Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 февраля 2011 года г. Урай Судья Урайского городского суда ХМАО - Югры Ромм С.В., с участием помощника прокурора г.Урай Ситдикова Е.М., при секретаре Бурч Е.А., также - с участием представителя заявителя по доверенности Борыгина Г.В., представителей окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва председателя комиссии Погадаева В.Н. и по доверенности Алексеевой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-153/2011 по заявлению Макушина В.Н. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва № от 07 февраля 2011 года, установил: Заявитель обратился в суд, мотивируя тем, что 28 января 2011 года им в окружную избирательную комиссию № 4 поданы документы для регистрации кандидатом в депутаты Думы г. Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4. 29 января 2011 года поданы дополнительные документы для регистрации кандидатом в депутаты Думы г. Урай. 03 февраля 2011 года на заседании окружной избирательной комиссии № 4 при проверке достоверности сведений были выявлены несоответствия представленных документов:автобиография представлена с нарушениями, отсутствуют сведения об учете поступления и расходования денежных средств и согласие избирательному объединению на выдвижение кандидатом.На данном заседании комиссии он обратился с просьбой о предоставлении времени для устранения выявленных нарушений. Просьба была удовлетворена и избирательной комиссией вынесено постановление № от 03.02.2011 г. о предоставлении 3 суток для устранения выявленных замечаний. При удовлетворении его просьбы избирательная комиссия исходила из того, что выявленные нарушения могут быть уточнены и дополнены, потому что представленные ранее документы являются основными документами, а дополнительные документы являются уточняющими и дополняющими.Не полнота в автобиографии дополняется и уточняется.Представленная сберегательная книжка, имеющиеся в ней сведения об отсутствии в счете денег, справка об отсутствии средств на избирательном счете являются основными документами, и сведения были отражены в представленном финансовом отчете.В ранее представленном согласии баллотироваться ужеуказано его согласие на выдвижение по партийным спискам.В связи с этим избирательная комиссия пришла к выводу, что выявленные недостатки могут быть устранены внесенными уточнениями и дополнениями и поэтому предоставили время для уточнения и дополнения ранее представленных сведений.Комиссией было принято во внимание, что на его избирательном счете нет денежных средств. Эти выводы в полной мере подтверждались ранее поданными мной документами. Комиссией также было принято во внимание, что допущенные нарушения не нарушали избирательные права и избирательное право и не могли повлиять на результаты выборов. 05 февраля 2011 года в исполнение постановления № от 03.02.2011 г. им были представлены дополняющие и уточняющие сведения: уточненная автобиография и дополнительные сведения об отсутствии поступления денежных средств на избирательный счет. 07 февраля 2011 года окружной комиссией № 4 постановлением № от 07.02.2011 г. ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу. Данное постановление ему было вручено 07.02.2011г. В обоснование принятого решения комиссия указала, что им не были представленысведения об учете и расходовании денежных средств (ф-1), автобиография. Ссылается, что считает вынесенное постановление № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4 от 07.02.2011 г. незаконным.В период выборов на избирательные комиссии муниципальных образований возложена задача по осуществлению контроля на территории муниципального образования за соблюдением избирательных прав и права на участие в выборах граждан РФ.Данный контроль направлен на защиту как права быть избранным (кандидата в депутаты) так и на защиту прав избирателя. В его случае комиссия исходила из главенствующего принципа - создание условий к реализации закрепленных Конституцией РФ избирательных прав, и учитывалось, что правила выборов направлены на недопущение избирательных прав. Поэтому при разрешении его заявления комиссия руководствовалась и приняла во внимание, что допущенное нарушение есть добросовестное заблуждение, а не умышленное действие, направленное на искажение и сокрытие сведений о кандидате. Эти нарушения не нарушают чье либо избирательное право, так как нарушения являются не устранимыми. Просил признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии № 4 от 07.02.2011 г. № об отказе ему в регистрации кандидата в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4. Окружной избирательной комиссией № 4 в суд представлены письменные возражения на заявление Макушина В.Н., обоснованные тем, что считают его требования не законными и необоснованными. