Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Урай
Судья Урайского городского суда ХМАО-Югры Ромм С.В.,
с участием помощника прокурора г. Урай Ситдикова Е.М.,
при секретаре Бурч Е.А.,
также с участием - представителя ответчика по доверенности Смуровой Н.А.,
представителя третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований <данные изъяты> по доверенности П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-814/2010 по иску прокурора г. Урай в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор г. Урай обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем создания специализированных рабочих мест и выделения квот для трудоустройства инвалидов в полном объеме, мотивируя тем, что прокуратурой г. Урай проведена проверка исполнения предприятиями, расположенными на территории города, законодательства о занятости населения в части выделения квот и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в ходе установлено, что ответчик не соблюдает в полном объеме требования указанного законодательства.
Так, согласно информации Бюджетного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, работодатель - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» не в полном объеме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов, а также не создает специальные рабочие места для инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 25 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
В силу части 3 названной статьи работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты при приеме на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приеме на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
Таким образом, в настоящее время действует две специальные программы по трудоустройству инвалидов: по квотированию рабочих мест и по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
При этом под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Согласно ч. 3 ст. 4 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством ХМАО - Югры.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 21.09.2009 г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройстваинвалидов организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места.
Кроме того, на основании указанного постановления Правительства ХМАО-Югры, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, установленной Законом ХМАО-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.
Размер квот в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определен ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации.
Работодатели обязаны соблюдать установленный процентный минимум при определении квоты для трудоустройства инвалидов, а также при создании специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно представленным сведениям <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на регистрационном учете в качестве безработных и относящихся к категории инвалидов состоит 10 человек.
Ответчик, имея по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочную численность работников 710 человек, в полном объеме не выполняет установленную законодательством обязанность по трудоустройству инвалидов и созданию для них специальных рабочих мест.
Согласно положениям действующего законодательства, размер квоты в указанной организации с учетом среднесписочной численности составляет 14 человек, количество специальных рабочих мест 2.
Вместе с тем, на предприятии ответчика работает всего 1 инвалид <данные изъяты>.
Основания для освобождения квотирования рабочих мест у ответчика отсутствуют.
В ДД.ММ.ГГГГ ответчик в центр занятости населения официально о предоставлении ему государственной услуги в подборе инвалидов для трудоустройства по доведенной квоте не обращался.
Кроме того, ответчиком не осуществляется финансирование создания рабочих мест для инвалидов в других организациях, тогда как федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 21 сентября 2009 года № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории ХМАО-Югры» и Законом ХМАО-Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в ХМАО-Югре» предусмотрена возможность работодателем профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключенными договорами.
Бездействие ответчика нарушает требование ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, число которых постоянно меняется.
Просил признать незаконным бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов;обязать ООО «<данные изъяты>» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в установленном размере.
Ответчик представил письменные возражения, обосновав тем, что исковые требования не признает по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Закона ХМАО-Югры № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам» квотирование рабочих мест устанавливается в соответствии с федеральным законодательством, законодательством автономного округа и иными нормативными правовыми актами.Как указано в ст. 3 вышеназванного закона квотирование рабочих мест устанавливается для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Производственная деятельность общества связана с вредными (тяжелыми) условиями труда, что подтверждается справкой отдела кадров.
Общая численность работников составляет 708 человек, 595 из них работают вахтовым методом, 113 в городской черте, но в это число входят и электрогазосварщики, начальники смены, операторы ЭВМ, работающие посменно, в том числе в ночные смены, выходные, праздничные дни, частые командировки в другие города, то есть, рабочие места, трудоустраивать на которые инвалидов противопоказано.
Заранее оборудовать специальное рабочее место для инвалида не представляется возможным, поскольку работодателю не известны требования к нему, а именно: степень утраты трудоспособности, уровень образования инвалида, индивидуальная программа его реабилитации и другое.
В случае создания специальных рабочих мест для инвалидов, вакансии вероятнее всего будут не заполнены, поскольку общество находится за пределами города, для инвалидов не приспособлена транспортная развязка, автобус ходит редко, только в определенное время, когда как зачастую инвалидам показан сокращенный рабочий день.
Кроме того, чтобы попасть в здание административного корпуса необходимо подняться по высоким ступеням, которые в зимний период скользкие, что будет очень затруднительно для человека с ограниченными способностями.
