О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, права на социальную выплату



                     

                         Дело № 2-271-2011 г.

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

27 мая 2011 года

Уренский районный суд Нижегородской области в составе

Председательствующего судьи Смирновой Н.В.

При секретаре Аксеновой Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аховой Екатерины Ивановны к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, администрации г. Урень Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, права на включении в списки очередности нуждающихся в получении жилья и права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

УСТАНОВИЛ:

      Ахова Е.И. обратилась в суд с иском к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, администрации г. Урень Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, права на включении в списки очередности нуждающихся в получении жилья и права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указывая, что Управлением социальной защиты по Уренскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ ей выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, в котором указано, что она имеет право на льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной управлением социальной защиты населения, она является женой умершего участника Великой Отечественной войны (ставшего инвалидом), имеющего право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального Закона «О ветеранах».

С учетом предписаний Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989г и Федерального закона "О ветеранах" она и ее муж, как участник Великой Отечественной войны до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

      Она неоднократно обращалась в администрацию Уренского района и г. Уреня с заявлением о постановке ее на учет, как лицо, нуждающееся в получении жилья либо о предоставлении ей благоустроенного жилья. Однако ей было отказано в этом, так как срок регистрации ее по указанному адресу составляет 3.5 года и дом, в котором она проживает в настоящее время, был признан пригодным для проживания. Ей была проведена независимая экспертиза по оценке жилого дома, согласно которой физический износ дома составляет 68%.

Ахова Е.И. считает данные действия незаконными, нарушающими ее права, и просит:

      1. Признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий,

  1. Признать за ней право на включении в списки очередности, нуждающихся в получении жилья

     3. Признать за ней право на получение социальной выплаты на обеспечение жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Ответчик представитель администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Шарова Т.А., с иском не согласна, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, где был рассмотрен вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения по адресу: <адрес> с учетом мнения независимой экспертизы. Решением вышеуказанной комиссии <адрес> по <адрес> был признан пригодным для проживания. Согласно статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, а в случае с Аховой Е.И., продажи собственного жилья и прописки по адресу: <адрес> по вышеуказанному адресу с 2007 года. На основании вышеизложенного видно, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок). Поэтому Ахову Е.И. в настоящее время нельзя признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в списки очередности лиц, нуждающихся в получении жилья. По этим основаниям она просит в иске Аховой Е.И. отказать.

Ответчик представитель администрации г. Урень Нижегородской области Маралова Т.Н. с иском не согласна.

Ответчик Министерство социальной политики Нижегородской области направило в суд отзыв на исковое заявление, просят дело рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласны.

         Проверив и оценив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.

          В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что истцу Управлением социальной защиты по Уренскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, в котором указано, что она имеет право на льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной управлением социальной защиты населения, она является женой умершего участника Великой Отечественной войны (ставшего инвалидом), имеющего право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального Закона «О ветеранах».

С учетом предписаний Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989г и Федерального закона "О ветеранах" она и ее муж, как участник Великой Отечественной войны до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны

Принятый 12 января 1995 года Федеральный закон "О ветеранах" определил меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны (статья 15) и меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, При этом пункт 3 статьи 11 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

      Она неоднократно обращалась в администрацию Уренского района и г. Уреня с заявлением о постановке ее на учет, как лицо, нуждающееся в получении жилья либо о предоставлении ей благоустроенного жилья. Однако ей было отказано в этом, так как срок регистрации ее по указанному адресу составляет 3.5 года и дом, в котором она проживает в настоящее время, был признан пригодным для проживания. Ей была проведена независимая экспертиза по оценке жилого дома, согласно которой физический износ дома составляет 68%.

