номер дела 2-181/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 февраля 2011 года город Урай ХМАО -Югры Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Джилакановой З.М. с участием: старшего помощника прокурора г. Урая ПолушкинойТ.М. С, заявителя Коваленко Л.Я. представителя окружной избирательной комиссии № 3 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва адвоката Алексеевой Н. Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Демидовой О.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дела по заявлению Коваленко Л.Я. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии № 3 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № 11/3от 07 февраля 2011 года об отказе в регистрации Коваленко Л.Я. В. кандидатом в депутаты города Урая пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 3, У С Т А Н О В И Л : Коваленко Л.Я. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 28 января 2011года сдал документы в окружную избирательную комиссию для регистрации его кандидатом в депутаты Думы г. Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу №3 07 февраля 2011 года окружной избирательной комиссией № 3 ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Урай пятого созыва по многомандатному избирательному округу, о чем было вынесено постановление № 11/3 от 07.02.2011 года, данное постановление ему было вручено 09.02.2011 года. Указанное постановление считает незаконным и подлежащим отмене, по следующим основаниям; 03 февраля 2011 года на заседании окружной избирательной комиссии №3 были выявлены неточности и недостатки в предоставленных им документах. Основанием для отказа в регистрации его в качестве кандидата в депутаты В Думу города Урая по мнению избирательной комиссии послужило то, что им не было представлены следующие документиы: -сведения об учете поступления и расходования денежных средств. -первый финансовый отчет и сведения об учете поступления и расходования денежных средств в машиночитаемом виде. - сведения об изменении данных о кандидате, ранее представленных избирательную комиссию. С Постановлением избирательной комиссии не согласен, поскольку перечисленные документы на отсутствие которых ссылается комиссия были им представлены. Считает, что незаконные действия нарушают его избирательные права. Ссылаясь на ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее по тексту Федеральный закон) указывает, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации. Также в период выборов на избирательные комиссии муниципальных образований возложена важнейшая задача по осуществлению контроля на территории муниципального образования за соблюдением избирательных прав и права на участие в выборах граждан РФ. Данный контроль направлен на защиту как права быть избранным (кандидата в депутаты) так и на защиту прав избирателя. Формальное исполнение обязанностей по контролю за соблюдением избирательных прав повлечет еще большее нарушение избирательных прав. Это выражается в лишении прав избирателей избирать конкретного кандидата. Особенно это видно при соблюдении формальных требований закона, а именно не предоставление кандидатом сведений, которые не искажают и не изменяют ранее представленные документы по фактическому состоянию кандидата (финансовому, материальному, образовательному и др.) хотя и является нарушением. Считает, что данное нарушение не порождает как в настоящем так и в будущем каких-либо нарушениях чьих либо избирательных прав, так как уже имеющиеся сведения в полном мере отражают необходимые и предусмотренные федеральными законом сведения о кандидате. Однако, при формальном подходе к таким нарушениям и отказе в регистрации по данным основаниям в дальнейшем существенно и бесповоротно нарушают избирательные права избирателей и их лишают права избирать тех кандидатов, за которые они хотят голосовать. В результате чего ликвидируется основное и главное достижение гражданского общества это право избирать и быть избранным. Тем самым фактически происходит реальная подмена ценности права избирать конкретного человека и быть избранным на ценность правил выборов. Просит признать незаконным постановление окружной избирательной комиссии № 3 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № 11/3от 07 февраля 2011 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты города Урая пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 3. От окружной избирательной комиссии № 3 по выборам депутатов Думы города Урай пятого созыва поступило письменное возражение, ( приобщенное к материалам дела), в котором они указывают, что требования Коваленко Л.Я.. являются незаконными и необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим причинам: Ссылаясь на п. 2 ст. 78, п. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на п. 2 ст. 260 ГПК РФ указывают, что Коваленко Л.Я. пропущен срок обращения в суд для обжалования решения окружной избирательной комиссии № 4 от 07.02.2011 года. Сроки для обжалования указанного решения истекли 16 февраля 2011 года. Данный срок не подлежит восстановлению, ни при каких обстоятельствах. Ссылаясь на ст. 109 ГПК РФ считают, что суд должен возвратить заявителю его жалобу, т.к. считают, что данное обстоятельство является самостоятельным и достаточным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований. Кроме того, в возражении также указано, что требования Коваленко не подлежат удовлетворению и по другим основаниям, поскольку Коваленко Л. Я. в нарушение п. 1 ст. 4, п. 1,2 ст. 