О ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленны отходов



Дело №2-105-2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2011 года г.Урень

Уренский районный суд Нижегородской области в составе

Председательствующего судьи Бобина В.А.

С участием старшего помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Обуховой Т.В.

При секретаре Чистяковой О.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Урень гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Горевского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов.

УСТАНОВИЛ:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в порядке ст.ст., 22, 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц с иском к администрации Горевского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области.

Истец просит обязать администрацию Горевского сельского совета Уренского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых промышленных отходов, расположенную на окраине <адрес>.

Свои требования истец обосновывает тем, что проверкой исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации свалки бытовых и промышленных отходов расположенной на окраине <адрес>, установлено что на окраине <адрес> в 400 м. Слева от трассы Урень-Ветлуга, рядом с зерновым током, организована несанкционированная свалка отходов производства и потребления отходов населения, предприятий и организаций <адрес>. Площадь земельного участка, занятого свалкой, составляет 0,8 га.

Земельный участок под свалку надлежащим образом не выделен. Указанный земельный участок принадлежал колхозу им. Свердлова. В настоящее время земельный участок находится в фонде перераспределения земель, т.е относится к землям сельскохозяйственного назначения. Разрешительная документация на безопасную экологическую деятельность данной свалки отсутствует, не разработаны нормативы образования отходов и не согласованы лимиты на их размещение, лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов отсутствует, санитарно-эпидемиологическое заключение также отсуствует, не осуществляется надлежащего контроля за составом принимаемых отходов, свалка не огорожена, имеется свободный доступ посторонних лиц на территорию свалки.

По результатам проверки выявлены нарушения требований ст.ст.12,78 Земельного кодекса РФ, ст.1, 6 Федерального закона « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст.1,9,11 Федерального закона « Об отходах производства и потребления». П.74 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также требования Санитарных Правил СП 2.1.7.1038 -01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», п.2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03. В связи с выявленными нарушениями указанная выше несанкционированная свалка твердых бытовых промышленных отходов должна быть ликвидирована.

В судебном заседании указанные требования поддержаны представителем природоохранной прокуратуры Обуховой Т.В. в полном объеме.

Представитель Администрации Горевского сельского совета Уренского муниципального района Моисеев В.Е. исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что выявленные в ходе проверки нарушения эксплуатации свалки действительно имеют место, однако прекращение эксплуатации данной свалки приведет к тому, что в настоящее время складировать твердые бытовые и промышленные отходы будет не где, так как другого места под свалку не имеется. При этом просил суд предоставить им срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, так как выполнение мероприятий по ликвидации свалки объективно требует достаточно длительных временных затрат.

Представитель администрации Уренского муниципального района Ямщикова С.В. исковые требования признал в полном объеме, подтвердив, что действительно свалка эксплуатируется с нарушения законодательства.

Представитель министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Дурандин Ю.П., пояснил, что свалка твердых бытовых и промышленных отходов, расположенная на окраине <адрес>, эксплуатируется с нарушением природоохранного законодательства, а именно ст.11,12 закона РФ « Об отходах производства и потребления» и ст.ст.10,12 Закона Нижегородской области « Об отходах производства и потребления. Кроме того, в нарушение действующего законодательства данная свалка расположена на землях сельскохозяйственного назначения.

Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме по следующим основаниям:

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду является одним из основных субъективных прав человека и гражданина.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории Горевского сельского совета Уренского муниципального района.

Проведенной проверкой установлено, что на окраине <адрес>, в 400 м слева от трассы Урень-Ветлуга, рядом с зерновым током, организована несанкционированная свалка отходов производства и потребления населения, предприятий и организаций <адрес>. Площадь земельного участка, занятого свалкой, составляет около 0,8 га.

Земельный участок под свалку в установленном порядке не выделен. Согласно справки администрации Горевского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок принадлежал колхозу им. Свердлова. В настоящее время земельный участок находится в фонде перераспределения земель, т.е. относится к землям сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются:

-предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

-обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В соответствии с п. 3.1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Согласно ст. 6 вышеуказанного федерального закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.

