Дело № 2-362-2011 г. РЕШЕНИЕ. Именем Российской Федерации 30 мая 2011 года. Уренский районный суд Нижегородской области в составе Председательствующего судьи Смирновой Н.В. При секретаре Аксеновой Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкина Сергея Васильевича к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, администрации Красногорского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. УСТАНОВИЛ: Галкин С.В. обратился в суд с иском к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, администрации Красногорского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выполнял служебные обязанности на работе по ликвидации последствий аварии в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС и предотвращению загрязнения окружающей среды. Указанный факт подтверждается военным билетом и удостоверением участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В соответствии со ст. ст. 4, 13, 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) он имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом. Согласно пункта 3 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ. Пунктом 1 части 1 ст. 15 Закона предусмотрено, что гражданам указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12,14 части первой статьи 14 Закона. Кроме того, им гарантируется - обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Положения пункта 1 части первой статьи 15 Закона признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следовательно, право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью, в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Закона, в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации в равной мере имеют граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Постановление) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Правила). Пунктом 1 Постановления установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно подпункта «е» пункта 5 Правил - право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Согласно п. 6 Правил - участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. На протяжении 2009 - 2011 г.г. он неоднократно обращался в Администрацию Красногорского сельсовета и Администрацию Уренского муниципального района с просьбой о предоставлении жилья как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Постановлением Администрации Красногорского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ истец признан нуждающимся в жилых помещениях. На просьбы о выделении ему государственного жилищного сертификата и возможности участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ответчики отвечали отказом, так как он встал на учет после 2005 года. Истец проживает с семьей в жилом помещении площадью 48 кв. м. с 1989 года и по состоянию на 01.01.2005 года мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условиях. Галкин С.В. считает данные действия незаконными, нарушающими его права, и просит: Ответчик представитель администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Шарова Т.А., с иском не согласна, пояснила, что Администрация Уренского муниципального района считает исковые требования Галкина С.В. к администрации района необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Так как порядок обеспечения жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной Целевой программы «Жилище», утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050. Необходимо отметить, что обеспечение жильем граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и вставших на учет после 1 января 2005 года, в рамках указанного выше постановления не предусмотрен. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным Законом 175-ФЗ от 26.11.1998 года «О социальной защите граждан в РФ подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении « Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку Теча» полномочия по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с жилищным законодательством РФ, в данном случае выдача государственного жилищного сертификата на приобретение жилья переданы на уровень субъекта РФ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсации федерального бюджета в виде субвенции. Субвенции зачисляются на счет бюджета субъекта РФ. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенции устанавливается Правительством РФ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяются нормативно-правовым актом субъекта РФ. Кроме того, согласно ч. 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления признает гражданина, нуждающимся в жилом помещении, осуществляет оформление и ведение учетных дел граждан. Администрация Уренского муниципального района только лишь направляет сформированные учетные дела в Министерство социальной политики Нижегородской области для формирования и утверждения сводных списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Истец администрацией Красногорского сельсовета не был внесен в списки лиц, нуждающихся в жилом помещении по Уренскому району, следовательно в настоящее время истец не может быть признан приобретшим право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья. Ответчик администрации Красногорского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области Румянцев А.А. с иском не согласен. Ответчик Министерство социальной политики Нижегородской области направило в суд отзыв на исковое заявление, просят дело рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласны. Проверив и оценив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Из материалов дела и объяснений сторон следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Галкин С.В. выполнял служебные обязанности на работе по ликвидации последствий аварии в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС и предотвращению загрязнения окружающей среды. Указанный факт подтверждается военным билетом и удостоверением участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году В соответствии со ст. ст. 4, 13, 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) я имею право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом. Согласно пункта 3 ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ. Пунктом 1 части 1 ст. 15 Закона предусмотрено, что гражданам указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12,14 части первой статьи 14 Закона. Кроме того, им гарантируется - обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Положения пункта 1 части первой статьи 15 Закона признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следовательно, право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью, в соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Закона, в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации в равной мере имеют граждане принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Постановление) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Правила). Пунктом 1 Постановления установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно подпункта «е» пункта 5 Правил - право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Согласно п. 6 Правил - участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. На протяжении 2009 - 2011 г.г. Галкин С.В. неоднократно обращался в Администрацию Красногорского сельсовета и Администрацию Уренского муниципального района с просьбой о предоставлении жилья как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Постановлением Администрации Красногорского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ он признан нуждающимся в жилых помещениях. На его просьбы о выделении государственного жилищного сертификата и возможности участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ответчики отвечали отказом, так как он встал на учет после 2005 года. Галкин С.В. проживает с семьей в жилом помещении площадью 48 кв. м. с 1989 года и по состоянию на 01.01.2005 года мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условиях. В соответствии с пп. «в» пункта 18 Правил - выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). В соответствии с приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 23.04.2009 N 5 "Об организации работы по реализации в Нижегородской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" работу по выдаче сертификатов организуют органы местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий) и Министерство социальной политики Нижегородской области. Считаю, что на основании указанных выше нормативных правовых актов Галкин С.В. имеет право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". По этим основаниям иск Галкина С.В. следует удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Галкина Сергея Васильевича к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, администрации Красногорского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения - удовлетворить. Признать за Галкиным Сергеем Васильевичем право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья. Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области выдать Галкину Сергею Васильевичу государственный жилищный сертификат о выделении социальной выплаты на приобретение жилья, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд. Судья: