Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 февраля 2011 года город Урай Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Орловой Г. К., с участием: прокурора - старшего помощника прокурора г. Урая Полушкиной Т. М., заявителя Чернева С. Ю., представителя заявителя Паевского В. Ф., действующего на основании доверенности от 10.02.2011 года, представителя окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва - Рохмистровой А. С., действующей на основании доверенности № 01 от 05.02.2011 года, при секретаре Бушуевой М. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-150/2011 по заявлению Чернева С.Ю. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № 7/25 от 02 февраля 2011 года и о возложении обязанности на окружную избирательную комиссию № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва зарегистрировать Чернева С.Ю. кандидатом в депутаты Думы города Урая пятого созыва, у с т а н о в и л: Чернев С. Ю. обратился в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя его тем, что был выдвинут Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» кандидатом в депутаты Думы г. Урая пятого созыва. 02 февраля 2011 года в 18.45 окружной избирательной комиссией № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва было вынесено постановление №, которым ему было отказано в регистрации. Копия постановления вручена 03.02.2011 года. Данное постановление считает незаконным по следующим основаниям: В соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, Тем самым нарушение избирательного законодательства, влекущее отказ в регистрации, должно быть предусмотрено законом. Однако, в нарушение закона окружная избирательная комиссия № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва обосновывает Постановление № 6/22 от 02 февраля 2011 года об отказе в регистрации несуществующим законом и отсутствующей статьей. Так, избирательная комиссия ссылается на ст. 6 и п. 8.1 ФЗ № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Однако, такого федерального закона не существует, а Закон Ханты-Мансийского автономного округа № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» не содержит п. 8.1, предусматривающего отказ в регистрации. Таким образом, постановление окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай 5-го созыва № от 02 февраля 2011 года является незаконным и подлежит отмене. В оспариваемом постановлении избирательной комиссии указано, что Черневым С. Ю. не был предоставлен один из документов первого финансового отчета - «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата». Однако, данный документ был предоставлен им в избирательную комиссию 29 февраля 2011 года в 14:08 час, что подтверждается п. 3 справки выданной Окружной избирательной комиссией № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва 29.01.2011 г., следовательно ему не могло быть отказано в регистрации в связи с непредставлением документа. На комиссии 02.02.2011 г. при рассмотрении документов, ему было заявлено, что им предоставлен документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», не той формы, и будет предоставлено время для внесения изменения в соответствии с п. 1.1. ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но 03.02.2011г. Окружная избирательная комиссии № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва вручила постановление об отказе в регистрации в связи с непредставлением документа первого финансового отчета - «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», что не соответствует действительности. Согласно п. 1.1. ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: «При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Считает, что он имеет право заменить предоставленный им ранее документ: «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», так как он не соответствует утвержденной форме и подан с нарушением требования закона. Им в соответствии со ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения на предпоследний день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, что подтверждается справкой о внесении дополнений от ДД.ММ.ГГГГ.. вх. №. Просит признать незаконным и отменить Постановление Окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва № от 02 февраля 2011 года. Обязать Окружную избирательную комиссию № 2 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва зарегистрировать Чернева Сергея Юрьевича кандидатом в депутаты Думы г. Урай пятого созыва. От окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва поступило письменное возражение, в котором они указывают, что требования Чернева С. Ю. являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям: В соответствии с пунктом 1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон ХМАО), для регистрации кандидат единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 8.1. Закона ХМАО кандидат обязан представить окружной избирательной комиссии муниципального образования отчеты о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах; кандидаты представляют на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в окружную избирательную комиссию, свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. Финансовые отчеты (первый, итоговый) подписываются лично кандидатом. В соответствии с пунктом 2.1. ст. 8.1. Закона ХМАО документами первого финансового отчета кандидата являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенная кредитной организацией копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, копия сберегательной книжки специального избирательного счета кандидата (при наличии таковой), п. 2.1 введен Законом ХМАО - Югры от 10.07.2010 N 107-оз. Постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа -Югры № 380 от 17.12.2009 г. была утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Инструкция). Согласно п. 4.6. данной Инструкции кандидат представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет