекты, земли, недра, почвы, атмосферный воздух и т.д.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешительной документации не обеспечивает функционирование естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и благоприятной окружающей среды (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»), что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.

Выброс в атмосферный воздух влечет к завышенному поступлению загрязняющих веществ, это ведет к загрязнению окружающей природной среды и причинению вреда природным объектам, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

          Согласно ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ один из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

             При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Индивидуальному предпринимателю Емелину Олегу Александровичу о прекращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом проводимой ответчиком работы, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ИП Емелина Олега Александровича прекратить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на промышленной площадке, от ванны для пропитки шпал маслом каменноугольным, расположенной по адресу <адрес> устранив нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ИП Емелина Олега Александровича госпошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через районный суд.                   

Копия верна

Судья