Номер дела 2-157\2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ « 15 » февраля 2011 года г. Урай ХМАО -Югра Судья Урайского городского суда ХМАО-Югры- Джилаканова З.М. С участием старшего помощника прокурора города Урая Полушкиной Т.М. Заявителя Берегова А.Г., представителя окружной избирательной комиссии №1 по выборам депутатов Думы города Урай 5 созыва, ФИО12., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, № При секретаре Демидовой О.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Берегова А.Г. о признании неправомерным и отмене постановления окружной избирательной комиссии №1 об отказе в регистрации кандидата, в депутаты Думы г. Урай 5-го созыва, суд - У С Т А Н О В И Л : Берегов А.Г. обратился в суд с вышеназванным заявлением, в котором просит; - признать неправомерными действия Органа; - отменить Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., как незаконное; - обязать Орган зарегистрировать Заявителя в качестве кандидата в депутаты Думы г.Урай 5 созыва;- взыскать с Органа в пользу Заявителя судебные издержки, а именно компенсацию уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей; В обоснование заявленных требований Берегов А.Г.( далее Заявитель) указал, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании решения Думы г.Урай №108 «О назначении выборов Думы г.Урай 5-го созыва» от 15.12.2010г. и руководствуясь ст.ст. 33, 34 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. (далее - Закон) он обратился, в окружную избирательную комиссию №1 по выборам депутатов Думы г.Урай 5-го созыва (далее Орган). Было направлено уведомление о его самовыдвижении для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы г.Урай 5-го созыва, а также иные, необходимые для этого в соответствии со ст.ЗЗ Закона документы (Приложение №1). В соответствии с п.1. ст.3.1. Закона ХМАО №35-оз "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе" от 18.06.2003г. (далее Закон ХМАО): «Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда (договор, акт, платежные, иные документы), кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с документами для регистрации кандидата». По результатам проверки, об отсутствии данных документов Органом было издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. и направлено Заявителю в срок, установленной п/п1.1. п.1. ст.38 Закона (Приложение №2). Та же норма Закона, предоставляет кандидату право: «Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, вносить уточнения и дополнения в документы...». Поскольку такое заседание Органа было назначено на ДД.ММ.ГГГГ., а недостающие документы имелись с самого начала, но не были приложены по ошибке, он в день издания вышеуказанного постановления (ДД.ММ.ГГГГ.) составил заявление о предоставлении в Орган дополнительных документов (Приложение №3), но документы не были приняты по причине отсутствия председателя Органа. Лицом, исполняющим обязанности председателя Органа, был назначен (со слов членов комиссии) заместитель председателя Органа - ФИО20, которая, несмотря на то, что обладала соответствующими полномочиями (Приложение №4), также отказалась принимать представленные документы, ссылаясь на истечение срока для принятия документов на регистрацию в качестве кандидата в депутаты, определенный в соответствии с Законом до ДД.ММ.ГГГГ. Режим работы Органа, как указано в ответе Органа исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ установлен в соответствии с режимом работы муниципальных учреждений: рабочие дни (понедельник - пятница) с 8:30 часов до 12:00 часов, с 13:00 часов до 18:00 часов, в выходные (суббота, воскресенье) по мере необходимости, в зависимости от запланированных заседаний комиссии (Приложение №4). По его просьбе принять документы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. - выходные дни в 11 часов 00 минут, документы также не были приняты в связи с тем, что рабочий дел закончился, из чего можно сделать вывод о том, что соблюдение прав кандидатов на выдвижение, соблюдение избирательных прав не является необходимостьюв работе Органа, первоочередным полномочием которого в соответствии с Законом, как указано в п.З ответа Органа исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ., является осуществление на территории избирательного округа контроля за соблюдение избирательных прав граждан РФ. Несмотря на его попытки сдать недостающие документы, ДД.ММ.ГГГГ г. Органом было издано постановление № об отказе в регистрации Заявителя в качестве кандидата в депутаты Думы г.Урай (Приложение №5). Считает действия Органа по отказу в приеме представленных им документов неправомерными, повлекшими принятие Органом неправомерного решения об отказе в регистрации в качестве кандидата, а, следовательно, нарушающими его избирательное право. В судебном заседании Заявитель в полном объеме поддержал доводы, и основания изложенные в письменном заявлении, просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме, поскольку считает, что постановления вынесенные окружной избирательной комиссией №1 по выборам депутатов незаконные, носят избирательный характер, и ведут к нарушению его избирательных прав. Заявитель также дополнил, что недостающие документы, которые он ошибочно, в виде большого объема не представил своевременно, должны были быть приняты позже, поскольку касались сведений о его личности как кандидата. Считает, что дополнения представил, в срок, однако в виду препятствий созданных комиссией по режиму работы документы избирательной комиссией были приняты у него лишь ДД.ММ.ГГГГ. В подтверждение о переговорах проводимых с секретарем комиссии ФИО15 предоставил в суд детализацию исходящих переговоров с его номера телефона за ДД.ММ.ГГГГ. Представитель окружной избирательной комиссии №1 по выборам депутатов Думы г. Урая 5-го созыва, ФИО12,( далее представитель Органа), действующая на основании доверенности №01 от ДД.