с приложением сведений об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Законом ХМАО. Согласно п. 4.7. указанной Инструкции Финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении № 6 с приложением сведений согласно разделам, приведенным в приложении № 1. Таким образом, такой документ как «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата»: является отдельным документом первого финансового отчета наряду с иными документами, перечисленными в Законе ХМАО; подлежит предоставлению одновременно на бумажном носителе (подписывается лично кандидатом) и в машиночитаемом виде; изготавливается по форме в соответствии с приложением № 1 к Инструкции (форма 1); предоставляется в соответствующую избирательную комиссию в установленный законодательством срок единовременно в составе других документов, необходимых для регистрации кандидата. В нарушение вышеуказанных норм законодательства среди документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты, Чернев С. Ю. в ОИК № 2 не предоставил в установленный срок на бумажном носителе и в машиночитаемом виде сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата. Таким образом, Чернев С. Ю. не предоставил в установленный срок полный пакет документов, который необходим для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы г. Урай 5-го созыва. В соответствии с пунктом 1 ст. 4 Закона ХМАО поступление в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата или документов, представляемых на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, оформляется справкой (подтверждением) о приеме документов для регистрации кандидата в письменной форме в порядке, предусмотренном для справки (подтверждения) о приеме документов для выдвижения кандидата, установленном пунктом 10 статьи 3 настоящего Закона. В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства 29.01.2011 г. ОИК № 2 была подготовлена и выдана на руки Черневу С. Ю. справка (подтверждение) о поступление в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, в которой были перечислены документы, представленные данным гражданином для регистрации кандидатом в депутаты Думы г. Урай 5-го созыва. В пункте 9 указанной справки указано на то, что Черневым С. Ю. был предоставлен такой документ как «Сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда» в машиночитаемом виде - на диске СD-R. Вместе с тем, позднее, 01.02.2011 г. при запуске (вскрытии) диска СD-R, представленного Черневым С. Ю., членами ОИК № 2 было установлено, что такой документ как «Сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда» на данном диске отсутствует, о чем членами ОИК № 2 01.02.2010 г. был составлен соответствующий Акт о вскрытии диска СD-R. Таким образом, ОИК №4 было установлено, что Черневым С. Ю. для регистрации кандидатом не был представлен в установленный срок в машиночитаемом виде такой документ как «Сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда». Справка (подтверждение) от 29.01.2011 г., подготовленная и выданная ОИК № 2 кандидату Черневу С. Ю., не содержала и не содержит сведений о предоставлении Черневым С. Ю. в установленный срок на бумажном носителе за подписью кандидата (т. е. за личной подписью Чернева С. Ю.) такого документа как «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», поскольку такой документ данным гражданином в ОИК № 2 не предоставлялся. 02.02.2011 г. ОИК № 2 рассмотрела представленные кандидатом Черневым С. Ю. документы. По итогам проверки было установлено, что отсутствуют необходимые документы для регистрации, предусмотренные п. 2.1 ст. 8.1 Закона ХМАО. В связи с чем ОИК № 2 02.02.2011 года приняла решение об отказе в регистрации Чернева С. Ю. кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва в виде постановления № от 02.02.2011 года. Чернев С. Ю. 04.02.2011 года предоставил в ОИК № 2 недостающие документы, то есть после вынесения указанного Постановления об отказе в регистрации. Указывают, ссылаясь на пункт 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, согласно которому при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата; не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Порядок применения п. 1.1. ст. 38 Федерального закона разъяснен в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ №203/1272-4 от 23.03.2007 г. «О разъяснении порядка применения пункта 1.1. подпунктов в1, в2 пункта 24, подпунктов б1, б2 пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является согласно подпункту «в» пункта 24. Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. При этом из Постановления следует, что кандидат в случае самостоятельного обнаружения также вправе дополнить сведения о себе или привести представленные документы в соответствие с требованиями законодательства, только в том случае, если они оформлены с нарушением закона. Поэтому отсутствие документа, необходимого для регистрации кандидатом, не является проявлением нарушения порядка оформления, а фактическим отсутствием документа, необходимого для регистрации. В соответствии пунктом 2.1. ст. 6 Закона ХМАО решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и Законом ХМАО сроков или порядка их представления, и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются. В соответствии с пунктом 1 ст. 6 Закона ХМАО, подпунктом «в» пункта 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, то есть в связи с отсутствием правовых основания для регистрации гражданина Чернева С. Ю. кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва, руководствуясь подпунктом «в» пункта 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 1 ст. 4, пунктами 1, 2.1. ст. 6, ст. 8, 8.1. Закона Ханты-Мансийского автономного округа «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», пунктами 4.6, 4.7. Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 380 от 17.12.2009 г., Окружная избирательная комиссия № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва приняла решение в форме Постановления № от 2 февраля 2011 г. «О кандидате в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 Черневым С. Ю.», которым было отказано указанному гражданину в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 2». Таким образом, Постановление Окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай 5-го созыва № от 2 февраля 2011 г. является обоснованным и соответствует законодательству, а требования Чернева С. Ю. необоснованны и незаконны. В судебном заседании заявитель Чернев С. Ю. поддержал заявление и доводы, изложенные в нем. Также дополнил, что он предоставил все необходимые документы, в том числе сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Данные сведения были предоставлены ему банком и оформленным им по форме банка. Также им предоставлялся в окружную избирательную комиссию электронный носитель, где были требуемые сведения. Сам он не проверял диск, при его принятии в окружной избирательной комиссии также не производили такую проверку. 02 февраля 2011 года к 14 часам он был приглашен на заседание окружной избирательной комиссии, заседание которой по его вопросу было проведено примерно в 16 часов, где ему объявили о недостатках документов и о том, что он зарегистрирован кандидатом. Также разъяснили о том, что решение он может получить 03 февраля 2011 года и предоставить недостающие документы. 03 февраля 2011 года он явился в избирательную комиссию, где ему вручили постановление об отказе в регистрации, он был удивлен. О том, что вечером в 18 часов проводилось второе заседание окружной избирательной комиссии по его вопросу он узнал впервые в судебном заседании, его на данное заседание не вызывали и не уведомляли о нем. О внесении изменений в постановления его уведомляли. Просит удовлетворить его требования в полном объеме. Представитель заявителя Чернева С. Ю. - Паевский В. Ф. поддержал доводы Чернева С. Ю., изложенные в заявлении. Дополнил, что не согласен с доводами окружной избирательной комиссии об отсутствии на диске Чернева С. Ю. определенных фактов, поскольку диски не опечатывались при приеме и невозможно идентифицировать, что комиссией вскрывался именно диск Чернева С. Ю.. Также считает, что грубо были нарушены права Чернева С. Ю. в части проведения без его уведомления второго заседания. Согласно решению по итогам заседания комиссии в 16:05 было постановлено отложить вопрос о регистрации Чернева С. Ю. для выяснения пригодности представленных им документов не позднее 03.02.2011 года, но ни слова не сказано о том, что в 18 часов 30 минут будет проводиться еще одно заседание. Считает, что имеются сомнения в объективности избирательной комиссии. Просит удовлетворить требования Чернева С. Ю. в полном объеме. Представитель окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва Рохмистрова А. С. в судебном заседании возразила против заявления Чернева С. Ю., поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, и дополнила, что «Первый финансовый отчет» и «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» являются самостоятельными документами и должны быть предоставлены единовременно, чего Черневым С. Ю. сделано не было. Представленный им банковский документ не мог заменить документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», т. к. был оформлен не по установленной форме. По закону комиссия обязана лишь уведомить о недостатках по представленному документу, а такой документ как «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» от Чернева С. Ю. не поступал. Также пояснила, что комиссия при приеме документов от лиц, представивших документы на регистрацию, не обязана уведомлять гражданина о том, какие документы им не предоставлены, поскольку имеется официально опубликованная инструкция, содержащая формы документов первого финансового отчета. 03 февраля 2011 года Черневу С. Ю. было вручено постановление об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урая пятого созыва. О том, как проводились комиссии 02 февраля 2011 года, кто уведомлялся, какие вопросы решались, она пояснить ничего не может, поскольку не участвовала в их заседании. Она на настаивает на позиции, изложенной в письменном возражении. Также пояснила о том, что согласна с представителем заявителя в части того, что невозможно идентифицировать диск, по которому составлен акт, так как при его принятии он не опечатывается и никоим образом не обозначалась его принадлежность Черневу С. Ю. Исследовав материалы дела, выслушав Чернева С. Ю., его представителя Паевского В. Ф., представителя окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва Рохмистрову А. С., прокурора Полушкину Т. М., полагавшую старшего помощника прокурора города Урая Полушкину Т. М., полагавшую, что требования Чернева С. Ю. подлежат полному удовлетворению, суд приходит к следующему выводу: В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. 15 декабря 2010 г. Решением Думы города Урай назначены выборы депутатов Думы города Урай пятого созыва на 13 марта 2011г. 29.01.2011 г. Чернев С. Ю. уведомил окружную избирательную комиссию № 2 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва о своем согласии баллотироваться в Депутаты Думы города Урай и 29.01.2011г. представил в указанную комиссию документы для регистрации его в качестве кандидат, что подтверждается справкой (подтверждением) о приеме документов окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 для регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва от Чернева С. Ю., выдвинутого избирательным объединением «Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)». Согласно указанной справке (подтверждению) предоставил документы, которые предусмотренные ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 35-оз «О выборах «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» и пунктами 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе сведения об учете расходования и поступления денежных средств избирательного фонда от 29.01.2011 года. 02 февраля 2011 года на основании постановления № 7/25 окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва, Черневу С. Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урая пятого созыва. На основании постановления № окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урая 5 созыва внесены изменения в текст постановления № от 02.02.2011 года окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва и текст изложен в следующей редакции «На основании ст. 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», окружная избирательная комиссия № 2 рассмотрела предоставленные черневым С. Ю. документы и установила, что: в соответствии со ст. 8.1 вышеназванного закона и постановления № 380 от 17.12.2009 года Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры должен быть предоставлен документ «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата», являющийся документом первого финансового отчета, с подписью кандидата. Данный документ кандидатом для регистрации предоставлен не был. На основании п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для выдвижения и регистрации, документов, необходимых в соответствии с указанным законом, является основанием для отказа в регистрации». На основании изложенного, окружная избирательная комиссия постановила: Отказать в регистрации Черневу С. Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России», кандидатом в депутаты Думы г. Урай пятого созыва.». Однако, суд считает, что оспариваемое постановление подлежит отмене, поскольку является незаконным. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона РФ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный законы, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Согласно пункту 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в органы местного самоуправления порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией. Пунктом 1 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.06.2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» установлено, что для регистрации кандидат не позднее, чем за 40 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени единовременно представляет в соответствующую избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона. Статья 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 35-оз устанавливает, что кандидат обязан представить окружной избирательной комиссии отчеты о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах. Кандидаты представляют на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет - одновременно с представлением в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации (сведения в отчете составляются на дату, предшествующую дате представления отчета не более чем на пять дней). Согласно пункту 2.1 ст. 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 35-оз документами первого финансового отчета кандидата в депутаты являются непосредственно первый финансовый отчет, сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата в депутаты, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенная кредитной организацией копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, копия сберегательной книжки специального избирательного счета кандидата. Пунктом 2.1. Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Ханты Мансийского автономного округа - Югры от 17.12.2009 года № 380 предусмотрено, что кандидат, создавший избирательный фонд, обязан вести учет поступления средств в избирательный фонд и их расходования по форме, приведенной в приложении № 1, а избирательная комиссия в соответствии с пунктом 2.17 осуществляет контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов кандидатов. Пункт 4.2. вышеуказанной Инструкции возлагает на кандидата обязанность по представлению соответствующей избирательной комиссии финансовых отчетов и сведений об учете поступления и расходования средств своего избирательного фонда. В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.6. Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, кандидат представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет с приложением сведений об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в порядке, установленном Федеральным законом, Законом автономного округа. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Как следует из материалов дела 29.01.2011 года Чернев С. Ю. предоставил первый финансовый отчет и сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда от 29.01.2011 года, но данные сведения не соответствовали установленной Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре форме. В соответствии со статьей 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 35-оз окружная избирательная комиссия в течение 10 дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за тря дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Изучив документ, предоставленный Черневым С. Ю. в окружную избирательную комиссию № 2, суд установил, что он содержит сведения о поступлении и расходовании денежных средств избирательного счета избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата, оформленный Урайским отделением Сбербанка России № 7961. Исходя из требований Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Чернев С. Ю. обязан был предоставить подобные сведения в форме, предусмотренной данной Инструкцией. Следовательно, предоставленный Черневым С. Ю. документ был оформлен с нарушением требований закона, что предоставляло ему право в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заменить предоставленный документ. Даны правом Чернев С. Ю. воспользовался 05 февраля 2011 года, предоставив данные сведения по установленной форме до истечения десяти дней, предусмотренных для регистрации его кандидатом. Однако, судом установлено, что в отношении Чернева С. Ю. было проведено два заседания окружной избирательной комиссии: 02 февраля 2011 года в 14 часов 25 минут и 02 февраля 2011 года в 18 часов 30 минут. По итогам первого заседания вынесено постановление № от 02 февраля 2011 года в 16:05 об отложении вопроса регистрации Чернева С. Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «ЛДПР» кандидатом в депутаты Думы города Урай 5-го созыва до выяснения пригодности и представленного документа не позднее 03.02.2011 года. Заявитель Чернев С. Ю. в судебном заседании подтвердил свое присутствие на указанном заседании. По итогам второго заседания, проведенного 02 февраля 2011 года в 18 часов 30 минут было вынесено постановление № от 02 февраля 2011 года в 18 часов 45 минут об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва Чернева С. Ю., которое Черневым С. Ю. получено лично 03.02.2011 года. Судом установлено, что Чернев С. Ю. не принимал участие во втором заседании комиссии. Данное обстоятельство не опровергается и представителем окружной избирательной комиссии № 2 Рохмистровой А. С.. Кроме того, окружной избирательной комиссией представлено также постановление № 6/21 от 02.02.2011 года о проверке документов Чернева С. Ю., выдвинутого Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «ЛДПР» кандидатом в депутаты Думы города Урай 5-го созыва, которым также отложен вопрос о соответствии представленных документов кандидатом Черневым С. Ю, в срок не позднее 03.02.2011 года. Однако, 03 февраля 2011 года никаких заседаний по вопросам регистрации в отношении Чернева С. Ю. не проводилось, о дате регистрации Чернев С. Ю. при выявленных недостатках не уведомлялся. Таким образом, при наличии постановлений № от 02.02.2011 года и № от 02.02.2011 года, которые предусматривали дату 03 февраля 2011 года, проведение заседания окружной избирательной комиссией № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва 02 февраля 2011 года в 18 часов 30 минут было незаконным. Поскольку Чернев С. Ю. предоставил сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата не по форме, предусмотренной Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, что было обнаружено на заседании 02 февраля 2011 года, окружная избирательная комиссия № 2 по выборам депутатов Думы города пятого созыва в нарушение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не выполнила свою обязанность по уведомлению заявителя Чернева С. Ю. о выявленных недостатках не позднее чем за три дня до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидатом, то есть о том, что он в срок 05 февраля 2011 года имеет право заменить документ, предоставив его по установленной форме. Как следует из материалов дела и отметок окружной избирательной комиссии № 2 - 05 февраля 2011 года Чернев С. Ю. устранил нарушения по недостаткам и предоставил в окружную избирательную комиссию № 2 Сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, оформленных в соответствии с требованиями Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, т.е. в установленный законом срок устранил выявленные недостатки. Следовательно, Чернев С. Ю. предоставил полный пакет документов, который соответствовал требованиям закона, и являлся достаточным для его регистрации. Доводы представителей окружной избирательной комиссии № 2 о невозможности регистрации Чернева С. Ю, кандидатом в депутаты, в том числе и в связи с отсутствием необходимых документов на электронном носителе, что подтверждается актом вскрытия диска от 01.02.2011 года, судом не могут быть приняты, поскольку, опровергаются совокупностью изложенного судом выше, а также обстоятельствами установленными в ходе судебного разбирательства. В частности, сторонами, в том числе представителем окружной избирательной комиссии № 2 не оспаривается, что установить принадлежность диска, указанного в акте от 01.02.2011 года именно Черневу С. Ю. не возможно, так как при приеме документов электронные носители не упаковывались и не опечатывались, и никаким другим способом не обозначалась их принадлежность тому или иному лицу. Таким образом, постановление окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № от 02 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Черневу С. Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва» является незаконным и подлежит отмене, и на окружную избирательную комиссию № 2 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва следует возложить обязанность зарегистрировать Чернева С. Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально - демократическая партия России», кандидатом по многомандатному избирательному округу № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва, включенного в заверенный список избирательного объединения «Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Либерально- демократическая партия России (ЛДПР)». Руководствуясь ст. 261, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Чернева С.Ю. удовлетворить. Признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № от 02 февраля 2011 года «Об отказе в регистрации Черневу С. Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально-демократическая партия России» кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва» и отменить его. Обязать окружную избирательную комиссию № 2 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва зарегистрировать Чернева С.Ю., выдвинутому Ханты-Мансийским региональным отделением политической партии «Либерально - демократическая партия России», кандидатом по многомандатному избирательному округу № 2 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва, включенного в заверенный список избирательного объединения «Ханты-Мансийское региональное отделение политической партии «Либерально- демократическая партия России (ЛДПР)». Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти дней со дня принятия решения суда в кассационном порядке через Урайский городской суд. Судья: Г. К. Орлова
необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.