2-568/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2012 года г.Урень
Уренский районный суд Нижегородской области в составе
Председательствующего судьи Бобина В.А.
При секретаре Смирениной Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьёвой Валентины Никандровны к Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Соловьева В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Уренского муниципального района о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, с учетом нормы предоставления жилого помещения и пригодное для постоянного проживания, указывая, что на основании ордера выданного исполнительным комитетом Уренского районного Совета депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ ей и членам её семьи была предоставлена по договору социального найма квартира, расположенная по адресу <адрес>. В настоящее время совместно с ней в данной квартире зарегистрирован её сын С.С.Е. В ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, находящийся по адресу <адрес> был передан в муниципальную собственность. Постановлением администрации Уренского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, в котором находится занимаемая ими квартира, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время в квартире, расположенной по адресу <адрес> проживать не возможно, в связи с чем она длительное время вынуждена проживать на съемных квартирах. Несмотря на её обращения в администрацию Уренского муниципального района, по вопросу обеспечения её и членов её семьи, пригодным для проживания жилым помещением, до настоящего времени жилым помещением они не обеспечены.
В связи с этим она просит обязать администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области предоставить ей и члену её семьи С.С.Е. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому ими жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Урень.
Истец Соловьева В.Н. в суд не явилась, хотя была надлежащим образом уведомлена о месте и времени судебного заседания, в своем письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что свои исковые требования поддерживает в полном объёме.
Представитель Администрации Уренского муниципального района Шарова Т.А. с заявленным иском не согласилась, указав, что действительно постановлением администрации Уренского муниципального района № ль ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирных домов аварийными» многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ установлены сроки отселения граждан проживающих в аварийных домах в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно реестра аварийных домов ан территории муниципального образования Уренский муниципальный район <адрес>, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств областного бюджета Нижегородской области, дом расположенный по адресу <адрес> стоит в общем списке под №. В целях реализации положений Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» администрацией района были установлены сроки отселения граждан, проживающих в аварийном жилом фонде. Соловьева В.Н. и её сын являются участниками «Региональной адресной программы « Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Нижегородской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства», утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области №60 от 20.04.2012 года и им гарантировано предоставление благоустроенного жилого помещения на территории г. Урень в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время внеочередное предоставление жилого помещения Соловьевой В.Н. и её сыну невозможно в связи с тем, что на данный момент свободных жилых помещений не обременненных правами третьих лиц нет, маневренный фонд отсутствует. Решением Земского собрания Уренского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № « О районном бюджете на 2012 год» денежные средств на обеспечение жилыми помещениями граждан, жилые помещения которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не предусмотрены.
В настоящее время они готовы оплачивать Соловьёвой жилье по договору найма жилого помещения, заключенного Соловьёвой с частным лицом.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Уренского муниципального района Нижегородской области, оценив полученные доказательства с точки зрения требований ст. ст. 59,60,67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1, пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют в том числе полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации). В частности, статья 87 данного Кодекса устанавливает правила предоставления другого благоустроенного жилого помещения гражданам, которые подлежат выселению по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 его статьи 85. Так, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что на основании ордера выданного исполнительным комитетом Уренского районного Совета депутатов трудящихся ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой В.Н.и членам её семьи была предоставлена по договору социального найма квартира, расположенная по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, находящийся по адресу <адрес> был передан в муниципальную собственность Уренского района Нижегородской области.. Заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Уренского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ « О признании многоквартирных домов аварийными» многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, в котором находится занимаемая Соловьевой В.Н. и С.С.Е. квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
В настоящее время в квартире, расположенной по адресу <адрес> проживать не возможно,
Согласно ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п.1 ч.3 той же статьи, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
На основании этого суд приходит к выводам об удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в настоящее время в администрации Уренского муниципального района отсутствует маневренный жилищный фонд, а также денежные средства на обеспечение жилыми помещениями граждан, жилые помещения которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции, суд приходит к выводам об отсрочке исполнения решения суда по основаниям ст. 204 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области незамедлительно предоставить Соловьёвой Валентине Никандровне и члену её семьи С.С.Е., жилое помещение по договору социального найма, с учетом нормы предоставления и пригодное для проживания, проживающих в жилом помещении по адресу: <адрес>, признанном в установленном порядке непригодным для проживания и представляющим угрозу жизни и здоровью при дальнейшем проживании в нем.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ отсрочить исполнение решения до 31 декабря 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месячного срока.
Судья