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее Закон ХМАО- Югры) не предоставил в установленный срок на бумажном носителе и в машиночитаемом виде сведения об учете поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата («Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» по форме № 1 согласно Инструкции). Указанный документ не был предоставлен ни машиночитаемом виде, ни на бумажном носителе за подписью кандидата. 03 февраля 2011 года по результатам проверки документов, предоставленных заявителем для регистрации кандидата, Коваленко Л.Я. был уведомлен окружной избирательной комиссией № 3 путем вручения копии Постановления № 8/5 от 03.02.2011 года «О результатах проверки достоверности сведений», о том, что среди документов, необходимых для его регистрации кандидатом отсутствуют документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом и Законом ХМАО-Югры для регистрации кандидата (в установленный срок единовременно не представлен на бумажном носителе за подписью кандидата и не представлен в машиночитаемом виде «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» по форме 1 согласно Инструкции). Одновременно, путем вручения вышеуказанного Постановления № 8/5 от 03.02.2011 года заявитель был поставлен в известность относительно нарушений закона, содержащихся в предоставленных им документах (первый финансовый отчет предоставлен по форме №8, в то время как он должен быть предоставлен по форме № 6 согласно инструкции), а также об отсутствии в числе представленных документов не представлены сведения об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, что закреплено в п. 1ст. 4 Закона ХМАО, и о чем прямо указано в тексте Постановления. В нарушение законодательства заявитель Коваленко не представил в числе документов необходимых для регистрации кандидатом, сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата ( учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата по форме 1, согласно Инструкции ) в машиночитаемом виде и за подписью кандидата, первый финансовый отчет по форме №6, в машиночитаемом идее и за подписью кандидата. Таким образом, отказ в регистрации Коваленко в качестве кандидата в депутаты Думы города Урай пятого созыва, вызван не предоставлением в установленный срок полного пакета документов, который необходим в соответствии с законодательством. Ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления предоставленных документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Согласно положениям Федерального закона кандидат вправе только лишь заменять ранее уже предоставленные документы с целью приведения их оформления в соответствии с требованиями законодательства, а также уточнять и дополнять текст ранее представленных документов, содержащих сведения о нем. Федеральный закон, а также другие законы не предоставляют кандидатам права доносить документы для регистрации кандидатом (т.е. кандидат не вправе предоставлять доя регистрации новые документы, которые по каким-либо причинам ранее не представлялись, в том числе не вправе доносить документы, не предоставленные в установленный срок). Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и Законом ХМАО сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются. В судебном заседании Коваленко Л.Я. в полном объеме поддержал доводы и обоснования, изложенные в письменном заявлении, просил заявление удовлетворить, указав, что с заявлением о пропуске им срока обжалования постановления не согласен, поскольку постановление получил 09 февраля 2011 года. Представитель окружной избирательной комиссии № 3 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва Алексеева Н. Б. в судебном заседании в полном объеме поддержала доводы и основания, изложенные в письменном возражении, и просила в удовлетворении заявления Коваленко Л.Я. отказать как не основанные на законе и не соответствующие законодательству. Заслушав заявителя, представителя окружной избирательной комиссии, заключение старшего помощника прокурора г. Урая Полушкиной Т. М., исследовав и оценив в совокупности материалы дела, представленные доказательства, приходит к следующему выводу: В соответствии со ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, при этом руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ханты-Мансийского автономного округа №35-оз «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре». Согласно п.1, 1.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи. Порядок применения п. 1.1. ст. 38 Федерального закона разъяснен в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ №203/1272-4 от 23.03.2007 г. «О разъяснении порядка применения пункта 1.1. подпунктов «в1», «в2» пункта 24, подпунктов «61, «62» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому, ответственность за предоставление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 6 Закона ХМАО -Югры решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» При этом документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и Законом ХМАО сроков или порядка их предоставления и ( или ) не отраженные в соответствующих справках ( подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации не учитываются. В судебном заседании установлено и нашло свое подтверждение то обстоятельство, что заявителем Коваленко не был представлен полный пакет документов в соответствии с требованиями закона, а именно: -сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, (учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата по форме 1, согласно Инструкции ) в машиночитаемом виде и за подписью кандидата. - первый финансовый отчет по форме №6, в машиночитаемом идее и за подписью кандидата. - сведения об отсутствии изменений о кандидате в ранее предоставленных в избирательную комиссию сведениях. При этом, из вышеуказанного Постановления