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон ХМАО), для регистрации кандидат единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона. Согласно с п. п. 1,2 ст. 8.1. Закона ХМАО кандидат обязан представить окружной избирательной комиссии муниципального образования отчеты о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах; кандидаты представляют на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в окружную избирательную комиссию, свои финансовые отчеты с периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. Финансовые отчеты (первый, итоговый) подписываются лично кандидатом. В соответствии с п. 2.1 ст. 8.1 Закона ХМАО документами первого финансового отчета кандидата являются первый финансовый отчет, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, справка об остатке средств на счете, выданная кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенная кредитной организацией копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, копия сберегательной книжки специального избирательного счета кандидата (при наличии таковой). Постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 380 от 17.12.2009 г. утверждена Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Инструкция). Согласно п. п. 4.6, 4.7 данной Инструкции сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата предоставляются в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Законом ХМАО, по форме, приведенной в приложении № 1 (Форма 1) к данной Инструкции. Таким образом, документ - учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, является отдельным документом первого финансового отчета наряду с иными документами, перечисленными в Законе ХМАО; подлежит предоставлению одновременно на бумажном носителе (подписывается лично кандидатом) и в машиночитаемом виде; изготавливается по форме в соответствии с приложением № 1 к Инструкции (форма 1); предоставляется в соответствующую избирательную комиссию в установленный законодательством срок единовременно в составе других документов, необходимых для регистрации кандидата. В нарушение указанных норм законодательства среди документов, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Макушин В.Н. не предоставил в установленный срок на бумажном носителе и в машиночитаемом виде сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона ХМАО окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, включенного в заверенный список кандидатов по многомандатному избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее в соответствии с п. 5 ст. 33 Федерального закона документов, указанных в п. п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Закона, а также письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением. В нарушение Макушин В.Н. не представил документ - согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона ХМАО поступление в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата или документов, представляемых на основании п. 1.1 ст. 38 Федерального закона, оформляется справкой (подтверждением) о приеме документов для регистрации кандидата в письменной форме в порядке, предусмотренном для справки (подтверждения) о приеме документов для выдвижения кандидата, установленном п. 10 ст. 3 настоящего Закона. В соответствии с положениями законодательства 29.01.2011 г. избирательной комиссией была подготовлена и выдана на руки Макушину В.Н. справка (подтверждение) о поступлении в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, в которой были перечислены документы, представленные им для регистрации кандидатом в депутаты. Данная справка содержит перечень всех документов, которые были предоставлены Макушиным В.Н. для его регистрации кандидатом. Согласно указанной справке, среди документов, необходимых в соответствии с законом для регистрации кандидатом, он не представил документы: учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата; согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением. То есть не предоставил в установленный срок полный пакет документов, который необходим для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы г. Урай 5-го созыва. В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона ХМАО вместе с заявлением, указанным в пункте 2 данной статьи, в соответствующую избирательную комиссию среди прочих документов должна быть представлена автобиография кандидата с указанием сведений о кандидате в объеме, не меньшем, чем объем биографических данных, вносимых в избирательный бюллетень. Объем биографических данных о кандидате, вносимых в избирательный бюллетень определен п. п. 5, 5.1, 5.2, 7 ст. 63 Федерального закона, автобиография кандидата должна содержать весь объем этих сведений, согласно п. 8 ст. 3 Закона ХМАО. Среди прочих сведений автобиография кандидата должна содержать следующие сведения: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата; если кандидат выдвинут избирательным объединением, слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием краткого наименования этого избирательного объединения; принадлежность к политической партии, иному общественному объединению. Автобиография от 27.01.2011 г., представленная Макушиным В.Н., не содержала выше указанных сведений. Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, в установленные в данном пункте сроки, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Порядок применения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона разъяснен в постановлении Центральной избирательной комиссии РФ № 203/1272-4 от 23.03.2007 г. «О разъяснении порядка применения пункта 1.1. подпунктов «в1», «в2» пункта 24, подпунктов «61, «62» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно данному разъяснению ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидатом согласно п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона. Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. При этом из указанного постановления следует, что кандидат в случае самостоятельного обнаружения также вправе дополнить сведения о себе или привести представленные документы в соответствие с требованиями законодательства, только в том случае, если они оформлены с нарушением закона. Поэтому отсутствие документа, необходимого для регистрации кандидатом, не является нарушением порядка оформления какого-либо документа, а представляет собой факт отсутствия такого необходимого для регистрации кандидатом документа. Согласно положениям Федерального закона при наличии выше указанных оснований кандидат вправе только лишь заменять ранее уже предоставленные документы с целью приведения их оформления в соответствии с требования законодательства, а также уточнять и дополнять текст ранее представленных документов, содержащих сведения о нем. Федеральный закон, а также другие законы не предоставляют кандидатам права доносить документы для регистрации кандидатом (то есть, кандидат не вправе предоставлять для регистрации новые документы, которые по каким либо причинам ранее не представлялись, в том числе не вправе доносить документы, не предоставленные в установленный срок). Из смысла норм Федерального закона и Закона ХМАО, с учетом разъяснения, которые даны в названном постановлении ЦИК РФ, следует, что кандидат не в праве предоставлять иные документы после подачи документов для регистрации кандидата. 03.02.2011 г. путем вручения копии постановления № от 03.02.2011 г. Макушин В.Н. был уведомлен избирательной комиссией о том, что документы, представленные им для регистрации кандидатом, не соответствуют закону - оформлены с нарушением закона (автобиография кандидата от 27.01.2011 г. не соответствует требованиям п. 8 ст. 3 Закона ХМАО, п. 5 ст. 63 Федерального закона). Одновременно постановлением он был проинформирован о том, среди документов, представленных для регистрации кандидатом, отсутствуют документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом и Законом ХМАО для регистрации кандидата: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата в установленный срок не представлен на бумажном носителе за подписью кандидата и не представлен в машиночитаемом виде; согласие кандидата на его выдвижение от избирательного объединения РО ПП «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». 05.02.2011 г. Макушин В.Н. представил в избирательную комиссию автобиографию кандидата от 04.02.2011 г., согласие баллотироваться от избирательного объединения РО ПП «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. При этом представленная автобиография кандидата также не соответствовала требованиям п. 8 ст. 3 Закона ХМАО, п. 5 ст. 63 Федерального закона. Поскольку в установленный срок несоответствия закона в автобиографии не были устранены, то фактически такой документ заявитель не представил. В соответствии с п. 2.1 ст. 6 Закона ХМАО решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона. Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и Законом ХМАО сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона ХМАО, п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. В связи с отсутствием правовых оснований для регистрации Макушина В.Н. кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва, окружная избирательная комиссия № 4, руководствуясь п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона, п.п. 2, 8 ст. 3, п. 1 ст. 4, п.п. 1, 2.1 ст. 6, ст. ст. 8, 8.1. Закона ХМАО, приняла решение в форме постановления № 8/3 от 7 февраля 2011 г. «О кандидате в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4 Макушине В Н.», которым было отказано ему в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4.Иное решение комиссии по его кандидатуре в данном случае нарушало бы принцип равенства прав кандидатов, закрепленный, в том числе в п. 11 ст. 2, ст. 39 Федерального закона, согласно которого все кандидаты обладают гарантированными государством равными правами и несут равные обязанности,за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. К числу обязанностей кандидатов, которая относится в равной мере ко всем кандидатам без исключения, относится, в том числе обязанность по предоставлению всех документов, которые следует предоставлять для регистрации кандидата в соответствии с избирательным законодательством в рамках установленных процедур. Макушин В.Н. заблуждается, полагая, что не представленные им для регистрации в установленный срок документы, которые он именует нарушениями, не нарушают чьих-либо избирательных прав. Поскольку в действительности такие нарушения, если их не учитывать при принятии соответствующего решения, как и заявленные требования Макушина В.Н., фактически нарушают принцип равенства прав и обязанностей кандидатов. Просит отказать Макушину В.Н. в удовлетворении заявленных требований. В судебное заседание заявитель не явился, был извещен надлежаще. В связи с тем, что согласно ст. 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд рассмотрел и разрешил дело без участия заявителя. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Борыгин Г.В. уточнил заявленные требования и просил признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва № от 07 февраля 2011 года. Поддержал заявление по доводам, в нем изложенным, дав аналогичные объяснения. Дополнил, что письменно о заседании комиссии не извещали. Комиссией не указано, в чем выразилось нарушение в автобиографии. Представители окружной избирательной комиссии № 4 председатель комиссии Погадаев В.Н. и по доверенности Алексеева Н.Б. с заявлением не согласились, письменные возражения поддержали. Представитель Алексеева Н.Б. дополнила, что в автобиографии, представленной с документами для выдвижения, не указано наименование субъекта Российской Федерации места жительства, и что выдвинут избирательным объединением. 