Ответчик считает, что со стороны органов, контролирующих выполнение закона о квотировании рабочих мест инвалидов, будет неправильным направлять на работу практически беспомощных людей работать за город, когда как в городе, исходя из представленной центром занятости справки, имеется достаточно предприятий для устройства на работу 10 инвалидов, стоящих в настоящее время на учете.Просил в иске отказать.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято заявление прокурора об изменении предмета иска, в которомпросилпризнать бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов, незаконным; обязать ООО «<данные изъяты>» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в установленном размере.
В судебном заседании помощник прокурора г. Урай Ситдиков Е.М. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Считая, что возражения ответчика не имеют законных оснований, так как существует правовая возможность заключения договоров о финансировании рабочих мест для инвалидов в других организациях.
Просил иск с учетом изменений удовлетворить.
Представитель третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований <данные изъяты> по доверенности П. доводы и требования иска поддержала. Объяснила, что ответчиком квота двенадцать человек не выполняется в полном объеме. На учете по безработице состоит двенадцать инвалидов, которые могут быть устроены на неквалифицированные работы, а на квалифицированные работы все устроены. Восемь предприятий в черте города не выполняют квоту.
Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Смурова Н.А. иск не признала, поддержала доводы письменных возражений. Дополнила, что в случае удовлетворения иска невозможно будет исполнить решение суда. Предстоит реорганизация общества в ДД.ММ.ГГГГ останутся работать только вахтовым методом, весь штат управления будет сокращен. Постановление Правительства ХМАо-Югры не носит законодательный характер и не имеет обязательной силы. Федеральным законом полномочия переданы субъектам, и Законом ХМАО-Югры обязанности их обществу создания квоты нет. Штатное расписание общества не предусматривает должности, на которые могут быть приняты инвалиды, и нет обязанности, заключать договоры с другими организациями. Основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Просила в иске отказать.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что иск заявлен в соответствии с законодательством и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как установлено в суде ответчик является юридическим лицом, работодателем, имевшим на ДД.ММ.ГГГГ среднесписочную численность работников 710 человек.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
В силу ст. 21 названного Закона организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Согласно ст. 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статьёй 4 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 г. № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусмотрено, что порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов определяется Правительством ХМАО - Югры, а также определен размер квот в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации.
Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 21.09.2009 г. № 254-п «Об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройстваинвалидов организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек - одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места.
На основании указанного постановления Правительства ХМАО-Югры, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах квоты, установленной Законом ХМАО-Югры «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счет собственных средств.
Согласно ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
С учетом изложенного ответчик обязан устанавливать квоту на рабочие места для инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников ООО «<данные изъяты>», что не выполняется и подтверждается информацией центра занятости, у ответчика работает один инвалид слесарем - ремонтником, при этом предоставление сведений об изменении численности работников является обязанностью работодателя. Также ответчиком не устанавливается в соответствии с численностью работников два специальных рабочих места для инвалидов, как предусмотрено законодательством ХМАО-Югры, иного суду не представлено. Ответчиком бездействие по исполнению закона в части квоты на рабочие места для инвалидов и создание специальных рабочих мест для инвалидов доказательствами не опровергнуто.
По объяснениям представителя третьего лица Урайского центра занятости населения на регистрационном учете в качестве безработных относящихся к категории инвалидов в настоящее время состоит 12 человек, на момент подачи иска на учете было 10 человек, то есть нуждающихся в трудоустройстве.
В данном случае основания для освобождения от обязанности квотирования рабочих мест и специальных рабочих мест у ответчика отсутствуют, законом доводы, указанные ответчиком, таковыми не являются.
Таким образом, бездействие ответчика в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов является незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц - инвалидов, число которых изменяется.
В связи с чем, иск следует удовлетворить, обязав также ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в установленном размере.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением иска с ответчика подлежит взысканию в пользу местного бюджета города окружного значения Урай государственная пошлина в размере 4 000 рублей, от уплаты которой освобожден прокурор при подаче исков.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г. Урай в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие ООО «<данные изъяты>», выразившееся в не выделении (не создании) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов, незаконным, и обязать устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты для трудоустройства инвалидов и создания специальных рабочих мест для инвалидов в установленном размере.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в пользу местного бюджета города окружного значения Урай государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-мансийского автономного округа-Югры через Урайский городской суд в 10-тидневный срок со дня следующего после ознакомления с мотивированным решением, которое назначить на 15 часов ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Урайского
городского суда ХМАО-Югры С.В. Ромм