Дело № 2 - 771 -2011 г. РЕШЕНИЕ. Именем Российской Федерации 16 сентября 2011 года. Уренский районный суд Нижегородской области в составе Председательствующего судьи Смирновой Н.В. Ст. пом. прокурора Хреновой Г.А. При секретаре Аксеновой Е.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уренского района к администрации Семеновского сельсовета Уренского муниципального района о защите жилищных прав и законных интересов Смирновой Людмилы Ивановны. УСТАНОВИЛ: Прокурор Уренского района обратился в суд с иском к администрации Семеновского сельсовета Уренского муниципального района о защите жилищных прав и законных интересов Смирновой Людмилы Ивановны, указывая, что в 2009 году Смирнова Людмила Ивановна, проживающая в <адрес> обратилась в администрацию Уренского муниципального района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Специалистами администрации Уренского муниципального района Смирновой Л.И. был разъяснен порядок признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке их на учет в качестве нуждающихся, а именно, что Смирнова Л.И. должна обратиться в орган местного самоуправления по месту своей регистрации с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, как нуждающейся. В декабре 2009 года Смирнова Л.И. обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в администрацию Семеновского сельсовета, предоставив при этом предусмотренные законодательством документы. Смирновой Л.И. была представлена Выписка из домовой книги, о том, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, собственником которого является С.В.А.. Справка Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Нижегородской области о том, что жилья в собственности Смирновй Л.И. не имеется, справка Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управления социальной защиты населения Уренского района) о том, что является женой умершего инвалида и участника ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального Закона «О ветеранах», копия свидетельства о заключении брака со С.С.Т., справка ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области» о наличии инвалидности 2 группы, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года. Смирнова Л.И., согласно представленных документов проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого являетсся С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии № № от ДД.ММ.ГГГГ года. Между Смирновой Л.И. и С.В.А. заключен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года. Другого жилья Смирнова Л.И. не имеет. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 указанной статьи категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Поскольку Смирнова Л.И. является вдовой участника ВОВ, на нее распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супругу (супруге) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак. Согласно статьи 23.2 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Нижегородской области от 07.07.2006 № 68-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области» определены формы и порядок обеспечения жильем проживающих на территории Нижегородской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан: - установленных статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах"; - установленных статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет до 1 января 2005 года. ДД.ММ.ГГГГ Смирновой Л.И. получено решение администрации Семеновского сельсовета, об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом в решении об отказе указано, что согласно представленных документов по норме площади Смирнова Л.И. не является нуждающимся в жилом помещении. Также в решении об отказе имеется ссылка на статью 53 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Администрацией Семеновского сельсовета установлено, что Смирнова Л.И. имела в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на который было зарегистрировано в установленном законодательством порядке, однако в ДД.ММ.ГГГГ году указанный дом продан Смирновой Л.И. Таким образом, при рассмотрении представленных документов и учитывая отчуждение принадлежащего на праве собственности жилого дома, при принятии решения об отказе в постановке на учет Смирновой Л.И. в качестве нуждающегося администрация Семеновского сельсовета полагала, что Смирнова Л.И. намерено ухудшила свои жилищные условия. Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что действительно Смирнова Л.И. имела в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> право собственности на который было зарегистрировано в установленном законодательством порядке в Уренском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, о чем выдано свидетельство серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году указанный жилой дом продан Смирновой Л.И. за 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, что подтверждается договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что в указанном жилом доме отсутствовали канализация, водопровод, отопление печное. Деревня, в которой расположен жилой дом находится в лесном массиве приблизительно в 2.5 км. От населенного пункта <адрес>, и родственники Смирновой Л.И., проживающие в <адрес> не могли осуществлять постоянный уход. Таким образом, в силу своего престарелого возраста и состояния здоровья (<данные изъяты>.), в виду отсутствия каких либо удобств Смирнова Л.И. не могла проживать в данном жилом доме одна без посторонней помощи, в связи с чем, указанный жилой дом был продан. Кроме того, согласно определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, исходя из вышеизложенного и учитывая состояние отчужденного Смирновой Л.И. в 2008 году жилого дома, следует полагать, что умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем, со стороны Смирновой Л.И. не было. Прокурор района просит обязать администрацию Семеновского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области признать Смирнову Людмилу Ивановну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ответчик представитель администрации Семеновского сельсовета Уренского муниципального района <адрес> Серов М.Я. с иском согласен. Проверив и оценив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Из материалов дела и объяснений сторон следует, в 2009 году Смирнова Людмила Ивановна, проживающая в <адрес> обратилась в администрацию Уренского муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. Специалистами администрации Уренского муниципального района Смирновой Л.