ММ.ГГГГ (доверенность приобщена к материалам дела), с доводами Заявителя не согласилась, представив в суд письменное возражение. ( приобщено к делу) В обоснование своих доводов представитель Органа указала, Доводы заявителя основаны на неверном толковании соответствующих норм права. что требования заявителя необоснованны поскольку в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию №1 с заявлением о согласии баллотироваться в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу №1 обратился гражданин Российской Федерации Берегов А.Г.. Береговым А.Г. были представлены документы по выдвижению, что подтверждается справкой о приеме документов исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в окружную избирательную комиссию № 1 Береговым А.Г. были представлены документы для регистрации его кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу №1, а именно: собственноручное письменное уведомление о создании избирательного фонда, сведения об отсутствии изменений в данных о кандидате, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, реквизиты специального избирательного счета, первый финансовый отчет, заверенная банком копия договора об открытии избирательного счета, заверенная копия сберегательной книжки, справка об остаткесредств на счете, первый финансовый отчет, копия приходного кассового ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, подписные листы, список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей. Учитывая, что документы для регистрации кандидатом Береговым А.Г. были представлены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно окружная избирательная комиссия №1 обязана была принять решение о регистрации или об отказе в регистрации не позднее ДД.ММ.ГГГГ (п.1 ст.6 Закона). Во исполнение п. 1.1 ст.38 Федерального закона окружная избирательная комиссия №1 ДД.ММ.ГГГГ провела проверку документов, представленных Береговым А.Г. по выдвижению и для регистрации, на предмет выявления нарушений порядка оформления документов и внесения уточнений и дополнений в сведения о кандидате. Однако, по результатам проверки было установлено, что у Берегова А.Г. отсутствуют документы необходимые для регистрации, что является серьезным нарушением избирательного законодательства и влечет наступление конституционно - правовой ответственности в виде отказа в регистрации. Указания заявителя на то, что он по ошибке не сдал необходимые документы подтверждает, что кандидат Берегов А.Г. признает факт допущенного нарушения и считает его малозначительным. Однако, в избирательном законодательстве не предусмотрено института малозначительности совершенного нарушения и как следствие отсутствие ответственности за него. Таким образом, ссылки заявителя на п. 1.1 ст.38 Федерального закона считает не уместной, поскольку эта норма в данном случае не подлежит применению. Более того, если бы окружная избирательная комиссия №1 приняла во внимание договор на изготовление подписных листов (при этом отсутствовал счет, акт выполненных работ) и платежное поручение №243518 от 27.01.2011 года, представленные 07.02.2011 года, это нарушило бы принцип равенства кандидатов, установленный ст.39 Федерального закона. Учитывая вышеизложенное, считает что окружная избирательная комиссия №1 приняла законное и обоснованное решение об отказе в регистрации на основании пп. «в» п.24 ст.38 Федерального закона. В судебном заседании представитель Органа поддержала в полном объеме письменные возражения по изложенным в нем основаниям. В суде дополнила, в соответствии с положениями Федерального закона, Закона окружная избирательная комиссия №1 не обязана уведомлять кандидата об отсутствии документов, представленных по уведомлению и для регистрации, в связи с тем, что кандидат не имеет права за пределами срока, установленного для представления документов для регистрации, представлять новые документы. Окружная избирательная комиссия №1 оформила результаты проверки соответствующим Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и вручила его кандидату Берегову А.Г., в котором лишь зафиксировала факт отсутствия необходимых документов. Окружная избирательная комиссия №1 не воспрепятствовала в приеме документов от кандидата Берегова А.Г., они были получены ДД.ММ.ГГГГ. При этом считает, что ссылка Заявителя на ограничение его во времени на предоставление дополнительных документов не уместна поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и пп2.1 п.2 статьи 6 Закона ХМАО -Югры №35-оз « О выборах депутатов муниципального образования местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», Заявитель обязан был предоставить недостающие документы, а именно документы, подтверждающие изготовление подписных листов, (договор на изготовление услуг, и платежное поручение одновременно с заявлением о регистрации его в качестве кандидата в депутаты, что им не было выполнено. Суд выслушав стороны, заключение старшего помощника прокурора города Урай, Полушкиной Т.М. давшей заключение об отказе в удовлетворении заявления Берегова А.Г., исследовав и оценив в совокупности материалы дела, и представленные доказательства суд приходит к следующему выводу: В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, при этом руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ханты-Мансийского автономного округа №35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.». ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы города Урай назначены выборы депутатов Думы города Урай пятого созыва на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Берегов А.Г. уведомил окружную избирательную комиссию № 1 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва о своем согласии баллотироваться в Депутаты Думы города Урай. ДД.ММ.ГГГГ. представил в указанную комиссию документы для регистрации его в качестве кандидата, что подтверждается справкой (подтверждением) о приеме документов окружной избирательной комиссии № 1 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 1 для регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва от Берегова А.Г. в порядке самовыдвижения. В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон) соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постояннодействующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения,либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Согласно п.8 ст.3 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югра от 18.06.2003 №35 - оз «О выборах депутатов муниципального образования местного самоуправления в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре» (далее по тексту -Закон) вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению к Федеральному закону и автобиография кандидата с указанием сведений о кандидате в объеме, не меньшем, чем объем биографических данных, вносимых в избирательный бюллетень. Порядок и сроки представления документов для регистрации установлены ст. 4 Закона ХМАО -Югры №35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре.». Для регистрации кандидат не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона. Если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей, для регистрации кандидата также представляются подписные листы, протокол об итогах сбора подписей и иные документы, указанные в статье 3.1 настоящего Закона, оформленные в соответствии с настоящим Законом. В п. 1 ст.3.1 Закона установлена обязанность кандидата по представлению первичных финансовых документов, подтверждающих факт оплаты подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, в соответствующую избирательную комиссию вместе с документами для регистрации кандидата. Указанной нормой определен и соответствующий перечень документов - договор, акт, платежные, иные документы. Из представленной в суд справки (подтверждении) о документах принятых избирательной комиссией, установлено, что в перечне наименование документов отсутствуют справке отсутствуют первичные финансовые документы, подтверждающие факт оплаты подписных листов за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, а именно договор на изготовление и оплату подписных листов ООО «ПиП», и платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ. Сам заявитель Берегов А.Г. в письменном заявлении, а также в судебном заседании подтвердил факт не предоставления указанных выше документов при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ по ошибке, в виду большого объема документов. По результатам проверки об отсутствии данных документов Органом было издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено Заявителю в установленный п.п.1.1.п.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ. Постановлением Органа № № от ДД.ММ.ГГГГ Берегову отказано в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы города Урай 5 созыва. Данный отказ суд считает правомерным и законным, поскольку в соответствии с Законом четко определен перечень документов, необходимых для регистрации, к которым отнесены, в том числе договор, акт, платежные, иные документы об оплате подписных листов. Доводы Заявителя об ограничении Органом, его прав в сдаче комиссии документов, подтверждающих изготовление и оплату подписных листов, 03, 05 и 06 февраля 2011 года, суд находит не состоятельными и не существенными для разрешения настоящего спора, поскольку Заявитель обязан был предоставить указанные документы при подаче заявления о его регистрации, в определенный законом срок т.е. до 31 января 2011 года. В данном случае постановление избирательной комиссии вынесено в полном соответствии со ст.3.1 Закона №35-оз ХМАО-Югры, поскольку в соответствии с указанной нормой регламентировано, что «документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда ( договор, платежные, иные документы) кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с документами для регистрации кандидата.» Ссылку Заявителя в данном случае на статью 38 п1.1. ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которой по мнению заявителя он мог представить в избирательную комиссию не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить, уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы ( за исключением подписных листов с подписями избирателей.), в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе и к их оформлению, суд находит не состоятельной, а его выводы ошибочными, поскольку указанная норма не применима к возникшим спорным правоотношениям, т.к. в данном случае не предоставленные Заявителем документы договор № от ДД.ММ.ГГГГ на изготовление и оплату подписных листов, и платежное поручение №, не являются документами уточняющими сведения о кандидате, ( к которым отнесены сведения об образовании, о месте работы, службы, о занимаемой должности), а являются документами, подтверждающими изготовление подписных листов за счет средств избирательного фонда, т.е сведениями о размере и об источниках доходов кандидатов, порядок и сроки предоставления которых закреплены законодательно, и отсутствие данных документов влечет безусловный отказ в регистрации. На основании изложенного суд приходит к выводу о законности оспариваемого Заявителем решение Органа, что в соответствии с частью 2 ст 261 ГПК РФ, является основанием для отказа в удовлетворении заявления Берегова А.Г. Руководствуясь статьями 194-199- 259-261 ГПК РФ, суд - Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Берегова А.Г. о признании неправомерным и отмене постановления окружной избирательной комиссии № 1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы города Урай 5-го созыва отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти дней со дня принятия решения суда в кассационном порядке через Урайский городской суд. Судья: З.М. Джилаканова