Разрешительная документация на безопасную экологическую деятельность данной свалки отсутствует, не разработаны нормативы образования отходов и не согласованы лимиты на их размещение, лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов отсутствует, санитарно-эпидемиологическое заключение также отсутствует, не осуществляется надлежащий контроль за количеством и составом принимаемых отходов, имеется свободный доступ посторонних лиц на территорию свалки.

На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Данная свалка не оснащена необходимыми сооружениями, предотвращающими распространение загрязняющих веществ в окружающую среду.

Гидроизоляция основания свалки, водоотводные каналы для сбора и последующей утилизации фильтрата отсутствуют.

Указанное является нарушением требований природоохранного законодательства, соблюдение которых гарантирует реализацию прав граждан на благоприятную окружающую природную среду. предусмотренное ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 74 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Кроме того, в нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: не обеспечено поступление изолирующего материала; не организован надлежащий контроль за поступлением отходов на свалку и учет отходов по классам опасности, отсутствует согласованный план природоохранных и оздоровительных мероприятий и т.п.

В соответствии с п.2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города.

СЗЗ для данной свалки составляет 500 м, проект санитарно-защитной зоны не разработан.

Жилая зона д. Тулага расположена на расстоянии не более 500 м от свалки.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Не исполняются и другие требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления», СанПина 1.1.1200-03, а именно: не проводятся микробиологические исследования почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха; отсутствует проект мониторинга свалки и контрольные скважины.

Факты нарушения природоохранного законодательства подтверждаются актом осмотра главного специалиста - государственного инспектора Ветлужского межрайонного отдела по экологическому контролю Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды.

Однако, до сих пор исчерпывающих мер на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых отходов в вышеуказанном месте не принято.

Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов; осуществлять выбор места для строительства объекта по размещению отходов по решению органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно-геологических и гидрологических исследований; обустраивать и эксплуатировать объекты для размещения отходов в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, соответствующим экологическим, строительным и санитарным нормам и правилам; осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений для захоронения отходов производства в соответствии с лицензией, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с территориальными органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомвода; размещать отходы I, II, III, а при необходимости и IV классов опасности только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП 2.01.28-85. «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»; не допускать размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов

Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием номера карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО. Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды и т.п.

Однако, при эксплуатации свалки отходов производства и потребления около д. Тулага проведение указанных профилактических мер и работ не осуществляется, складирование ТБО осуществляется беспорядочно, не контролируется класс опасности принимаемых отходов, не проводится послойное уплотнение изолирующим слоем, не установлены мерные столбы (реперы) для контроля высоты отсыпаемого слоя ТБО, не осуществляются контрольные анализы грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха и радиационный дозиметрический контроль.

Таким образом, складирование отходов на данной свалке не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. 1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. N45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности.

При таких обстоятельствах данная свалка является экологически опасным объектом.

Ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 16.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Однако, администрацией Горевского сельсовета не принимается должных мер по соблюдению санитарного и природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации свалки и игнорируется проведение предупредительных мер к возможным неблагоприятным воздействия на окружающую природную среду.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем.

Гражданское законодательство предусматривает последствия осуществления деятельности, создающие угрозу причинения вреда.

Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явится основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность

Изложенные выше факты нарушения природоохранного законодательства позволяют суду прийти к выводу о законности и обоснованности требований о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых и промышленных отходов, расположенной на окраине д. <адрес>.

Выполнение мероприятий по ликвидации данной свалки объективно требует достаточно длительных временных затрат. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, судом устанавливается в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом этого суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Горевского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых и промышленных отходов, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения, на окраине д. <адрес>.

Установить для исполнения решения суда в отношении Администрации Горевского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области срок в 8 (восемь) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через Уренский районный суд в 10-ти дневный срок.

Судья