Ахова Е.И. считает данные действия незаконными, нарушающими ее права, и просит:

      1. Признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий,

  1. Признать за ней право на включении в списки очередности, нуждающихся в получении жилья

     3. Признать за ней право на получение социальной выплаты на обеспечение жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

        Ответчик представитель администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Шарова Т.А., с иском не согласна, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, где был рассмотрен вопрос о пригодности (непригодности) жилого помещения по адресу: <адрес> учетом мнения независимой экспертизы. Решением вышеуказанной комиссии <адрес> по <адрес> был признан пригодным для проживания. Согласно статьи 53 Жилищного кодекса РФ граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, а в случае с Аховой Е.И., продажи собственного жилья и прописки по адресу: <адрес> по вышеуказанному адресу с 2007 года. На основании вышеизложенного видно, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок). Поэтому Ахова Е.И. в настоящее время нельзя признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в списки очередности лиц, нуждающихся в получении жилья. По этим основаниям она просит в иске Ахова Е.И. отказать.

Ответчик представитель администрации г. Урень Нижегородской области Маралова Т.Н. с иском не согласна.

Ответчик Министерство социальной политики Нижегородской области направило в суд отзыв на исковое заявление, просят дело рассмотреть в их отсутствие, с иском не согласны.

         Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, было постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п.1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших(умерших) инвалидов войны, участников ВОВ ( в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

     Условием обеспечения жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» является постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке. Е.И.Ахова в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в настоящее время не состоит.

Установлено из объяснений представителя истца Курзениной Е.П., что истец Ахова Е.И. имела в собственности жилой дом, расположенный в <адрес>, который она продала ДД.ММ.ГГГГ за 120000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном жилом доме отсутствует канализация, водопровод, отопление печное.

Таким образом, учитывая состояние здоровья Ахова Е.И., можно полагать, что в силу своего престарелого возраста и состояния здоровья (инвалидность 1 гр.), ввиду отсутствия каких либо удобств Ахова Е.И. не могла проживать в данном жилом доме одна без посторонней помощи, в связи с чем, она переехала в дом дочери в 2003 году и 2007 года она зарегистрирована и проживает с семьей дочери в жилом доме, общей площадью 51, 2 кв.м., расположенном в <адрес>. Поскольку жилой дом дочери требовал ремонта - сгнили окна, протекала крыша, то жилой дом Аховой Е.И. был продан и средства были потрачены на ремонт дома дочери.

Кроме того, согласно определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, исходя из вышеизложенного и учитывая состояние отчужденного Ахова Е.И. в 2007 году жилого дома, следует полагать, что умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем, со стороны Аховой Е.И. не было.

       ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией при администрации Уренского муниципального района составила акт осмотра помещения, расположенного по адресу <адрес>, которое признано пригодным для проживания.

         ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Урень Нижегородской области ей был дан ответ, в котором указано, что истец не относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно отчета об оценке восстановительной стоимость и определения величины физического износа объекта недвижимости - жилого дома, расположенного по адресу <адрес> средний физический износ дома составляет 68%.

Судом допрошены члены комиссии, производившие осмотр дома, расположенного по адресу <адрес>.

Свидетель Ш.С,В. главный специалист ОКСа Администрации Уренского муниципального района пояснил, что дом, в котором проживает Ахова Е.И., требует ремонта, но пригоден для проживания.

Свидетель И.С.В. начальник ОКСа Администрации Уренского муниципального района пояснил, что дом, в котором проживает Ахова Е.И., не пригоден для проживания по состоянию конструкции.

С учетом данных материалов суд приходит к выводу, что, дом в котором проживает Ахова Е.И., не пригоден для проживания.

      Учитывая представленные документы, Ахова Е.И. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по основанию, предусмотренному п. 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ - проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

По этим основаниям иск Аховой Е.И. следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Аховой Екатерине Ивановне к администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, администрации г. Урень Нижегородской области, Министерству социальной политики Нижегородской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, права на включении в списки очередности нуждающихся в получении жилья и права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения -удовлетворить.

        Признать Ахову Екатерину Ивановну нуждающейся в улучшении жилищных условий,

       Признать за Аховой Екатериной Ивановной право на включении в списки очередности, нуждающихся в получении жилья

      Признать за Аховой Екатериной Ивановной право на получение социальной выплаты на обеспечение жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд.

Судья: