Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Урай ХМАО
Судья Урайского городского суда ХМАО - Югры Шестакова Е.П.,
с участием истицы Н., её представителя Б., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Ч, действующей на основании доверенности без номера от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Ивановой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии по старости досрочно, включении периодов работы в трудовой стаж, назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Н. через своего представителя Б. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Урае с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 2 п.1 ст.27, ч.2 ст.28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
ДД.ММ.ГГГГ решением № ответчиком было отказано в назначении пенсии, так как на день обращения требуется 20 лет работы в местность, приравненная к районам Крайнего Севера, 10 лет - Список №, имеется стаж работы в МКС - 18 лет 07 месяцев 07 дней.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не учтен в страховой и специальный стаж в МКС, так как в трудовой книжке в записи об увольнении в графе 4 отсутствует основание: номер и дата приказа.
Истица считает, что оспариваемый период работы должен быть засчитан в страховой и специальный стаж по следующим основаниям:
ДД.ММ.ГГГГ Н. была принята на работу <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>
Н. уволена ДД.ММ.ГГГГ, согласно записям в трудовой книжке в графе №, где имеется печать предприятия, аналогичная печати в графе № (реорганизация предприятия).
На оттисках печатей, проставленных в трудовой книжке имеются сведения о территориальной расположенности предприятия - <адрес>.
В Перечень Районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяются действия Указов Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах, для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 включен Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области.
Из архивного отдела администрации <адрес> поступили сообщения об отсутствии сведений, так как документы по личному составу <данные изъяты> в архив на хранение не поступали. Местонахождение их неизвестно.
В соответствии с п.4 Постановления Правительства Российской федерации от 24 июля 2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми работодателем. Учитывая, что организация, в которой работала Н., ликвидирована, представить документы невозможно.
Период работы истицы в данной организации с ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ зачтен в страховой и специальный стаж МКС.
С учётом уточнений исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ и дополнений от ДД.ММ.ГГГГ, истица Н. просила:
- признать решение Государственного учреждения Управления пенсионного Фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным и недействующим с момента его принятия;
- обязать Государственное учреждение Управления пенсионного Фонда РФ в <адрес> включить в страховой и специальный стаж в МКС, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работыс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, что составляет 02 года 09 месяцев,
- обязать Государственное учреждение Управления пенсионного Фонда РФ в <адрес> назначить пенсию со дня обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Н. и её представитель Б., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, полностью поддержали указанные исковые требования, изложили доводы, соответствующие исковому заявлению.
Н. дополнила, что с ДД.ММ.ГГГГ и до увольнения находилась в отпуске по уходу за ребёнком до достижения возраста 3 лет в связи с рождением сына П. ДД.ММ.ГГГГ рождения. В <адрес> работала фактически с ДД.ММ.ГГГГ. Документы не были представлены не по вине истицы, от знакомых она узнала, что весь архив предприятия сгорел.
Б. так же дополнила, что Письмо Минтруда РФ от 21 июля 2001 года № 717-АП разъясняет, что порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона « трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516. Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком. Не предусматривает это и ч.4 ст.256 ТК РФ. Но в случае нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до вступления в силу Трудового кодекса РФ и Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из представленных документов известно, что Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период действия данной нормы Закона - а потому с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Н. до ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО - Югры Ч, действующая на основании доверенности без номера от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснила, что ответчик является правоприменительным органом и не может толковать закон.
Н. действительно ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением о назначении досрочной пенсии при неполном северном стаже и неполном специальном стаже. Стаж суммировался и ей требовалось для назначения пенсии не менее 20 лет стажа работы в МКС. Отказано истице правомерно, не может быть засчитан в страховой и специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как в трудовой книжке нет указания даты и номера приказа. Свидетельскими показаниями характер работы устанавливаться не может.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком может быть зачтён в специальный стаж только до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав доводы сторон, показания свидетелей С., З., Н., оценив в силу ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что исковые требования Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
На основании подпункта 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
В силу ч. 2 ст. 28 - 1 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
ДД.ММ.ГГГГ Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ- Управления пенсионного фонда в <адрес> за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на указанных выше основаниях.
Для назначения пенсии досрочно Н. требовалось наличие страхового стажа не менее 20 лет, специального стажа МКС не менее 20 лет и стажа на работах с тяжелыми условиями труда (по списку № ) - 10 лет, возраст не менее 45 лет. При этом наличие необходимого возраста, страхового стажа и стажа на работах с тяжелыми условиями труда у Н. ответчиком не оспаривается.
По результатам рассмотрения заявления Н. ДД.ММ.ГГГГ было принято коллегиальное решение ГУ- Управления пенсионного фонда в <адрес> № об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст. 27 и ч. 2 ст. 28.1 ФЗ РФ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г.
Комиссией Управления ПФР в <адрес> ХМАО-Югры в страховой и специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не учтён период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> в связи с отсутствием в трудовой книжке в записи об увольнении в графе 4 основания: номера и даты приказа.
Оспариваемое коллегиальное решение ответчика является не законным в части отказа в зачёте в страховой и специальный стаж МКС периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ
Записями в трудовой книжке истицы Н. подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Н. уволена ДД.ММ.ГГГГ по уходу за ребёнком. В данной записи не указаны номер и дата приказа, но проставлена печать предприятия, аналогичная печати, заверяющей запись о реорганизации предприятия.
Обязанность ведения трудовых книжек, внесения полных и достоверных записей возложена на работодателя, который при необходимости может внести соответствующие изменения в трудовую книжку.
Н. не может обратиться к работодателю для внесения изменений в запись трудовой книжки и не может представить приказ об увольнении в связи с ликвидацией предприятия и отсутствием документов на хранении в архивных службах администрации <адрес>, администрации <адрес>, администрации <адрес>, что подтверждается соответственно справками № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ
В силу части 3 ст. 13 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам не по вине работника.
В соответствии с изменениями в законе, с 01 января 2010 года характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
В соответствии со сложившейся судебной практикой, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа, документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.
Допрошенные в судебном заседании свидетели С., З., Н. подтвердили, что истица Н. с ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>, преобразованном в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ ушла в отпуск по уходу за ребёнком, в котором находилась 3 года, и уволилась сразу по окончании отпуска. Все документы предприятия сгорели при пожаре в вагончике после его ликвидации.
При этом С. подтвердила, что работала с Н. на одном предприятии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ затем работала в <данные изъяты>, но на том же вахтовом посёлке <данные изъяты>, где работала истица.Свидетель З. подтвердила, что работала с истицей весь спорный период её работы в <данные изъяты>, сама работала <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда предприятие было ликвидировано.Работа на одном предприятии с истицей свидетелей С. и З. а так же увольнение З. в связи с ликвидацией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются трудовыми книжками свидетелей, копии которых приобщены к материалам дела.
Учитывая изложенное, а так же, что свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, после чего подтвердили в суде сам факт работы истицы на предприятии в спорный период, который так же подтверждён записями в трудовой книжке Н., предыдущий период работы истицы на данном предприятии зачтён ответчиком, поэтому показания свидетелей приняты судом в качестве допустимых и достоверных доказательств.
В данном случае сам характер работы свидетельскими показаниями не устанавливался.
На основании ч. 2. ст. 28 Федерального закона № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом6 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
В Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённый постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, включён Ханта - Мансийский автономный округ, куда входит <адрес> и <адрес>, где работала истица.
Период ухода Н. за ребенком до достижения им возраста трёх лет подтверждается свидетельством о рождение Н., ДД.ММ.ГГГГ, пояснениями в суде истицы и показаниями свидетелей С., З.., Н.
Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.
По ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.92 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" включался стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 ст. 7) и каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту (ч. 1 ст. 39).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Суд также учитывает правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Период нахождения Н. до ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в страховой и специальный стаж при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Нарушенные права истицы подлежат восстановлению путём зачёта в страховой стаж и специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы Н. в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 09 месяцев 14 дней.
С учётом зачтённого ответчиком специального стажа работы в МКС ( 18 лет 7 мес. 7 дней) у Н. стаж работы в МКС составляет 19 лет 04 месяца 21 день, что не даёт ей права ни на назначение пенсии с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ, ни с момента достижения возраста 45 лет - ДД.ММ.ГГГГ. В этой части отказ ответчика основан на законе и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в зачёте в страховой и специальный трудовой стаж периода работы Н. в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить в страховой стаж и специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в местности, приравненной к Районам Крайнего Севера, период работы Н. в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Отказать в удовлетворении иска Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в местности, приравненной к Районам Крайнего Севера, периода работы в <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в суд ХМАО - Югры в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме ( решения судом в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ).
Судья Е.П. Шестакова