И. был разъяснен порядок признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке их на учет в качестве нуждающихся, а именно, что Смирнова Л.И. должна обратиться в орган местного самоуправления по месту своей регистрации с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, как нуждающейся. В декабре 2009 года Смирнова Л.И. обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет в качестве нуждающейся в администрацию Семеновского сельсовета, предоставив при этом предусмотренные законодательством документы. Смирновой Л.И. была представлена Выписка из домовой книги, о том, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, ул. Смирнова <адрес>, собственником которого является С.В.А.. Справка Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по <адрес> о том, что жилья в собственности Смирновй Л.И. не имеется, справка Территориального органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости <адрес> (Управления социальной защиты населения <адрес>) о том, что является женой умершего инвалида и участника ВОВ и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального Закона «О ветеранах», копия свидетельства о заключении брака со С.С.Т., справка ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> о наличии инвалидности 2 группы, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. Смирнова <адрес>, договор найма жилого помещения от 30.11 2009 года. Смирнова Л.И., согласно представленных документов проживает в доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. Смирнова <адрес>, собственником которого являетсся С.В.А., 1958 года рождения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 52-АГ № от 17.11. 2009 года. Между Смирновой Л.И. и С.В.А. заключен договор найма жилого помещения от 30.11 2009 года. Другого жилья Смирнова Л.И. не имеет. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 указанной статьи категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах») реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Поскольку Смирнова Л.И. является вдовой участника ВОВ, на нее распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального Закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супругу (супруге) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей ( не вступившему) в повторный брак. Согласно статьи 23.2 Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в <адрес>» определены формы и порядок обеспечения жильем проживающих на территории <адрес> и нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан: - установленных статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах"; - установленных статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Смирновой Л.И. получено решение администрации Семеновского сельсовета, об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом в решении об отказе указано, что согласно представленных документов по норме площади Смирнова Л.И. не является нуждающимся в жилом помещении. Также в решении об отказе имеется ссылка на статью 53 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Администрацией Семеновского сельсовета установлено, что Смирнова Л.И. имела в собственности жилой дом, расположенный по адресу: д. Забегаиха, <адрес>, право собственности на который было зарегистрировано в установленном законодательством порядке, однако в 2008 году указанный дом продан Смирновой Л.И. Таким образом, при рассмотрении представленных документов и учитывая отчуждение принадлежащего на праве собственности жилого дома, при принятии решения об отказе в постановке на учет Смирновой Л.И. в качестве нуждающегося администрация Семеновского сельсовета полагала, что Смирнова Л.И. намерено ухудшила свои жилищные условия. Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что действительноСмирнова Л.И. имела в собственности жилой дом, расположенный по адресу:д. Забегаиха, <адрес>, право собственности на который было зарегистрировано в установленном законодательством порядке в Уренском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, о чем выдано свидетельство серии 52-АВ № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2008 году указанный жилой дом продан Смирновой Л.И. за 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, что подтверждается договором купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что в указанном жилом доме отсутствовали канализация, водопровод, отопление печное. Деревня, в которой расположен жилой дом находится в лесном массиве приблизительно в 2.5 км. От населенного пункта <адрес>, и родственники Смирновой Л.И., проживающие в <адрес> не могли осуществлять постоянный уход. Таким образом, в силу своего престарелого возраста и состояния здоровья (инвалидность 2 гр.), в виду отсутствия каких либо удобств Смирнова Л.И. не могла проживать в данном жилом доме один без посторонней помощи, в связи с чем, указанный жилой дом был продан. Кроме того, согласно определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, исходя из вышеизложенного и учитывая состояние отчужденного Смирновой Л.И. в 2008 году жилого дома, следует полагать, что умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий способных привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем, со стороны Смирновой Л.И. не было. Прокурор района просит обязать администрацию Семеновского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области признать Смирнову Людмилу Ивановну нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ответчик представитель администрации Семеновского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области Серов М.Я. с иском согласен. Учитывая представленные документы, Смирнова Л.И. может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по основанию, предусмотренному пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ. По этим основаниям иск прокурора следует удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Уренского района к администрации Семеновского сельсовета Уренского муниципального района о защите жилищных прав и законных интересов Смирновой Людмилы Ивановны - удовлетворить. Обязать администрацию Семеновского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области признать Смирнову Людмилу нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, путем подачи кассационной жалобы через районный суд. Судья: