о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты думы города Урая пятого созыва по многомандатному избиральному округу № 4



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2011 года     город Урай

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Орловой Г. К.,

с участием:

прокурора -помощника прокурора г. Урая Ситдикова Е. М.,

заявителя Гречица В. В.,

представителя заявителя Паевского В. Ф., действующего на основании доверенности от 22.02.2011 года,

представителей окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва - председателя ФИО11 адвоката ФИО12., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Бушуевой М. Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-171/2011 по заявлению Гречица ФИО10 о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва от 07 февраля 2011 года об отказе в регистрации Гречица В. В. кандидатом в депутаты города Урая пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4,

                                   у с т а н о в и л:

Гречиц В. В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, мотивируя тем, что 07 февраля 2011 года окружной избирательной комиссией № 4 ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу, о чем было вынесено постановление от 07.02.2011 года. данное постановление ему было вручено 07.02.2011 года.

Считает, что данное постановление незаконным и подлежащим отмене.

03 февраля 2011 года избирательная комиссия не уведомила его о назначении заседания по проверке достоверности представленных им сведений. В результате чего он не участвовал в заседании данной комиссии и не мог заявить просьбу о предоставлении ему времени для устранения выявленных нарушений. Комиссия, выявив нарушения, не дала ему время для устранения нарушений, а лишь только уведомила о выявленных нарушениях.

Считает, что незаконные действия нарушают его избирательные права.

Ссылаясь на ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее по тексту Федеральный закон) указывает, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Также в период выборов на избирательные комиссии муниципальных образований возложена важнейшая задача по осуществлению контроля на территории муниципального образования за соблюдением избирательных прав и права на участие в выборах граждан РФ.

Данный контроль направлен на защиту как права быть избранным (кандидата в депутаты) так и на защиту прав избирателя.

Формальное исполнение обязанностей по контролю за соблюдением избирательных прав повлечет еще большее нарушение избирательных прав. Это выражается в лишении прав избирателей избирать конкретного кандидата.

Особенно это видно при соблюдении формальных требований закона, а именно не предоставление кандидатом сведений, которые не искажают и не изменяют ранее представленные документы по фактическому состоянию кандидата (финансовому, материальному, образовательному и др.) хотя и является нарушением. Считает, что данное нарушение не порождает как в настоящем так и в будущем каких-либо нарушениях чьих либо избирательных прав, так как уже имеющиеся сведения в полном мере отражают необходимые и предусмотренные федеральными законом сведения о кандидате. Однако, при формальном подходе к таким нарушениям и отказе в регистрации по данным основаниям в дальнейшем существенно и бесповоротно нарушают избирательные права избирателей и их лишают права избирать тех кандидатов, за которые они хотят голосовать. В результате чего ликвидируется основное и главное достижение гражданского общества это право избирать и быть избранным. Тем самым фактически происходит реальная подмена ценности права избирать конкретного человека и быть избранным на ценность правил выборов.

Просит признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № от 07 февраля 2011 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты города Урая пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4.

От окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва поступило письменное возражение, в котором они указывают, что требования Гречица В. В. являются незаконными и необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим причинам:

Ссылаясь на п. 2 ст. 78, п. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на п. 2 ст. 260 ГПК РФ указывают, что Гречицем В. В. пропущен срок обращения в суд для обжалования решения окружной избирательной комиссии № 4 от 07.02.2011 года. Сроки для обжалования указанного решения истекли 16 февраля 2011 года. Данный срок не подлежит восстановлению ни при каких обстоятельствах.

Ссылаясь на ст. 109 ГПК РФ считают, что суд должен возвратить заявителю его жалобу.

Также считают, что данное обстоятельство является самостоятельным и достаточным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований.

Поясняют суду и о том, что требования Гречица ВА. В. незаконными, необоснованны и не подлежат удовлетворению и по другим причинам:

Гречиц В. В. в нарушение п. 1 ст. 4, п. 1,2 ст. 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее Закон ХМАО- Югры) не предоставил в установленный срок на бумажном носителе и в машиночитаемом виде сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата («Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» по форме № 1 согласно Инструкции). Указанный документ не был предоставлен ни машиночитаемом виде, ни на бумажном носителе за подписью кандидата.

03 февраля 2011 года по результатам проверки документов, предоставленных заявителем для регистрации кандидата, гражданин Гречицу В. В. был уведомлен окружной избирательной комиссией № 4 путем вручения копии Постановления от 03.02.2011 года «О результатах проверки достоверности сведений», о том, что среди документов, необходимых для его регистрации кандидатом отсутствуют документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом и Законом ХМАО-Югры для регистрации кандидата (в установленный срок единовременно не представлен на бумажном носителе за подписью кандидата и не представлен в машиночитаемом виде «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» по форме 1 согласно Инструкции).

Одновременно, путем вручения вышеуказанного По становления от 03.02.2011 года заявитель был поставлен в известность относительно нарушений закона, содержащихся в предоставленных им документах (в том числе: автобиография не соответствует требованиям, предусмотренным п. 5 ст. 63 Федерального закона), а также об отсутствии в числе этих документов, иных документов, которые требуется предоставить для регистрации в соответствии с Федеральным Законом и Законом ХМАО-Югры (не предоставлено согласие кандидата баллотироваться от избирательного объединения, что требуется сделать согласно пунктов 2 и 3 ст. 33 Федерального закона), о чем было прямо указано в тексте данного Постановления.

Таким образом, Гречиц В. В. не предоставил в установленный срок полный пакет документов, который необходим в соответствии с законодательством для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы г. Урай пятого созыва.

Ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления предоставленных документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата.

Согласно положениям Федерального закона кандидат вправе только лишь заменять ранее уже предоставленные документы с целью приведения их оформления в соответствии с требованиями законодательства, а также уточнять и дополнять текст ранее представленных документов, содержащих сведения о нем. Федеральный закон, а также другие законы не предоставляют кандидатам права доносить документы для регистрации кандидатом (т.е. кандидат не вправе предоставлять доя регистрации новые документы, которые по каким-либо причинам ранее не представлялись, в том числе не вправе доносить документы, не предоставленные в установленный срок).

Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и Законом ХМАО сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются.

В связи с отсутствием правовых оснований доля регистрации гражданина Гречица В. В. кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва окружная комиссия № 4 приняла решение в форме Постановления от 07 февраля 2011 года, которым отказала Гречицу В. В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу.

Просят отказать Гречицу В. В. в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании Гречиц В. В. заявление и доводы, изложенные в нем, поддержал в полном объеме.

Просил удовлетворить его заявление.

Представитель заявителя - Паевский В. Ф. заявление Гречица В. В. и доводы, изложенные в нем, поддержал в полном объеме. Дополнил, что не согласен с доводами возражения о пропуске срока, т.к. в силу ст. 107 ГПК РФ срок для обжалования решения начинает течь со следующего дня, а в данном случае норма Федерального закона является неконституционной, ограничивая право Гречица В. В. для исчисления сроков на обжалование в ином порядке.

Письменное согласие Гречица В. В. региональному отделению политической партии «Справедливая Россия» было дано им до принятия решения о выдвижении его от партии. Дата «21 января 2011 года» является - датой подачи данного согласия в окружную избирательную комиссию.

Также пояснил, что ни одним законом не предусмотрен срок, когда такое согласие должно быть выражено.

Просит заявление Гречица В. В. удовлетворить в полном объеме.

Представитель окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва ФИО12 в судебном заседании в полном объеме поддержала доводы и основания, изложенные в письменном возражении, и просила в удовлетворении заявления Гречица В. В. отказать как не основанные на законе и не соответствующие законодательству.

Представитель окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва ФИО11 в судебном заседании в полном объеме поддержала доводы и основания, изложенные в письменном возражении, и просил в удовлетворении заявления Гречица В. В. отказать.

Исследовав материалы дела, представленные доводы и доказательства, выслушав заявителя Гречица В. В., его представителя Паевского В. Ф., представителей окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва ФИО12. и ФИО11., заключение помощника прокурора г. Урая Полушкиной Т. М., оценив в совокупности материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, при этом руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ханты-Мансийского автономного округа №35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Согласно п.1, 1.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.

Порядок применения п. 1.1. ст. 38 Федерального закона разъяснен в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ №203/1272-4 от 23.03.2007 г. «О разъяснении порядка применения пункта 1.1. подпунктов «в1», «в2» пункта 24, подпунктов «61, «62» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому, ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидатом согласно подпункту «в» пункта 24 ст. 38 Федерального закона. Кандидат не в праве дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. При этом, из вышеуказанного Постановления следует, что кандидат в случае самостоятельного обнаружения также в праве дополнить сведения о себе или привести представленные документы в соответствие с требованиями законодательства, только в том случае, если они оформлены с нарушением закона. Поэтому отсутствие документа, необходимого для регистрации кандидатом, не является проявлением нарушения порядка оформления какого-либо документа, а представляет собой факт отсутствия такого необходимого для регистрации кандидатом документа.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями; закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В соответствии с пунктом 2.1. ст. 6 Закона ХМАО решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и Законом ХМАО сроков или порядка их представления и (или) не


отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 28.01.2011 года Гречиц В. В. (далее заявитель) представил в окружную избирательную комиссию № 4 документы по выдвижению его кандидатом в депутаты Думы города Урая пятого созыва от политической партии «Справедливая Россия».

29.01.2010 года в указанную комиссию представил документы для регистрации, при этом отсутствовали сведения об учете поступления и расходовании средств избирательного фонда кандидата.