05.02.2011 г. заявитель представил для регистрации автобиографию от 04.02.2011 г., где данные сведения также не указаны. Тем самым возможностью на исправление нарушений закона в документе автобиография он не воспользовался, то есть, не представил автобиографию. Комиссия не обязана извещать об отсутствующих документах, его максимально уведомили, что представлено не по форме, указав весь перечень недостатков, как устранимых, так и не устранимых, и какая норма закона нарушена. Кандидат не представил по установленной законом форме сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. В установленный комиссией срок им было представлено согласие избирательного объединения, чем устранено нарушение по этому документу. Погадаев В.Н. дополнил, что Макушин В.Н. при подаче документов за консультацией не обращался. 03.02.2011 г. на заседании комиссии Макушин В.Н. присутствовал, просил для исправления недостатков три дня, ему предоставили. О заседании комиссии 07.02.2011 г. он был извещен, но не явился. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора г. Урай Ситдикова Е.М. об отказе в удовлетворении заявления, оценив представленные доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему выводу. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 28.01.2011 года Макушин В.Н., включенный в заверенный список избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в ХМАО-Югре, подал в окружную избирательную комиссию № 4 документы по выдвижению его в качестве кандидата по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4, в том числе автобиографию кандидата от 27.01.2011 г., которая не содержала обязательных сведений о субъекте Российской Федерации нахождения места жительства, и о выдвижении избирательным объединением, что является нарушением требований ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), ст. 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18 июня 2003 г. № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Закон ХМАО). 29.01.2011 г. Макушин В.Н. представил в указанную комиссию документы для регистрации кандидатом в депутаты. В представленных им документах отсутствовали согласие лица, выдвигаемого избирательным объединением и сведения об учете поступления и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата. Согласно справке (подтверждение) о приеме документов окружной избирательной комиссии № 4 29.01.2011 г. для регистрации кандидатом от Макушина В.Н. представлен первый финансовый отчет (по форме 6) без сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Форма представления сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата как «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» предусмотрена приложением № 1 к Инструкциио порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной постановлением Избирательной комиссии ХМАО - Югры № 380 от 17 декабря 2009 г. (далее - Инструкция). Данные сведения об учете составляются лично кандидатом и подтверждаются его подписью, являются самостоятельным документом первого финансового отчета, обязательность представления которого единовременно с подачей документов для регистрации прямо предусмотрена п. 2.1 ст. 8.1 Закона ХМАО. Иные представленные документы справки об остатке средств на счете и состоянии вклада, копия сберегательной книжки не могут заменять сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Постановлением комиссии от 03.02.2011 г. <данные изъяты> «О результатах проверки достоверности сведений» Макушину В.Н. был представлен трехдневный срок для устранения выявленных замечаний, подробно изложенных в постановлении, и назначена дата его регистрации в депутаты на 07 февраля в 17-00, копия которого получена кандидатом в это же день. Следовательно, он был извещен комиссией письменно, и доводы его представителя о не извещении не состоятельны. 05.02.2011 г. в представленной комиссии автобиографии от 04.02.2011 г. Макушин В.Н. вновь не указал необходимые законом обязательные сведения о субъекте Российской Федерации места жительства и о выдвижении избирательным объединением. При этом представил согласие на выдвижение от политической партии, устранив в данной части недостаток в поданных документах. Постановлением № 8/3 от 07.02.2011 г. Макушину В.Н. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы г. Урай пятого созыва на основании п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона и п. п. 1, 2.1 ст. 6 Закона ХМАО, в связи с непредставлением: автобиографии согласно п. 5 ст. 63 Федерального закона, и сведений об учете поступления и расходования денежных средств (форма № 1). Учитывая, что ответственность за представление необходимых документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона возложена на кандидата, который не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, а заявителем в установленный законом срок для регистрации, в его случае - 29.01.2011 г. не представлены сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, поступившие в комиссию по истечению срока - 05.02.2011 г., и не устранены нарушения закона в автобиографии, ему законно и обоснованно отказано в регистрации в качестве кандидата. Данные нарушения являются существенными, и являются основаниями для отказа в регистрации. Права заявителя таким отказом не нарушены. При таких обстоятельствах суд считает, что заявление Макушина В.Н. не обоснованно, а обжалуемое постановление - законно. Исходя из выше изложенного, его заявление не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья решил: В удовлетворении заявления Макушина В.Н. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы г. Урай пятого созыва <данные изъяты> от 07 февраля 2011 года отказать. Решение суда может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти дней со дня принятия решения через Урайский городской суд. Судья Урайского городского суда ХМАО-Югры С.В. Ромм