следует, что кандидат в случае самостоятельного обнаружения также в праве дополнить сведения о себе или привести представленные документы в соответствие с требованиями законодательства, только в том случае, если они оформлены с нарушением закона. Поэтому отсутствие документа, необходимого для регистрации кандидатом, не является проявлением нарушения порядка оформления какого-либо документа, а представляет собой факт отсутствия такого необходимого для регистрации кандидатом документа. Так, согласно справке (подтверждение) о приеме документов окружной избирательной комиссии № 3 для регистрации заявитель не представил первый финансовый отчет на бумажном носителе, в машиночитаемом виде такой документ отсутствовал. Форма представления сведений об учете поступления и расходовании денежных средств избирательного фонда как «Учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата» предусмотрена приложением № 1 Инструкции о прядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, утвержденной постановлением избирательной комиссии Ханты-мансийского автономного округа - Югры № 380 от 17.12.2009 года (далее Инструкция). Данные сведения составляются лично кандидатом и подтверждаются его подписью, являются самостоятельным документом первого финансового отчета, обязанность предоставления которого прямо предусмотрена п. 2.1 ст. 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа. Коваленко Л.Я. представлен первый финансовый отчет по форме №8, вместо установленной формы № 6, что не соответствует требованиям закона, при этом не представлен никакой документы, который бы содержал сведения об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата. Данное обстоятельство подтверждается постановлением комиссии №8\5 от 03.02.2011 года. Заявителем не были представлены сведения об учете поступления и расходовании денежных средств избирательного фонда кандидата ни на бумажном, ни на электронном носителе, что подтверждено соответствующей справкой. Указанное постановление также содержало сведение о несоответствии данных в автобиографии. Данное постановление вручено заявителю 03.02.2011 года, о чем свидетельствует его личная подпись, и подтверждено в судебном заседании. Кроме того, суд также учитывает, что данные сведения не были представлены ни в каком виде (ни в бумажном, ни в электронном), что подтверждено в суде. Как пояснила в суде представитель окружной избирательной комиссии № 3 Алексеева Н. Б. сам финансовый отчет№1, был предоставлен не по соответствующей форме №6, а по форме № 8. Постановлением №11/3 от 07 февраля 2011 года в регистрации Коваленко Л.Я, в качестве кандидата в депутаты Думы города Урай пятого созыва, окружной избирательной комиссией №3 было отказано, в соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального Закона, в связи с отсутствием документов, необходимых для выдвижения и регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы города Урая пятого созыва. Суд считает, что в данном случае оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно, поскольку имело место непредставление кандидатом необходимых документов, что согласно п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидата. Суд также принимает доводы представителей окружной избирательной комиссии №3 о пропуске Коваленко Л.Я. срока для обжалования постановления № 11/3 от 07 февраля 2011 года. Суд исходит из того, что часть 2 статьи 260 ГПК РФ и часть 2 статьи 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривают десятидневный срок для подачи заявления, касающиеся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, который исчисляется со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Установленный процессуальный срок восстановлению не подлежит. Статья 11.1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Так часть 1 указанной нормы гласит, что если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. Таким образом, последний срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании решения окружной избирательной комиссии № 3 в виде постановления № 11/3от 07 февраля 2011 года приходился на 16 февраля 2011 года. Как следует из телефонограммы №24 от 08.02.2011 года, ( принятой лично заявителем в 17 час. 50 мин), Коваленко Л.Я. 08.02.2011 года был повторно приглашен для получения Постановления об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Урая пятого созыва. следовательно, последний срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании указанного постановления истекал 16 февраля 2011 года. Из штемпеля на почтовом конверте, Коваленко Л.Я. обратился в суд с заявлением об обжаловании решения избирательной комиссии 17 февраля 2011 года, то есть по истечении установленного ч. 2 статьи 260 ГПК РФ и ч. 2 статьи 78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срока. В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления Коваленко Л.Я. В соответствии с вышеизложенными нормами закона срок для обжалования решений избирательных комиссий является пресекательным и восстановлению не подлежит. На основании изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявления Коваленко Л.Я. следует отказать. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Коваленко Л.Я. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии № 4 по выборам депутатов Думы города Урая пятого созыва № 11/3 от 07 февраля 2011 года об отказе в регистрации Коваленко Л.Я. кандидатом в депутаты города Урая пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 3, отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти дней со дня принятия решения суда в кассационном порядке через Урайский городской суд. Судья: З.М. Джилаканова