в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года г. Урай ХМАО-Югры

Судья Урайского городского суда ХМАО - Югры Ромм С.В.,

при секретаре Бурч Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-297/2011 по искуСургутской транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Аэропорт Урай» в защиту прав, свобод и законныхинтересов неопределенного круга лиц о понуждении представить в лицензирующий орган документы для предоставления лицензии по тушению пожаров,

установил:

Сургутский транспортный прокурор обратился в Урайский городской судс указанным иском, мотивируя тем, что в ходе проверки установлено ОАО «Аэропорт Урай» в соответствии с воздушным законодательством обеспечивает аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома.

Согласно ст. 90 Воздушного кодекса РФ аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта.

По приказу директора ГУП «Аэропорт Урай» № от ДД.ММ.ГГГГ в аэропорту Урай, на основании приказа Федеральной авиационной службы России от ДД.ММ.ГГГГ №, создана служба поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов (СПАСОП). Этим же приказом утверждено штатное расписание службы СПАСОП, приложение № к приказу.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФАС России введено в действие «Положение о ведомственной пожарной охране службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов федеральной авиационной службы России» (далее - Положение).В соответствии с п. 1.1 Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов ФАС России «ВПО СПАСОП ФАС России» разработано в целях обеспечения пожарной безопасности воздушных судов и объектов организаций гражданской авиации и на основании Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.08.1995 года № 151 - ФЗ «Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей», постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 года № 154 «О службе поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов гражданской авиации ФАС России».

В соответствии с п. 1.4 Положения вопросы пожарной охраны, не регламентированные настоящим Положением и другими нормативными документами ФАС России, подлежат разрешению в соответствии с общегосударственными нормами и правилами.

Пунктом 2.1 Положения установлено, что ведомственная пожарная охрана СПАСОП ФАС России входит в Службу поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов ФАС России и состоит из подразделений ведомственной пожарной охраны СПАСОП авиационных предприятий.

Согласно п. 3.1 Положения основными задачами ведомственной пожарной охраны СПАСОП ФАС России являются:организация контроля и осуществление мероприятий по противопожарному обеспечению полетов воздушных судов;организация работы и ведомственный контроль по обеспечению пожарной безопасности охраняемых объектов и воздушных судов при техническом обслуживании;организация профессиональной подготовки пожарно - спасательных расчетов;тушение пожаров и проведение связанных с ними аварийно - спасательных и противопожарных работ.

В соответствии с п. 2 «Оперативного плана по тушению пожаров и проведению аварийно - спасательных работ на воздушных судах в районе аэродрома Урай» от 2007 года, противопожарное обеспечение объектов аэропорта и воздушных судов обеспечивается службой СПАСОП.

Согласно п. 2.7 Положения о службе поискового и аварийно спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) ОАО «Аэропорт Урай» от 2006 года, основными задачами СПАСОП является: противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта.

В силу п. 2 «Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров» утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625 под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

В соответствии с п.п. 38 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.

Согласно п. 4 акта проверки, проведенной старшим инженером ОНД (по городу Урай) УНД ГУ МЧС России по ХМАО - Югре у ОАО «Аэропорт Урай» отсутствует лицензия МЧС России на деятельность по предупреждению и тушению пожаров.

Деятельность, связанная с тушением пожаров имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций. Поэтому лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении данного вида деятельности, согласно п. 4 вышеуказанного Положения предусмотрено наличие у соискателя: лицензии (лицензиата) помещений, пожарной техники, средств связи, оборудования, инструмента и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя специалиста, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «пожарная безопасность» либо прошедшего профессиональную подготовку в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля при наличии иного
высшего или среднего профессионального образования и имеющего стаж работы в области обеспечения пожарной безопасности не менее 3 лет; у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности;отсутствие медицинских противопоказаний у работников соискателя лицензии (лицензиата), участвующих в действиях, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров;повышение квалификации лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности»;соблюдение лицензиатом требований к предоставлению информации для государственного статистического учета пожаров и их последствий;применение лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности продукции, соответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия.

Осуществление ОАО «Аэропорт Урай» деятельности по тушению пожаров, при отсутствии соответствующей лицензии свидетельствует о невыполнении лицензионных требований и условий, и действенных мер, направленных на получение лицензии на деятельность по тушению пожаров не принято.

Осуществление деятельности по тушению пожаров с нарушением требований и условий, предусмотренных вышеуказанным Положением, может причинить вред здоровью граждан, работникам аэропорта.

Таким образом, в нарушение ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности», п.п. 38 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 2 «Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров» утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625, ОАО «Аэропорт Урай» осуществляет деятельность по тушению пожаров без специального разрешения (лицензии).

Сложившаяся ситуация затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.Осуществление деятельности по тушению пожаров с нарушением лицензионных требований и условий, а также осуществление такой деятельности при отсутствии лицензии создает угрозу нарушения прав граждан, предусмотренных ст. 7 Конституции РФ.

Просил обязать открытое акционерное общество «Аэропорт Урай» представить в лицензирующий орган документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии по тушению пожаров, перечень которых предусмотрен Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 года № 625.

Ответчик возражений на иск не представил.

В судебное заседание представители сторон не явились, были извещены, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело без участия сторон.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО «Аэропорт Урай» обеспечивает аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома.

В соответствии с п. 2 «Оперативного плана по тушению пожаров и проведению аварийно - спасательных работ на воздушных судах в районе аэродрома Урай» от 2007 года, противопожарное обеспечение объектов аэропорта и воздушных судов обеспечивается службой поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов (СПАСОП), что соответствует положениям ст. 90 Воздушного кодекса РФ, согласно которым аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта.

В соответствии с п.п. 38 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров подлежит лицензированию.

Вместе с тем у ОАО «Аэропорт Урай» отсутствует лицензия на деятельность по предупреждению и тушению пожаров, чем нарушаются требования ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности», п.п. 38 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности, п. 2 «Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров» утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625 (далее - Положение).

Ответчиком в нарушение закона не предприняты меры для лицензирования деятельности по тушению пожаров, поскольку не представлены в лицензирующий орган документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии по тушению пожаров, перечень которых предусмотрен Положением, иного суду не представлено и ответчиком не оспорено.

При таких обстоятельствах суд считает иск обоснованным в соответствии с законом и подлежащим удовлетворению.

В связи с удовлетворением иска на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет города окружного значения Урай в размере 4 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, судья

решил:

Иск Сургутской транспортной прокуратуры к открытому акционерному обществу «Аэропорт Урай» в защиту прав, свобод и законныхинтересов неопределенного круга лицудовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Аэропорт Урай» представить в лицензирующий орган документы, необходимые для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии по тушению пожаров, перечень которых предусмотрен Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 октября 2006 года № 625.

Взыскать с открытого акционерного общества «Аэропорт Урай» в пользу бюджета города окружного значения Урай ХМАО-Югры государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Урайский городской суд в 10-тидневный срок со дня следующего после ознакомления с мотивированным решением, которое назначить на 16:30 часов 25 мая 2011 года.

Судья