Так, согласно справке (подтверждение) о приеме документов окружной избирательной комиссии № 4 для регистрации заявитель представил первый финансовый отчет на бумажном носителе, в машиночитаемом виде такой документ отсутствовал.

Форма представления сведений об учете поступления и расходовании денежных средств избирательного фонда как «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» предусмотрена приложением № 1 Инструкции о прядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, утвержденной постановлением избирательной комиссии Ханты-мансийского автономного округа - Югры № 380 от 17.12.2009 года (далее Инструкция). Данные сведения составляются лично кандидатом и подтверждаются его подписью, являются самостоятельным документом первого финансового отчета, обязанность предоставления которого прямо предусмотрена п. 2.1 ст. 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа.

Гречицем В. В. представлен первый финансовый отчет по форме №6 названной Инструкции на бумажном носителе, но не представлен никакой документы, который бы содержал сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.

Данное обстоятельство подтверждается постановлением комиссии от 03.02.2011 года.

Заявителем не были представлены сведения об учете поступления и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата ни на бумажном, ни на электронном носителе, что подтверждено соответствующей справкой.

Указанное постановление также содержало сведение о несоответствии данных в автобиографии.

Данное постановление вручено заявителю 03.02.2011 года, о чем свидетельствует его личная подпись, и подтверждено в судебном заседании.

Кроме того, суд также учитывает, что данные сведения не были представлены ни в каком виде (ни в бумажном, ни в электронном), что подтверждено в суде.

Как пояснила в суде представитель окружной избирательной комиссии № 4 ФИО12 замечаний по самому первому финансовому отчету не было.

Кроме этого, автобиография Гречица В. В. составлена в нарушение п. 5 ст. 63 Федерального закона. Так, заявитель Гречиц В. В. при составлении автобиографии не выполнил требования подпунктов «е» и «ж» п. 5 ст. 63 Федерального закона, а именно не указал сведения, которые должны размещаться в бюллетене: если кандидат выдвинут избирательным объединением, - слова "выдвинут избирательным объединением" с указанием краткого наименования этого избирательного объединения; если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, - слово "самовыдвижение".

Также в силу п. 2 ст. 3 Закона ХМАО - Югры избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, включенного в заверенный список кандидатов по многомандатному избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в неё в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также письменного согласия лица, выдвигаемого избирательным объединением.

Из представленного в материалы дела «Письменного согласия» Гречица В. В., которое он предоставил в окружную избирательную комиссию, следует, что свое согласие Гречиц В. В. региональному отделению политической партии «Справедливая Россия» выразил 21 января 2011 года, как указано на «Письменном согласии», а решение избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» о выдвижении Гречица В. В. кандидатом в депутаты Думы города Урая пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4 было принято 14 января 2011 года.

Следовательно, указанно решение было принято без письменного согласия Гречица В. В.

Доводы представителя заявителя Паевского В. Ф. в данной части опровергаются совокупностью изложенных обстоятельств.

Как установлено в суде, выявленные нарушения Гречицем В. В. не были устранены на момент принятия решения о его регистрации.

Постановлением от 07 февраля 2011 года в регистрации Гречицу В. В., выдвинутому региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в качестве кандидата в депутаты Думы города Урай пятого созыва, окружной избирательной комиссией № 4 было отказано, в соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального Закона, в связи с отсутствием документов, необходимых для выдвижения и регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы города Урая пятого созыва.

Суд считает, что в данном случае оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, поскольку имело место непредставление кандидатом необходимых документов, что согласно п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидата.

Суд также принимает доводы представителей окружной избирательной комиссии № 4 о пропуске Гречицем В. В. срока для обжалования постановления от 07 февраля 2011 года.

Суд исходит из того, что часть 2 статьи 260 ГПК РФ и часть 2 статьи 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают десятидневный срок для подачи заявления, касающиеся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, который исчисляется со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Установленный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Статья 11.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Так часть 1 указанной нормы гласит, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Таким образом, последний срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения окружной избирательной комиссии № 4 в виде постановления от 07 февраля 2011 года приходился на 16 февраля 2011 года.

Как следует из отметки на постановлении от 07 февраля 2011 года указанное постановление Гречицем В. В. получено в этот же день - 07.02.2011 года, следовательно, последний срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании указанного постановления истекал 16 февраля 2011 года.

Из штемпеля на почтовом конверте, Гречиц В. В. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии 17 февраля 2011 года, то есть по истечении установленного ч. 2 статьи 260 ГПК РФ и ч. 2 статьи 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срока.

В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления Гречица В. В.

На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявления Гречица В. В. следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Гречица ФИО10 о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № 8/1 от 07 февраля 2011 года об отказе в регистрации Гречица В. В. кандидатом в депутаты города Урая пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 4, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти дней со дня принятия решения суда в кассационном порядке через Урайский городской суд.

Судья:        Г. К. Орлова